Общество глухих

«Девочка, которая начала слышать два года назад, сегодня - студентка медицинского университета»

На индивидуальных занятиях с сурдопедагогом ребенок учится произносить сначала звуки, потом - словаНа индивидуальных занятиях с сурдопедагогом ребенок учится произносить сначала звуки, потом - слова

В Беларуси делают операции, после которых глухие с рождения дети начинают слышать. А после специальной реабилитации - еще и говорить

В 2000 году в Беларуси была проведена первая операция по кохлеарной имплантации (КИ), которая дает возможность слышать глухим людям. Сегодня по этой методике в РНПЦ отолорингологии уже прооперировано почти 500 человек, и большинство из них - дети.

Операция высокотехнологичная и дорогая - около 20 тысяч евро (гражданам Беларуси ее делают за счет государства). Но мгновенного чуда не происходит. Не будет его и месяцы спустя, если ничего не делать. Врачи об этом предупреждают, но у многих родителей все равно наступает разочарование и отчаяние: такую операцию сделали, а ребенок не воспринимает звуки, лепечет что-то нечленораздельное.

Взрослым проще - им кохлеарный имплант возвращает слух, утраченный по разным причинам, и они просто заново учатся слушать. Дети же слышат все звуки впервые (им эту операцию делают при полной врожденной глухоте), и для них это некая какофония, от которой больше страха, нежели радости. Чтобы превратить ее в понятные слова, а потом и научить ребенка эти слова произносить, нужна огромная работа, в которой задействованы как специалисты, так и родители. Все это называется комплексной реабилитацией. А что она собой представляет, мы узнали, побывав в Минском ресурсном центре оказания комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха. Создан он на базе специальной школы №14 для детей с нарушением слуха. Поэтому педагоги здесь очень сильные и своей работой искренне увлеченные.

Кохлеарный имплант состоит из двух частей: во внутреннее ухо вживлена миниатюрная электронная система, снаружи - речевой процессор Фото: Павел МАРТИНЧИК

Кохлеарный имплант состоит из двух частей: во внутреннее ухо вживлена миниатюрная электронная система, снаружи - речевой процессор

«Если ребенок, увидев на картинке машину, скажет «маина», сурдопедагог будет счастлив»

- О-о-о-о. А-а-а-а, - все увереннее слышен за дверью детский голос, повторяющий за учителем звуки. Слышно поочередно короткое звучание ксилофона, колокольчика, свистка. Руководитель ресурсного центра Ксения Березкина проводит индивидуальное занятие с семилетним Денисом. После кохлеарной имплантации он уже знает, как звучит голос мамы, различает другие звуки и осваивает их произношение.

- Для нас важно, чтобы ребенок слышал, понимал, что слышит и старался это воспроизвести, - говорит педагог. - Например, если ребенок, увидев на картинке машину, скажет «маина», сурдопедагог будет счастлив - это значит, ребенок слышит. А корректировать произношение будет уже впоследствии логопед.

Через два часа у Дениса, как и у других ребят, которые тоже учатся слушать и говорить, начнутся групповые занятия: ритмика и танец, вокал, театральная студия. А в субботу они будут рисовать, причем занятия студии изобразительной деятельности «Фарба» нередко проходят в самом Национальном художественном музее.

- К вам в центр, наверное, просто так и не попадешь? - интересуюсь у директора школы Натальи Кравчук.

- Наоборот! Мы хотим, чтобы к нам пришло как можно больше деток, которым нужна профессиональная комплексная реабилитация после кохлеарной имплантации. Многие родители просто об этом не знают. Для того чтобы подготовить ребенка к обычной школе по месту жительства, они готовы искать сурдопедагогов и платить за различные дополнительные занятия. А у нас все бесплатно и в комплексе: занятия групповые, индивидуальная работа сурдопедагога с ребенком, обучающие занятия и консультации психолога для родителей.

Ведь когда ребенку включили аппарат, он сразу даже не поймет, откуда идет звук, не говоря о том, чтобы связать его с каким-то предметом или действием. Его надо приучать к каждому звуку, объяснять его. Важно, что здесь он имеет возможность увидеть детей, похожих на него, общаться, не считать себя «не таким как все».

Ведь наша цель - сделать все, чтобы дети с кохлеарными имплантами оказались не в спецшколе или интегрированной группе, а закончили обычные детский сад и школу, потом вуз и стали полноценными членами общества. Иначе какой смысл в том прорыве, который совершили их родители и врачи, в той дорогостоящей операции?

При правильном подходе результаты просто поразительные. Например, девочка, которой два года назад сделали операцию, поступила в этом году в медицинский университет. Представляете, до имплантации она вообще не слышала и не разговаривала!

Физическая подготовка тоже очень важна в восстановлении слуха Фото: Павел МАРТИНЧИК

Физическая подготовка тоже очень важна в восстановлении слуха

Людей, которые слабо слышат, можно узнать по походке

- Чем раньше обратятся к сурдопедагогу родители ребенка, у которого нарушения слуха, тем быстрее можно достичь хорошего результата, - говорит Ксения Березкина. - Как правило, сейчас кохлеарную имплантацию делают тетям в возрасте от года до трех лет. Но к сурдопедагогу родителям надо обращаться не только после операции, но и при подготовке к ней. Это помогает ему быстрее научиться слушать с имплантом, быстрее пройти реабилитацию и исключить развитие вторичных особенностей развития как физических, так и психологических.

- В вашем центре тоже занимаются с такими маленькими детьми? Чем же им можно помочь, пока они совсем не слышат?

- При таких нарушениях слуха есть особенности физического развития. В частности, нарушение функции вестибулярного аппарата. Кстати, по этой причине слабослышащих людей зачастую можно узнать по специфической походке. Поэтому надо заниматься корректировкой этих нарушений как можно раньше - помогать ребенку ходить по ступенькам, по бордюру, работать над моторикой. Надо развивать и познавательную сферу - соотносить игрушку с натуральным предметом или с картинкой, пирамидку собирать и т.д. Всему этому мы обучаем родителей, от которых на этапе подготовки тоже многое зависит. На таких занятиях мы готовим семью ребенка к тому, что после операции им на ближайшие пять лет предстоит колоссальный труд, что кроме занятий с сурдопедагогом по пять раз на неделю, а потом и логопедом с ребенком надо постоянно заниматься дома - разговаривать, проговаривать все действия, называть предметы. Только так можно получить результат, к которому мы стремимся - сделать все возможное, чтобы ребенок не просто заговорил, но и стал полноценным членом общества, не чувствовал себя изгоем, стал счастливым человеком.

КСТАТИ

Наиболее распространенные причины врожденной глухоты:

- наследственность, которая может проявиться даже через несколько поколений,

- краснуха, перенесенная мамой во время беременности.

Взрослый человек со временем может частично потерять слух, если:

- в детстве ему не лечили больные аденоиды,

- он слишком долго, много и громко слушает музыку через наушники,

- не лечит вовремя отит или при лечении не соблюдает рекомендации врача по приему лекарств.

ВАЖНО!

Что надо знать родителям, у которых ребенок с рождения не слышит

- О нарушении слуха должны сказать еще в роддоме, а к шести месяцам окончательно подтвердить диагноз.

- Как можно раньше обращайтесь к специалистам по поводу КИ. Очередей на операцию нет, но подготовка к ней, необходимые обследования могут занять время.

- Не тратьте время на народную медицину, бабок-шептух - глухоту они не вылечат.

- Не пытайтесь до ребенка докричаться и достучаться. Ребенок вас все равно не слышит, но видит ужасную «крикливую» артикуляцию. Подсознательно он ее будет воспроизводить, когда начнет учиться говорить после ИК.

- Не трясите ребенка - это опасно для вестибулярного аппарата, функции которого и так нарушены в связи с отсутствием слуха.

- Создавайте всей семьей условия, чтобы ребенок развивался.

БУДЬ В КУРСЕ

Как это работает

Во внутреннем ухе (улитке) есть высокочувствительные волосковые клетки, с которых начинается «цепочка» передачи звукового сигнала в мозг. Если эти клетки мертвы - ухо и мозг звуки не воспринимают. Кохлеарный имплант (cochlear в переводе с латинского - улитка) - это очень сложная, но совершено миниатюрная электронная система, которая работает вместо волосковых клеток. Вводится он во внутреннее ухо. Но этого еще недостаточно чтобы слышать. Через месяц после операции снимаются швы и подключается речевой процессор. Настраивает его аудиолог-настройщик. После того как ребенок привыкнет к устройству, подключается сурдопедаг, который учит ребенка различать звуки, реагировать на них и произносить.

Фото: Павел МАРТИНЧИК
http://www.kp.by

15 февраля 2016 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь