Общество глухих

Сахалинские глухие три года пытаются добиться возможности самим вызывать скорую

На Сахалине должен появиться сервис вызова экстренных служб для инвалидов по слуху. Этот вопрос председатель сахалинского отделения Всероссийского общества глухих Наталья Данилова пытается решить уже три года. Не так давно тема была поднята на заседании общественного совета при областном министерстве здравоохранения.

Сейчас в Сахалинской области 203 инвалида по слуху, и это только зарегистрированных, без учета многих детей и подростков. Цифра небольшая, поэтому нет смысла перенимать опыт тех регионов, в которых действует единая служба вызова для глухонемых: диспетчер-сурдопереводчик принимает видеозвонок от больного и перенаправляет его в скорую помощь, то же самое происходит при пожаре и в любой экстренной ситуации. Такая система успешно работает в Ростове-на-Дону, но в нашей области ее создание невозможно еще и по причине острой нехватки сурдопереводчиков, способных свободно общаться с глухонемыми (их всего четыре).

Гораздо эффективнее, считает Наталья Данилова, сделать единый номер для приема смс-сообщений от инвалидов по слуху. Это один из немногих способов связи таких людей с внешним миром и шанс избежать трагедии подобной той, что произошла в Южно-Сахалинске в январе: у глухонемого человека в неотапливаемом контейнере умер от переохлаждения отец. Они проживали там вдвоем, потому что сводная сестра глухонемого мужчины не пустила их в квартиру, выданную государством взамен сгоревшего жилья. Когда отец, перенесший к тому же инсульт, замерзал, молодой человек не смог вызвать скорую, и желающих помочь рядом не оказалось. В такой ситуации незаменимым был бы смс-сервис. После этого случая инвалид по слуху обратился в сахалинское отделение Всероссийского общества глухих, чтобы в экстренных ситуациях рассчитывать на помощь его председателя.

"Сейчас все происходит так: человек приходит ко мне или пишет мне сообщение, я вызываю скорую или записываю его на плановый прием к специалисту, иду с ним в поликлинику, — рассказала корреспонденту ИА Sakh.com Наталья Данилова. — Вообще, конечно, глухонемым очень тяжело в этом плане, не все из них социально адаптированы. С отношением врачей к таким пациентам тоже не все гладко. Есть врачи понимающие, внимательные, например, терапевт поликлиники №1 Виктория Воронцова. У нас в городе есть одна семья, там все глухонемые: и родители, и дети, и внуки. Виктория Владимировна сама записала их ко всем врачам, взяла талоны, к ним домой даже приезжала медсестра, чтобы взять кровь на анализ. Я впервые с таким сталкиваюсь, это прямо какое-то вип-обслуживание".

Однако бывают случаи, когда глухонемые и сопровождающие их сурдопереводчики сталкиваются с равнодушием и откровенным хамством со стороны врачей.

"В апреле я пришла с глухой пациенткой на прием в поликлинику №2, там есть невропатолог Евгений Жарский, — продолжает Наталья Данилова. — Он сначала усмехнулся при виде нас, потом сказал мне, чтобы я вышла, добавив, что без меня он только время сэкономит. Вел себя по отношению ко мне вызывающе, долго не давал нужную информацию. Но я не уходила, и ему пришлось мне все рассказать. Когда я закончила переводить пациентке, он вскочил, оделся и демонстративно вышел из кабинета. "Такие, как вы, ходят и сворачивают людям кровь", — сказал он мне. Причем, от него требовалось всего лишь дать направление на МРТ, никакого диагноза он не поставил. Зачем было сопровождать это такими выпадами? Вроде интеллигентный мужчина. Если я на всех врачей буду тратить свою энергию, мне ее не хватит. Может, они питаются ею?"

В поликлинике №1 в адрес сурдопереводчика врач однажды высказался: "Да идите вы!". Подобные случаи единичны, но в идеале их вообще не должно быть. Иногда сурдопереводчику приходится буквально угрожать, что он пойдет к заведующей и напишет жалобу, только после этого врачи начинают вести себя спокойнее.

"Мы не настроены жаловаться! Мы не заинтересованы оскорбить или унизить врачей, у них тяжелая работа, мы это понимаем. Хочется просто, чтобы у нас выстраивался диалог с пониманием", — говорит Данилова.

Вопрос отношения некоторых врачей к глухонемым пациентам уже поднимался на одном из предыдущих заседаний общественного совета при областном минздраве. По словам представителей ведомства, с руководителями медучреждений проведены беседы. После этого, отмечают сурдопереводчики, неприятные случаи в больницах и поликлиниках практически сошли на нет. Поэтому есть надежда, что и вопрос создания сервиса вызова экстренных служб для инвалидов по слуху тоже решится в ближайшее время.

"Это очень важный момент, и мы берем его на карандаш", — сказала первый заместитель министра Людмила Учаева во время заседания общественного совета.

Еще одна (кроме смс-сервиса и вежливых врачей) мечта Натальи Даниловой — поднять профессию сурдопереводчика на качественно новый уровень. В этом году в Южно-Сахалинске на базе Института усовершенствования учителей впервые прошли курсы для специалистов госучреждений (соцзащита, пенсионный фонд и др.), которые по работе пересекаются с глухонемыми людьми. Обучение прошли 34 человека из разных районов области. Конечно, за 120 часов невозможно даже на базовом уровне выучить язык жестов, но с некоторыми основами специалистов познакомили. Такие курсы хорошо было бы сделать регулярными (как вариант — дистанционными), и сахалинское отделение Всероссийского общества глухих выступало с этим предложением, но на уровне области для реализации проекта финансирования пока не нашлось.


Наталья Голубкова
sakhalin.info

06 сентября 2014 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь