DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Каково это – быть глухим экскурсоводом?

Некоторые полагают, что работа экскурсоводом для глухих не требует особых навыков и стать им сможет любой человек – достаточно иметь хорошую память и быть асом в РЖЯ. После того, как вникаешь в тонкости этой профессии, становится понятно, насколько это непросто. Надо общаться сo зрителями, у которых разные предпочтения, находить подходы. Должно быть и желание делиться чем-то интересным. Следовательно – необходимо постоянное стремление изучить что-то новое, расширить имеющиеся знания!

Профессия экскурсовода, по мне, необычная и разноплановая – сочетает в себе умения артиста, преподавателя, психолога и ещё десятки других талантов. Простая экскурсия по выставке – это же театр одного актёра, а слушатели – его публика! Важна артистичная и вдохновенная подача материала, ведь восприятие зрителями информации зависит от умения экскурсовода репрезентировать чувства и эмоции создателей шедевров. Да и сами люди, которые слушают мои рассказы, вносят определённые краски в мою жизнь, так как узнаю от них много нового, интересного.

КАКОВО ЭТО – БЫТЬ ГЛУХИМ ЭКСКУРСОВОДОМ?
Я помню свою первую экскурсию: перед началом руки тряслись и потели ладони, а мысли, путались, перескакивая с одной темы на другую. Но всё прошло на ура. Я поверил в свои силы! Это было в 2017 году, во время обучения на курсах подготовки глухих экскурсоводов, организованных музеем «Гараж». Об этих курсах не раз было написано и говорено. Нам не только читали лекции, но и водили по музеям. Мы смотрели, как действуют профи, учились сами «экскурсоводить», отрабатывая навыки друг на друге.

Для меня было в новинку, что для успеха на ниве экскурсоводства требуется не только знать искусство и владеть РЖЯ, но и уметь строить линию рассказа, знать грамматику русского языка, учитывать логические переходы, следить за временем и улавливать общий настрой группы.

Нас учили методике составления маршрутов и написании своего индивидуального текста. Обучали также, где вставать к аудитории, где в зале размещать группу, как учитывать освещение, как показывать объекты. Мало просто рассказывать – надо выкладываться по полной, вложить свою душу в своё повествование.

Прошло немало времени с окончания курсов, за моей спиной уже несколько выставок. Да, в первое время было сложно. Неуверенность, надежда на авось, отсутствие опыта, слабая предварительная подготовка, недостаток информации материала давали о себе знать. Но я думал, посещал различные выставки, музеи, покупал специальную литературу, стал работать над своими жестами.

Некоторые вещи приходили только с практикой. Например, понял, что приходится иногда менять маршрут, когда у нужной картины торчит другая экскурсионная группа. Научился сокращать экскурсию, если музей закрывали раньше положенного.

Выяснилось, что все люди по-разному воспитаны. Не нужно от посетителей ожидать только хорошее. Были те, кто пытался трогать каждое произведение искусства, трепаться друг с другом, не слушая экскурсовода, игнорировать музейные правила.

КАКОВО ЭТО – БЫТЬ ГЛУХИМ ЭКСКУРСОВОДОМ?
Особенный бич – это неуважение к труду экскурсоводов и других посетителей экскурсий. К примеру, когда открывают онлайн-запись к экскурсии – все валом записываются впрок. Группа, вроде бы, набранная, но в день экскурсии – хорошо, если приходит половина записавшихся. «Прогульщики» не отменяют бронь, в итоге экскурсоводу, вместо того, чтобы спокойно готовиться, приходится отслеживать, все пришли или как, звонить людям, выяснять: они вообще не придут или просто опаздывают. А те посетители, которые хотели бы попасть на выставку, не могут этого сделать – в онлайне-то группа формально уже заполнена! Готового решения данного вопроса, кроме повышения культуры общества глухих, у меня нет. Разве что – сделать экскурсии платными, чтобы при бронировании билета вносилась предоплата заранее. Тогда никому не захочется впустую терять свои кровные.

Трудности случались и с выставками, особенно со специфическими (на тему физики, химии или робототехники, к примеру). Проблема тут возникает в недостатке нужных жестов для конкретных терминов. Все время дактилировать нельзя: зрителям станет скучно, и динамика рассказа может разрушиться.

А к искусственно придуманным жестам прибегать нежелательно. Приходится от времени ко времени обращаться к знающим глухим людям, тем, которые в силу своих профессий сталкиваются с такими терминами. Так что работа с текстом – постоянная учёба, пополнение и совершенствование своего словарного запаса, владения РЖЯ.

А что касается подготовки текста к своей экскурсии – не секрет, что у каждого экскурсовода свой маршрут и свой набор экспонатов, о которых он будет рассказывать. Следовательно, текст и линия повествования индивидуальны у каждого гида.

Зачастую текст к экскурсиям я готовлю сам, на основе материалов, предоставленных музеем. Музеи заинтересованы в том, чтоб экскурсоводы рассказывали то, что соответствует философии и концепции выставки, в рамках которой ведутся экскурсии. Правда, музеи помогают по-разному. Один музей поддерживает всеми силами. Материалы? Фотографии? Список работ? Рекомендуемые маршруты? Нет проблем, все дадим! А другой даёт немного информации и требует идти на амбразуру… Тогда я сам роюсь в интернете и ищу дополнительные сведения.

После того, как предварительный текст написан – начинается важный этап: сдача пробной экскурсии. Многое зависит от того, как ты хорошо подготовился к ней, как глубоко погрузился в тему, как хорошо тебе перевели на кураторской экскурсии, которая всегда предшествует любой выставке. Важно, насколько лояльны к тебе специалисты музея, подмечая ошибки и давая советы. Без тесного сотрудничества с организаторами выставки экскурсоводу никуда.

Бывает сложно, когда среди участников экскурсии встречаются люди, плохо знающие РЖЯ. Я, выросший в семье глухих, отлично знаю жестовый язык, мне нравится на нем говорить. Но посетитель может пострадать… Когда я перед началом экскурсии вижу перед собой не владеющих РЖЯ гостей, то стараюсь артикулировать слова и применять моменты КЖР. Хотя, бывало, увлекаюсь своим рассказом и забываю, что в группе бывают не только «РЖЯшники», но и «оралисты»…

КАКОВО ЭТО – БЫТЬ ГЛУХИМ ЭКСКУРСОВОДОМ?
Помню случай в Третьяковской галерее, когда на мою экскурсию заявилась группа глухих туристов из Франции и присоединилась к москвичам, которые зарегистрировались. Им переводила женщина – русская эмигрантка. Это непросто, скажу вам. Спасло то, что я с грехом пополам могу общаться на международных жестах… Рассказывал то на РЖЯ, то на МЖ, если переводчик не поспевал перевести мою речь, в итоге экскурсия растянулась на целые два с половиной часа. По окончании я был выжат как лимон, но в итоге справился с непростой задачей.

Ещё мне нравится, когда на мои экскурсии приходят глухие художники, стараюсь вовлекать их в дискуссии в ходе экскурсии. Часто благодаря им я узнаю, как можно создавалась та или иная картина, какие приёмы и инструменты применялись. В итоге зрители получают больше информации, а я в свою очередь, получаю интересные факты, которые обычно использую в следующих экскурсиях.

Периодически у меня возникают сложности с детьми или подростками. Юнцы выросли в путинскую эпоху и имеют очень скудное понимание процессов и событий недавнего прошлого. Помимо этого, они почти все – жертвы ««лучшего в мире образования», словарный запас у них очень скудный. Приходится проявлять чудеса педагогического творчества, пояснять так, чтобы это было интересно не только детям, но и взрослым, более развитым посетителям.

Возникают трудности и с другим направлением работы глухих экскурсоводов – видеосъёмками. На живой экскурсии можно ошибиться и тут же поправиться, отвлечься на что-то. При съёмке всё должно быть строго выверено, ни на момент не расслабишься. Порой подготовка к съёмке и повторяющиеся дубли занимают две трети времени, отведённого на саму видеофиксацию.

Одна из непростых задач – подобрать подходящий жест или пояснение к не употребляемым в бытовом общении словам. К примеру, как передать термин «абстрактный портрет» так, чтобы это было понятно любому, кто посмотрит видео? А «коммьюнити-арт»? Даже более простые слова – «граф», «князь», «герцог» – как различить их на ЖЯ? А уж самая сложность с научными терминами типа «астрономическая единица», «фотоны», «оптическая иллюзия», «квантовая физика» … Тогда приходит понимание, что жестовому языку есть куда расти. Многие слова не имеют устойчивых жестов. Особенно это касается направлений и течений в искусстве, короче говоря, всяких «измов». Импрессионизм, кубизм, сентиментализм и тому подобное.

В этом плане глухие экскурсоводы тесно работают с музеями, которые заинтересованы в проведении качественных экскурсий на жестовом языке. Проводятся обсуждения, встречи с экспертами РЖЯ, находятся общие решения. Постепенно создаются словари узкоспециализированных терминов, которые в будущем могут превратиться в единый музейный глоссарий на РЖЯ, что облегчит работу не только глухим экскурсоводам, но и переводчикам РЖЯ. Работы непочатый край!

На данный момент глухие экскурсоводы активно работают только в Москве и Санкт-Петербурге. В других местах ЖЯ-экскурсии проходят урывками, но спрос на них имеется. Развивается кооперация глухих экскурсоводов по всей России, которая может потом перерасти в полноценную ассоциацию.

Появилось несколько желающих водить экскурсии на постоянной основе у себя в своем городе. Глухой столичный гид Виктория Берлизова уже ведёт дистанционные курсы для желающих в рамках проекта «Как стать глухим экскурсоводом».

Подводя итог, скажу следующее: быть глухим экскурсоводом непросто, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение и радость, когда я вижу, что зрители наслаждаются получением информации на понятном им жестовом языке или узнают про свои любимые работы что-то новое. Для меня наградой являются аплодисменты и удовлетворенные лица слушателей экскурсий по окончании.

https://deafmos.ru/

18.12.2020

Встреча Станислава Иванова с Сергеем Мироновым

18 декабря президент ВОГ провёл онлайн-встречу с руководителем партии «Справедливая Россия». Стороны обсудили проблемы в сфере жизнедеятельности киса сайт знакомств ...

В Москве пройдет рождественская выставка работ неслышащих художников

В Музее печатной графики 25 декабря откроется художественная выставка «И творчество, и чудотворство», на которой будут представлены работы глухих скачать сайт знакомств мамба ...