Общество глухих

Школа, в которой тихо

Здесь не слышно звонка на перемену, гомона ребятни. А по коридорам, держась за руки, степенно прогуливаются молчаливые ученики. Взгляд у них сосредоточенный, походка неторопливая.

Напомним, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида г. Махачкалы десять лет назад полностью сгорела. И тогда всем миром выстроили новое трехэтажное здание. Сегодня здесь живут и учатся 200 учащихся.

- А впервые школа для глухих детей была построена в 1939 году в Буйнакске, - рассказывает директор Зайнаб Магомедмирзаева. - После землетрясения 1970 года нас перевели в приспособленную к условиям интерната СОШ №26 Махачкалы. И после злополучного пожара построена новая типовая школа в Ленинкенте. Что немаловажно, сегодня в интернате современная пожарная сигнализация, дымовые извещатели, пожарные краны. Есть мастерская для трудового обучения, кабинеты коррекции, психолога, дефектолога, массажный, много игрушек, игровых комнат. Прекрасно оборудованный тренажерный, спортивный залы. А на территории школы создан опытный участок, где учащиеся занимаются трудотерапией.

Дети попадают сюда в пятилетнем возрасте. И задача педагогов - создать им максимальные условия для адаптации к нормальной жизни. Главное, чтобы они не чувствовали себя в чем-то ущемленными. Ведь здесь им предстоит прожить одиннадцать лет. Родители забирают детей только на выходные дни и на каникулы.

Педагоги позволяют своим воспитанникам то, что в обычной школе невозможно представить. Если ребенок, например, устал на уроке, то может выйти, отдохнуть. Муштра в интернате недопустима.

Дети попадают сюда в 5-летнем возрасте. Наша задача – создать им условия для адаптации к нормальной жизни. Главное, чтобы они не чувствовали себя в чем-то ущемленными


Зайнаб Магомедмирзаева - опытный специалист, прошла несколько специализаций, она педагог-дефектолог, педагог по дошкольному образованию. Интернат возглавляет более одиннадцати лет. Во время экскурсии по интернату спрашиваю: как дети после окончания интерната трудоустраиваются?

- Раньше Всероссийское общество глухих этим занималось, существовали предприятия, где после окончания интерната выпускники осваивали рабочие профессии. Сегодня эта проблема стоит остро.

Образовательный процесс в интернате осуществляется в соответствии с уровнем программ 3-х ступеней общего образования. И если с учебниками для начальной школы проблем нет, то для старшеклас­сников их катастрофически не хватает.

- Мы ухищряемся по многу раз переклеивать учебники или просто сканируем их. И так выходим из положения,- рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Заида Темирбекова.- Нет в учебном реестре и аппаратов коллективного пользования для глухонемых детей. Только на стадии разработки федеральные специализированные учебники. Ждем - не дождемся. Ведь сегодня существует столько новых технологий для детей с ограниченными возможностями! И, применяя их, можно добиться большего эффекта в лечении и обучении детей.


Педагоги в процессе обучения детей-инвалидов стараются применять так называемый информационный ресурс. В интернате 25 компьютеров, локальная сеть, Интернет, электронные книги, почта. Правда, урока информатики нет в программе обучения. Предмет изучается факультативно. Для развития слухового восприятия используются лицензионные программы. И в сочетании с наглядным материалом достигается эффект в обучении.

Спрашиваю, не оторваны ли дети от общения со здоровыми сверстниками, обычной жизни? Вокруг спецшколы почти нет жилых домов. За окном - горы.

- Нет, конечно. На школьном автобусе дети выезжают на экскурсии, в кино, на выставки, концерты, - отвечает директор и замечает, что просмотр фильмов дает хороший результат. Визуализация речи помогает ее быстро усваивать, членораздельно произносить слова.

Ученики интерната - активные пользователи соцсетей. Виртуальное общение позволяет им быстро ориентироваться, чувствовать себя полноценными людьми. Директор обратила внимание на то, что, к сожалению, на сегодняшний день в республике не существует единой базы детей-инвалидов, что отрицательно сказывается на охвате специализированным обучением нуждающихся в помощи дефектолога, психолога. Кроме того, основной контингент - дети из многодетных семей, семей с доходом ниже прожиточного минимума, многие нуждаются в социальной помощи.

В администрации интерната также заявили, что с апреля 2014 года они не получали средств на приобретение медикаментов. А всего-то требуется три тысячи рублей в месяц! И если ребенок болен, то его либо госпитализируют, либо вынуждены отправлять домой. Не хватало даже элементарных средств гигиены. Сегодня ситуация выправлена. И в бюджет интерната заложено восемь тысяч рублей на медикаменты.

– А с питанием как?

- Укладываемся в 137 рублей в сутки, - говорит диет-сестра. - Просим для детей второй завтрак.

Здесь в интернате удалось пообщаться со студентами ДГПУ, оказывающими воспитанникам волонтерскую помощь.

- Помогают нам, - говорит директор Зайнаб Магомедмирзаева. - Благотворительность ведь заключается не только в материальной помощи. И многие люди приходят к нам, предлагая услуги по уходу за детьми. Наверное, с этого начинаются человечность, доброта и сострадание.


Айшат Тажудинова
http://dagpravda.ru

19 января 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь