Общество глухих

Беззвучные песни и молитвы

Глухие люди, обречённые жить в полной тишине, не должны лишаться радостей человеческого общения

Пономарь-сурдопереводчик этого храма (справа) может передать жестами всё – даже церковное песнопение

Для тех, кто не может услышать обращённых к ним слов, общение нередко становится чем-то запредельным, о чём можно только мечтать. Да и более простые, бытовые разговоры – спросить дорогу, объясниться с продавцом в магазине или ещё что-то подобное – для глухонемых тоже бывают недосягаемой мечтой. Выручает в таких ситуациях язык жестов, но им владеют далеко не все, а кроме того, многие люди с нормальным слухом уверены, что выучить этот язык очень сложно, да и мест, где это можно сделать, в России немного. В результате даже те, кому часто приходится иметь дело с глухонемыми, не решаются обучаться жестовому общению, а те, кто готов учиться, не всегда знают, где найти такую школу.

На самом деле школы и курсы сурдоперевода есть во многих крупных городах России, но на данный момент их действительно слишком мало: спрос на специалистов, владеющих языком жестов, намного превышает количество выпускников. А слухи о том, что учиться в них очень сложно, оправданны только отчасти. Базовый курс, после которого человек сможет объясняться на жестовом языке, занимает всего четыре месяца, а расширенный курс, после которого можно будет поддержать более серьёзную беседу с глухонемыми, – ещё четыре. Но это будут именно основы языка, а для того, чтобы выучить его полностью, научиться поддерживать на нём любой разговор на любую тему, заниматься им надо всю жизнь. Впрочем, всё то же самое можно сказать о любом иностранном языке – их ведь тоже учат всю жизнь, причём иногда сразу несколько.

Петербург считается «столицей сурдопереводчиков», в нём особенно много таких школ и курсов, а в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена есть даже целая кафедра сурдопедагогики, выпускающая учителей для глухонемых детей. И хотя пока профессия сурдопереводчика остаётся очень редкой, число желающих обучиться этому делу постепенно растёт. Большинство слышащих людей идут изучать язык жестов не для работы, а для того, чтобы общаться с глухонемыми друзьями и родственниками. Хотя есть и такие, кто решает выучить его просто на всякий случай. Так, например, поступают те, чья профессия предполагает общение с людьми, – преподаватели, библиотекари, продавцы, парикмахеры. Они вполне могут столкнуться на работе с неслышащим или слабослышащим человеком.

При этом на языке жестов можно не только обсудить ежедневные дела или прочитать лекцию. Он достаточно богат, чтобы на нём можно было поговорить о любых чувствах, обсудить любые сложные и серьёзные вопросы.

– Это полноценный язык. Если дело касается чувств, любви, то жестовый язык вполне может это выразить, – уверяет приходящих на занятия учеников руководитель петербургской школы жестового языка «Образ» Денис Заварицкий. И вскоре они на собственном опыте убеждаются, что это правда.

На языке жестов можно петь, в том числе под музыкальный аккомпанемент, можно вести философские беседы, можно шутить и рассказывать анекдоты… К слову, в школе «Образ» людей учат в первую очередь рассказывать что-либо: в качестве домашнего задания они должны подготавливать какую-нибудь историю, реальную или вымышленную, используя новые слова. Так запомнить новые жесты намного проще, чем когда просто зубришь их.

– Когда начинаешь вникать в тонкости жестовых языков, тебе открываются удивительные вещи, – поделился своими впечатлениями Игорь Мосин, режиссёр готовящейся сейчас к выпуску серии фильмов «Зримое слово» о неслышащих людях и их проблемах. – Для лишённых слуха людей более близкими будут те, кто говорит с ними на одном языке жестов, даже если это будут люди из другой страны, представители другой национальности. Даже если все остальные культурные особенности у них будут очень разные. Представляете, насколько важен в нашей жизни именно язык, хоть жестовый, хоть словесный!

Учащиеся и выпускники школ жестовой речи в этом убеждаются на собственном опыте. Научившись говорить при помощи рук, они начинают не только понимать, что хотят сказать им глухие люди, но и чувствовать их эмоции, сопереживать им – и получать такую же эмоциональную отдачу с их стороны. А после восьми месяцев учёбы языковой барьер между глухими и слышащими, кажущийся практически непреодолимым, исчезает полностью.

Отдельная большая проблема – религиозная жизнь неслышащих людей. Верующих среди них столько же, сколько и среди всех остальных, но возможностей для общения с единоверцами у них почти нет. Прийти на службу в храм они могут, но, не слыша ни единого слова, будут чувствовать себя там чужими и никому не нужными. Однако у православных христиан Петербурга, имеющих проблемы со слухом, есть возможность воспринять слова церковной службы. Школа «Образ» работает при храме Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенном при Университете имени Герцена. В этом храме ещё в XIX веке начали проводить службы с сурдопереводом. Сейчас его посещают лишённые слуха верующие со всего города. Поначалу многие удивляются, узнав, что молитву тоже можно перевести на жестовый язык, – в это трудно поверить, пока не увидишь такую церковную службу своими глазами.

– Очень символично, что наш храм находится именно в этом месте, рядом с университетом, – считает настоятель церкви Святых первоверховных апостолов Петра и Павла Дмитрий Симонов. – Вся наша деятельность – это и духовная помощь верующим, и просвещение, и общественное служение в широком смысле этого слова.

Ходят в этот храм и слышащие люди, многие из них – студенты Герценовского университета. Некоторые из них, заинтересовавшись жестовой речью, потом оказываются за партами «Образа». Так что число петербуржцев, владеющих этим языком, постепенно растёт, и, возможно, уже в недалёком будущем профессия сурдопереводчика перестанет быть настолько редкой, а языковой барьер между глухими и слышащими будет уже не таким непреодолимым.

Татьяна Минасян

справка «нв»

В 1806 году супруга Павла I императрица Мария Фёдоровна открыла в Санкт-Петербурге училище для глухонемых. В первые годы своего существования училище постоянно переезжало с места на место и лишь в 1810 году окончательно расположилось на Гороховой улице. Тогда же его воспитанники, до этого учившиеся только читать, писать и считать, стали также изучать Закон Божий. А в 1821 году в здании училища по проекту архитектора Петра Плавова была создана домовая церковь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Через 19 лет в училище случился сильный пожар, и помещение церкви значительно пострадало от огня, но затем было восстановлено. К 40-м годам число студентов в училище увеличилось в несколько раз, и в нём стало не хватать места, поэтому его здание, вместе с домовой церковью, было перестроено.

После революции 1917 года храм несколько лет оставался действующим. Училище, при котором он был создан, стало Институтом глухонемых, и многие студенты этого института продолжали тайком посещать церковь. Однако в 1923 году храм всё же был закрыт, и до конца ХХ века в его помещении располагалась библиотека Института имени Герцена. Возрождение церкви состоялось в 1990-е годы по инициативе нескольких преподавателей и студентов Герценовки. Первая литургия во вновь открытом храме прошла в 1998 году, а с 2000-го в нём возобновились службы для глухих с сурдопереводом.

своими глазами

Для Слова нет преград

Павел, бывший прихожанин храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена:

– Это храм замечательный во многих отношениях. И тем, что он встроен в светское здание так, что крестные ходы спускаются и поднимаются по крутой лестнице, а потом следуют вдоль улицы со снующими машинами. Словно окунаешься из молитвенной атмосферы в мир и снова возвращаешься в сакральное пространство. И неким «ирландским акцентом»: здесь действовал клуб кельтской культуры «Трилистник» и это один из немногих православных храмов в Петербурге, где можно поклониться иконе Святого Патрика в окружении других ирландских святых. И целенаправленной работой с молодёжью – на службах всегда очень много юных лиц. И общиной «Фонтанка», объединяющей православных людей с особенностями психики. И богослужениями для глухих.

Тут царит атмосфера большой семьи, общины в своём первоначальном смысле. Большая часть прихожан знакомы друг с другом, видно, что они общаются и вне храма. А когда видишь плотной группой стоящих на праздничной службе людей из общины «Фонтанка» – с лицами просветлёнными и одухотворёнными, чувствуешь за них неподдельную радость. То же самое чувствуешь, когда глухие и глухонемые на нескольких рядах специально для них поставленных стульев напряжённо вглядываются в знаки сурдопереводчика. Мистическое ощущение возникает от сознания, что эти жесты безмолвно передают самые, наверное, значимые тексты из всех когда-либо созданных на Земле. Передают для людей, к которым не могут пробиться все звуки мира, но вот так Слово Божие всё равно разговаривает с ними. И от осознания этого факта понимаешь, что для Слова этого преград не существует.

Милосердие к слабым – обязанность христианина

Татьяна Алексеева, заместитель редактора отдела социальных проблем «НВ»

Первый такой случай произошёл около трёх лет назад, второй – совсем недавно. В церкви при женских монастырях приходили женщины с детьми, не способными передвигаться самостоятельно, и их пытались выгнать со службы под тем предлогом, что в храм нельзя привозить детские коляски. Причём сделано это в обоих случаях было в очень грубой форме. В первом две монахини Новодевичьего монастыря в Москве велели женщине убрать детскую коляску и не стали слушать её объяснений, что у её сидящей в коляске дочери рак в последней стадии и она почти полностью парализована. Во втором – послушница Солотчинского монастыря в Рязани не просто попыталась выгнать мать ребёнка с ДЦП из храма, но ещё и принесла веник и потребовала, чтобы мать подмела оставленные инвалидным креслом грязные следы на полу. Игуменья рязанского монастыря впоследствии извинилась перед той женщиной, а устроившую в церкви скандал послушницу в наказание отправили работать в коровник. Московские же монахини извиняться не стали: игуменья Новодевичьего монастыря заявила, что мать умирающей девочки сама виновата в случившемся, так как «вела себя неадекватно».

Оба случая вызвали в обществе бурные дискуссии. Реакция антиклерикалов была весьма предсказуемой: все они с явным удовольствием смаковали подробности происшествий, подчёркивая, что так с инвалидами обращаются во всех православных храмах без исключения. Однако от убеждённых врагов Церкви сложно ожидать чего-то другого, так что эти выступления никого не удивили. А вот заявления некоторых православных верующих, вступивших с ними в спор, выглядели, мягко говоря, странно. Они встали на сторону монахинь и принялись яростно нападать на обиженных ими матерей с детьми и на всех, кто пытался заступиться за этих обиженных. Особенно бурная дискуссия развилась после случая в Новодевичьем монастыре: тогда защитники монахинь объявили мать больного ребёнка «истеричкой», а тех, кто выразил ей сочувствие и посчитал, что монахини должны были хотя бы извиниться перед ней, и вовсе записали во «враги Православной церкви». Известный блогер, пишущий на церковные темы, посвятил этой истории несколько постов, в каждом из которых всё яростнее обличал несчастную женщину и её защитников. На попытки объяснить ему, что мать умирающего ребёнка не может всегда улыбаться и быть безупречно вежливой – в том числе и когда её пытаются выставить из храма, – только отшучивался.

Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, именно о таких людях говорят, что они «ревностны не по разуму». Некоторые из них, возможно, защищают Церковь искренне, но не понимают, что излишне увлеклись противостоянием с антиклерикалами и начали видеть врага даже в тех, кто вовсе таковым не является. А некоторые могут вообще не иметь никакого отношения к православию и просто-напросто пиариться на этой теме, привлекая к себе и своему блогу внимание – точно так же, как пиарятся на ней антиклерикалы. Оба этих типажа существовали во все времена, а с появлением интернета они стали особенно заметны.

Хочется надеяться, что те две матери тяжело больных детей не стали судить обо всех верующих по этим «защитникам» Церкви и что они знают: настоящий христианин обязан проявлять милосердие к тем, кто слабее и кому тяжелее всего. Тем более что примеров бережного отношения к инвалидам в Церкви более чем достаточно.

http://nvspb.ru

17 августа 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь