Общество глухих

Адыгей: Слышу сердцем!

Международный день глухих отмечается в последнее воскресенье сентября и завершает Международную неделю глухих. День этот был учрежден в 1951 году в честь создания Всемирной федерации глухих. Цель проведения этого дня — напомнить международному сообществу о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются инвалиды по слуху.

Согласно статистике нарушением слуха страдает каждый девятый человек на Земле. У кого-то это врожденные пороки, у кого-то — приобретенная глухота. Главные причины потери слуха на сегодняшний день — болезни и травмы. И все эти люди вынуждены бороться за комфортное существование, за свои гражданские права. Всемирная организация глухих — одна из ведущих организаций мира, занимающаяся решением проблемы уравновешивания в правах глухих и слабослышащих людей.

На планете на сегодняшний день существует 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения — язык взглядов и жестов. В 1760 году была организована первая школа для глухих во Франции — Парижский институт, в котором преподавание велось на языке жестов — жестуно. Десятки знаменитых личностей имели проблемы со слухом. Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения — был прекрасным фехтовальщиком и танцором, будучи практически глухим! История знает и другие имена: Виктор Гюго, Людвиг Ван Бетховен, Антонио Станьоли — известный итальянский художник, Жан-Жак Руссо, Клод Десен — талантливый французский скульптор.

В настоящее время разными нарушениями слуха страдают около 650 миллионов человек. В нашей стране проживает более 190 тысяч инвалидов по слуху. В Адыгее, как рассказала председатель Адыгейского республиканского отделения Общероссийского общества слепых Елена Мананникова, имеют проблемы со слухом около 300 человек.

В России статус языка жестов был законодательно утвержден 30 декабря 2012 года с внесением изменений в закон о социальной защите инвалидов. Согласно закону язык жестов определен как язык общения при наличии проблем со слухом и (или) речью.

Отметили Международный день глухих и в Адыгейской республиканской коррекционной специальной школе-интернате.

— Наша школа-интернат — одно из старейших учебных заведений на юге России, — рассказала и.о. директора Адыгейской республиканской коррекционной специальной школы-интерната Бэлла Хиштова. — Через два года мы будем отмечать 85-летие нашего учебного заведения. За годы плодотворной работы Адыгейская школа-интернат зарекомендовала себя в числе лучших, поэтому среди наших учащихся дети не только из Адыгеи, но и из Чечни, Краснодарского края.

Школа работает в режиме круглосуточного пребывания, и за вычетом часов, отведенных на школьную программу, все остальное время с детьми идет постоянная работа по навыкам речи. Для малышей из «нулевого» класса в спальных комнатах, учебных классах, даже в столовой на всех предметах развешаны таблички: «Это стул», «Это часы» — для запоминания. То, чему обычные первоклашки учатся семь лет, малышам — воспитанникам интерната предстоит освоить всего за год. К сожалению, спецгруппа для слабослышащих и глухих детей в одном из ДОУ Майкопа была закрыта три года назад, и дети остались никому не нужными. В школу-интернат пошли встревоженные родители с вопросом: «Что делать, куда девать детей?» В обычный детский сад им доступа нет. А ведь в спецгруппе ребенка с трех лет уже обучали специалисты, в том числе и логопеды. С детьми шла большая работа. Воспитателей спецгруппы консультировали и педагоги из школы-интерната. И ребята поступали в школу, в первый класс, уже подготовленными. Тогда-то и было принято решение об открытии в интернате «нулевого» класса.

Работа с учащимися, а их в интернате 72 человека, не прекращается весь день. Если с утра у ребят школьные занятия плюс развитие речи, слухового восприятия, постановка звука, то после обеда — кружковая работа: хореография, жестовое пение, вышивка, основы актерского мастерства, прикладное искусство, экология растений, футбол и др. Десять объединений дополнительного образования, занятость в них — свыше 60%, так что ребятам скучать некогда. Каждый учащийся может выбрать для себя занятие по душе. А еще воспитатели занимаются с детьми внеклассным чтением, эстетическим и этическим воспитанием, учат, как находить выход из различных бытовых ситуаций. Например, как правильно вести себя на улице, с незнакомыми людьми, как построить диалог, попросить показать дорогу и т.д. Детей с проблемами со здоровьем нужно как можно быстрее адаптировать к окружающей среде.

Нагрузка на учителей (их в школе-интернате 30) и воспитателей колоссальная. Обучают чтению, письму, счету, а самое главное — учат детей говорить: вначале — по слогам, затем — словами и, наконец, целыми предложениями. Это тот редкий случай, когда в школе приветствуются разговоры, педагоги требуют от учащихся как можно больше говорить! Каждый день работы всего педагогического коллектива школы-интерната — это неимоверный труд, великое терпение, самоотдача и бесконечная любовь к детям. Особенно окружены вниманием, конечно же, «нулевички». Оно и понятно — для шести малышей от пяти лет и старше школа только-только становится вторым домом. Идет привыкание к новой обстановке, к воспитателям, педагогам, к новому коллективу. Такие дети зачастую не получали в семье никакой информации об окружающем мире, не имеют навыков самообслуживания, их приходится учить абсолютно всему. Но за год их «дотягивают» до сверстников. И учеба у малышей идет веселее. Например, у пятилетней Лейлы — имплант, и она только начинает осваивать звуки. Пока что они льются на нее сплошным потоком, и она учится различать отдельные слова. Но главное она уже усвоила и сразу же выдает при знакомстве: «Лейла хорошая и красивая девочка!», а подумав, добавляет: «Я — принцесса!» Как говорится, без комментариев! Это и есть результат огромной кропотливой работы педагогов! И есть прекрасные результаты, которые демонстрируют выпускники школы-интерната: Владислав Абрамович окончил институт им.Баумана в Москве, Марат Лобанов и Карен Тарлокян — пятигорское медицинское училище, Ольга Косякова работает преподавателем в краевой школе-интернате для слабослышащих детей, Роман Фоменко заканчивает один из столичных московских вузов. Список этот можно продолжать и продолжать.

— В школе созданы все необходимые условия для успешной социализации наших воспитанников в окружающем мире, — говорит Бэлла Хиштова. — Учащиеся посещают Центр развития и творчества детей. Занятия проводятся в театральной студии совместно со слышащими детьми, что способствует речевому развитию наших воспитанников. Уже 4 года учащиеся отделения первого и второго видов успешно учатся на курсах в центре компьютерного обучения «Турбо».

Кроме того, воспитанники республиканской школы-интерната наравне с учащимися городских СОШ участвовали в республиканском этапе Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». Учащиеся начальных классов приняли активное участие в фестивале Национального музея «Мастерская художника». И таких мероприятий за 2014—2015 учебный год немало.

Педагоги школы-интерната делают большую научную работу, участвуют в различных конкурсах — как в республиканских, городских, так и во всероссийских. В 2014 году труд педагогов Натальи Кулишовой и Ольги Моренко был отмечен почетными грамотами Министерства образования и науки России. В феврале коллектив Адыгейской школы-интерната был награжден дипломом за победу в номинации «Профессиональный аниматор» Всероссийского педагогического конкурса. В школе уже много лет работает детское объединение «Слышу сердцем». Органом самоуправления школы является ученический совет детского объединения. Детское объединение имеет свой гимн, девиз, эмблему. О том, какой интересной, насыщенной жизнью живут ребята, свидетельствуют выставки детских поделок, где представлены вышивка, лепка, макраме, рисунки. Эти работы украшают холл школы, учебные классы, кабинет завуча. У школы-интерната имеется и своя визитная карточка — ансамбль «Коллаж», который более двадцати лет назад организовала ведущая музыкально-ритмических занятий Вероника Черных. С творчеством этого детского коллектива хорошо знакомы зрители Краснодара, Сочи, Москвы, Рязани, Волгограда и других городов.

У педагогов школы-интерната множество планов — и учебных, и творческих, и спортивных — только успевай реализовывать! Причем весь коллектив интерната — педагоги, воспитатели — ориентируют своих подопечных на то, что глухота — это не пожизненный диагноз. Это недуг, с которым нужно бороться, и повод стать крепче духом, увереннее. Повод поверить в то, что не бывает абсолютной тишины и когда-нибудь обязательно возникнет, родится звук, который прервет эту тишину навсегда.

Валерия Ломешина
советская-адыгея.рф

01 октября 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь