Общество глухих

Разрешат ли глухим учиться на их родном языке?

Впервые за более чем полвека в России жестовый язык признали языком, который может преподаваться и изучаться (соответствующий закон, №296-ФЗ, подписан в конце прошлого года). Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Как это может сочетаться с инклюзивным образованием? Попытаемся найти ответ на эти вопросы во время круглого стола «Роль русского жестового языка в образовании глухих», в котором примут участие депутаты Госдумы, представители специализированных коррекционных школ (I и II вида) и других образовательных учреждений, исследователи, переводчики, преподаватели русского жестового языка. Встреча организована Всероссийским обществом глухих и пройдет 25 апреля с 14.00 до 18.00 в рамках специализированной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество 2013».

Адрес проведения Круглого стола: ЦВК «Экспоцентр», Краснопресненская наб., 14. Станция метро «Выставочная», конференц-зал № 3, вход со стороны набережной.

Об истории вопроса

Многие знают, что в общении между собой глухие и слабослышащие люди используют особую лингвистическую систему – язык, базирующийся не на звуках, а на жестах и мимике, этот способ им наиболее удобен. Часто, встречая глухих на улице и в метро, мы видим, как они оживленно общаются на жестовом языке. Вполне естественно предположить, что и в обучении глухих жестовый язык играет значимую роль. Но, увы, это не так.

Более полувека глухим не разрешали общаться на их языке, в школах детей даже били по рукам, пытаясь добиться звуковой речи. Сурдопедагоги учили детей читать с губ и опираться на остаточный слух, говорить исключительно голосом, учителя-предметники вели занятия голосом, и далеко не все использовали дактильную (пальцевую) азбуку в объяснении.

Значимость жестовой речи в развитии глухих подчеркивал знаменитый исследователь Лев Семенович Выготский, под его влиянием в 1938 году на Всероссийском совещании сурдопедагогов дополнительными средствами педагогического процесса были признаны дактильная и жестовая речь. Однако, после издания в 1950 году работы И.В Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», началась, по сути, языковая дискриминация. В этом «труде» утверждалось, что «ручной» язык глухих не является даже суррогатом языка. И сошли на нет исследования жестового языка, в школах наложили запрет на его использование.

В глухих формировали брезгливое отношение к их же языку и в результате воспитывали чувство неполноценности. Попытки перековать глухих в слышащих редко увенчиваются успехом, ведь основа восприятия у глухих иная – она визуальна. Старания изжить жестовый язык провалились – глухие продолжали общаться на нем между собой, а русский (словесный) язык знали с переменным успехом. Советское телевидение использовало в передачах сурдоперевод, чтобы неслышащие были в курсе происходящего в стране, сурдопереводчиков вызывали в суды и на ответственные мероприятия. Переводчиками выступали, как правило, слышащие дети глухих родителей. Обучение сурдопереводчиков велось на базе Ленинградского восстановительного центра в Павловске, а также столичного Учебно-методического центра ВОГ, но реально они осваивали не живой жестовый язык, а калькирующую жестовую речь, в основе которой – русский словесный язык, и в результате только небольшая часть переводчиков могла осилить обратный перевод, т.е. перевод с жестового языка на русский словесный язык. Жестовый язык глухих практически не исследовался, методики его изучения и преподавания не разрабатывались.

Тем не менее, жестовый язык был и остался основным средством коммуникации людей с нарушениями слуха. По принципу единства языка глухие и слабослышащие формируют сообщество, которое имеет свою историю и культуру. Но если другие этнические сообщества могут передавать язык и культуру из поколение в поколение, то у жестового языка судьба сложнее.

Глухие появляются не только в семьях глухих (таких менее 10%), но и в семьях слышащих, не только не знающих жестового языка, но и не всегда понимающих, что для глухого ребенка этот язык полезен и важен, ведь он является более естественным, чем звуковая речь, которую этот ребенок не слышит и с трудом воспроизводит. Под влиянием сурдопедагогов родители тратят годы на то, чтобы ребенок научился читать слова по губам и издавать членораздельные звуки. Чтобы он не «скатился» до «разговаривания» руками, его часто стараются изолировать, не отдавать в спецсады и спецшколы, в результате ребенок лишен главного – коммуникационной среды, что влечет за собой более тяжелые последствия, вплоть до отставания в развитии.

До сегодняшнего дня глухие в России не имели возможности изучать свой язык в школе (как это делается в США, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Австрии и многих других европейских странах), а вынуждены узнавать его друг от друга, ориентируясь на ребят из семей глухих, лишены права получать от учителей информацию на своем родном языке.

Поворот наметился сейчас, после того, как был подписан закон о придании русскому жестовому языку статуса официального (№296-ФЗ от 30.12.2012 г.). Жестовый язык впервые официально признали языком, который может преподаваться и изучаться, и на котором разговаривает немалая часть соотечественников (порядка 200 тысяч человек). Отныне глухим должны оказывать помощь с переводом во многих социальных ситуациях.

Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Этот вопрос остается открытым. Одновременно развивается получивший неоднозначные оценки – «инклюзивный подход», когда инвалидов помещают в обычную школу, тем самым изолируя их от себе подобных.

Инициатор и организатор мероприятия – Всероссийское общество глухих. Так сложилось в нашей стране, что Общество глухих не имело влияния на сферу образования глухих. И как это ни парадоксально, никто никогда не прислушивался к мнению взрослых глухих, испытавших на себе плюсы и минусы специального образования. Активность членов Общества позволила сдвинуть с мертвой точки ситуацию со статусом языка. Надеемся, что и ситуацию с образованием глухих тоже удастся изменить. Круглый стол – попытка диалога между педагогами, чиновниками и активистами Общества.


ПРОГРАММА
КРУГЛОГО СТОЛА
"
Роль русского жестового языка в образовании глухих"
25 апреля 2013 года
Москва, ЦВК «Экспоцентр»
Конференц-зал № 3
ОТКРЫТИЕ КРУГЛОГО СТОЛА

14.00-14.30 Приветственное слово президента Общероссийской общественной
организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»
РУХЛЕДЕВА Валерия Никитича
Вручение благодарственных писем ОООИ ВОГ по случаю принятия
федерального закона о повышении статуса русского жестового языка

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

14:30 – 14:40
ЛАРИОНОВ Максим Бориславович, начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации Аппарата ОООИ ВОГ
«Новеллы Федерального закона «Об образовании в РФ», регулирующие вопросы получения образования лицами с нарушением слуха»
14:40 – 14:50
БАЗОЕВ Владимир Заурбекович, председатель Московской городской организации «Всероссийское общество глухих»
«Двуязычие глухих в России: современные научные взгляды»
14:50 – 15:00
КОМАРОВА Анна Анатольевна, директор Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой
«Изменение парадигм образования глухих 18-21 вв. Современные тенденции»
15:00 – 15:10
СТАНЕВСКИЙ Александр Григорьевич, директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации инвалидов МГТУ им. Н.Э. Баумана
«Место сурдоперевода в высшем профессиональном образовании глухих»
15:10 - 15:20
КАМНЕВА Валентина Петровна, заведующая лабораторией русского жестового языка Российского государственного социального университета
«Жестовый язык в образовании»
15:20 – 15:30
ДИМСКИС Лидия Сергеевна, старший преподаватель Белорусского государственного университета
«Жестовый язык в обучении неслышащих в Республике Беларусь»
15:30 – 15:40
ЧАУШЬЯН Надежда Алексеевна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 65

«После трех уже поздно… (О развитии глухого ребенка в период от о до 3 лет)»
15:40 – 15:50
СИЛЬЯНОВА Елена Анатольевна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 65
«Опыт билингвистического обучения глухих детей в России»
15:50 – 16:00
СОЛОВЬЕВА Ирина Леонидовна, ведущий сотрудник отдела непрерывного образования лиц с ОВЗФедерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО МО и Н РФ)
«Билингвистическое обучение в России: проблемы и перспективы»
16:00 – 16:10
ДАВИДЕНКО Татьяна Пантелеевна, заместитель директора Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой
«Русский жестовый язык как предмет обучения в школе глухих»
16:10 – 16:20
ШИХОВА Антонина Леонидовна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 65
«Использование жестового языка в обучении и воспитании глухих детей с комплексными нарушениями»
16:20 – 16:30
РЫНДИЧ Нина Ивановна, сурдопереводчик ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», Центр сурдопереводческих услуг ЧРО ВОГ г. Челябинска
«Специфика работы сурдопереводчика в образовательном учреждении»
16:30 – 16:40
ВАРИНОВА Ольга Александровна, переводчик русского жестового языка I категории, заведующий лабораторией сурдоперевода Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (заочное участие)
«К вопросу о профессиональном образовании глухих»
16:40 – 16:50
КРЫЛОВ Валерий Михайлович, председатель Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»
«Об организации учебного процесса с помощью русского жестового языка»
16:50 – 17:00
СУЛЕЙМАНОВА Хадижат Абдулаевна, председатель Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»
«Роль жестового языка в жизни глухого человека»
17:00 – 17:10
ЖАДАН Людмила Сергеевна, родитель троих детей с нарушением слуха, имеет высшее педагогическое образование по специальности педагог-филолог
«Необходимость внесения изменений в программу предметов "русский язык" и "ОБЖ (СБО) для коррекционных школ I и II видов»
17:10 – 18:00
Дискуссия по выступлениям
Принятие резолюции круглого стола
Закрытие круглого стола

В программе возможны изменения.
ВОГинфо.ру

http://www.voginfo.ru

22 апреля 2013 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 23.04.2013 09:43
Здесь. необходимо отметить, что лица, которые в настоящее время яростно выступают за ЖЯ и занимают руководящие посты в ВОГ, все из слабослышащих и обязаны именно устной речи. Если внимательно изучить содержание старых фотографий, то мы видим, что в начале своих своей общественной деятельности общались на устной речи и выступали на трибунах без ЖЯ. В настоящее время руководству ВОГ нужен ЖЯ, чтобы удержать за собой кресла, ибо они прекрасно понимают, что инвалид по слуху, который владеет устной речи - опасная кандидатура и соперник, который может вступить с ними в споры. ВОГу не нужны образованные инвалиды по слуху, им нужны "бараны". ЖЯ - это верный признак умственной отсталости,безграмотности и беспомощности и халтуры.
Пользователь
Гость 23.04.2013 11:07
не надоело бред писать?
Пользователь
Гость 23.04.2013 12:03
ну это настоящий завистник пишет!!!!!! вы вообще соображаете что пишете??? вы вообще знаете КАК УЧИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ школах россии учат глухих детишек без ЖЯ?? с каким уровнем знаний они выпускаются????
ВОГ правильно поднимает проблему по внедрению ЖЯ во все учебные заведения, где обучаются неслыщащие дети , в том числе и взрослого населения, которое непосредственно сталкиваются глухие граждане РФ
Пользователь
Гость 23.04.2013 13:12
Гость, который раскритиковал в пух и прах ЖЯ, вы что считаете глухих, которые общаются на ЖЯ баранами? Владение устной речью ещё не признак ума!
Пользователь
Гость 23.04.2013 15:56
Родным языком всех граждан Российской Федерации является русский язык. Переходим к истории. Из отчета Попечительства Государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых за 1900 год: "Одним из главных забот Попечительства вообще в деле призрения глухонемых является вопрос об обучении их устной речи, а в особенности ремеслам и рукоделиям для добывания chylcnd к существованию. В марте 1917 года данная организация была реорганизована и летом того же года на себя взяли решать проблемы глухих России Всероссийский Союз Глухонемых. В настоящее время стоит острая проблема образования инвалидов глухих: они не умеют ни читать, ни писать. Вся это заслуга преподавательского состава, которые стали просто халтурить, и использования ЖЯ -это один из вариантов халтуры. Вспомним Федора Альбертовича Рау, вспомним других преподавателей, которые на первое место ставили обучение ребенка к устной русской речи, понимание собеседниками по движением губ. ЖЯ - это слабость преподавательской системы в обучении инвалидов по слуху. Все глухих в стране, которые имеет 100% потерю слуха несколько сотен, основаная масса инвалидов по слуху имеют слух, и им нужен слуховой аппарат. К сожалению, мне приходилось встречать нынешнее молодое поколение инвалидов по слуху, которые признают только ЖЯ. Это молодые граждане, которые не имеют специальностей, не умеют ни писать, не знают самых элементарных слов в букваре.
Пользователь
Гость 23.04.2013 16:25
Все прекрасно знают, что самая тяжелая работа в мире это быть преподавателем глухого ребенка, ведь ему надо передать знания. И было очень глупо кому-то завидовать..... За ЖЯ выступают лица, которые хотят любой ценой сохранить свое влияние среди инвалидов по слуху. Они развалили ВОГ, они превратили ее в собственные усадьбы,им еще раз повторяю нужны "бараны". А ЖЯ - это ограничение и узкий доступ к знаниям.
Пользователь
Гость 23.04.2013 18:06
К сожалению, если инвалид по слуху владеет устной речью, это признак ума. Ибо овладеть устной речью требует много времени, долгого терпения и много, еще раз повторяю для вас гость 24.04.2013. 13:12, много читать и читать. и учиться , учиться и учиться.... писать грамотно и эх... говорить правильно... Слуховой аппарат одеваю, чтобы слышать вопросы, а по ночам шум в ушах.... терпение и еще раз терпение... А ЖЯ - это на старости и последняя связь со внешним миром.
Пользователь
Гость 24.04.2013 07:12
Интересное название статьи у базоева:"Двуязычие глухих в России..." Мда... ситуация действительно очень серьезная. На территории Российской Федерации официальным государственным языком считается русский язык. Об этом указано в Конституции Российской Федерации. о ЖЯ- правильно надо указывать не ЖЯ, а РЖЯ- русский жестовый язык, который играет вспомогательную роль для инвалидов по слуху. Так, что сразу можно заметить полное искажение названия статьи базоева. У всех один язык- русский и нет никакого двуязычия. Хотя для базоева есть еще свой родной язык дагестанский. Вот он и является объектом двуязычия: РЖЯ и ДЖЯ.
Пользователь
Гость 25.04.2013 08:43
Сегодня в Москве пройдет конференция, где будут участвовать лица, которые в свою очередь боролись и выступали против слова "ГЛУХОНЕМОЙ". Но история показывает, что эти лица делают всё чтобы инвалиды по слуху стали именно ГЛУХОНЕМЫМИ. Уважаемый председатель Всероссийского общества глухих, есть предложение заменить слово глухой на слово ГЛУХОНЕМОЙ. Чтобы вашу организацию знали как ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХОНЕМЫХ. Ведь какая теперь разница, вы и ваша команда борется против использования устной речи, а для успешной борьбы надо использовать только слово "ГЛУХОНЕМОЙ". Только на ЖЯ и всё. Привет всем глухонемым.. Глухих больше нет... в рядах ВОГа
Пользователь
Гость 25.04.2013 23:12
С такой системой образования и отношением ВОГ,разве нужно кого-нибудь спрашивать,на каком языке общаться?Дагестанский,татарский,чеченский,арабский,английский-кто может запретить,что они могут дать в замен?Сплошную безграмотность,превращают инвалидов в стадо баранов,а стаду нужен пастух-ВОГ!Только получается стая волков,в овечьих шкурах.
Пользователь
Гость 27.04.2013 00:41
Весьма интересно! Как мы собираемся учить глухого (глухонемого), если он (прости нас грешных, Господи)вообще не слышит. Ведь ребенок учиться языку (имеется ввиду-слышащий), методом подражания услышанного. А если он "тотально глухой" - он и грохот пушек не услышит.... только почувствует. М-да, интересно мы рассуждаем..... и решаем за них..... А Базоев - осетин, и очень порядочный человек, который душой болеет за инвалидов....
Пользователь
Гость 27.04.2013 07:12
Вы плохо знаете базоева. Все кто когда-то имели дело с ним в настоящее время могут поставить под сомнением его порядочность. В настоящее время мы имеем вековой опыт обучения инвалидов по слуху. Для инвалидов, которые вообще не слышали существовали отдельные классы. А остальные проходили обучение по школьной программе обычных школ и училищ. К примеру можем привести дореволюционные московские образовательные учреждения для глухих москвичей: Московское городское Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых, Московская школа Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых, Пансионат для глухонемых мальчиков Федора Альбертовича Рау. Данные учебные организации добились больших успехов в обучении глухих. Если сам воспитанник Московской школы Попечительства о глухонемых Межеков после революции занимал руководящие должности в ВЧК-НКВД.
Пользователь
Гость 27.04.2013 14:50
Это точно ВЧК-НКВД-никакой пощады.Видать главный мясник этой организации,что с него возмёшь-не слышу и прощай!
Пользователь
Гость 27.04.2013 14:57
Межеков в ВЧК-НКВД занимал должность делопроизводителя и бухгалтера, и начальника отдела по делопроизводству. То есть, знания полученные в Московской школе Попечительства Государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых позволили ему работать в карательный органах советской власти. Необходимо отметить, что Межеков происходил из дворян. А ведь его тоже могли расстрелять как дворянина.
Пользователь
Гость 28.04.2013 19:29
Как раз по наводке этого "дворянина" и расстреливали цвет России,он знал всех в лицо и чем можно поживиться,а награбленное сдавал на базаре- эта шкура.Вы ещё Ленина запишите в святые,который угробил 50миллионов жителей Великой России!
Пользователь
Гость 28.04.2013 20:09
Межеков, к сожалению в ВЧК-НКВД служил в период гражданской войны и находился на фронтах. Был уволен в 1920-ые годы после окончания Гражданской войны (можно только предположить, что его держали как глухого, который не мог слышать разговоры руководителей карательный операций, ведь его тоже могли расстрелять в случае утечки информации). Он был участником Первого Всероссийского Съезда Глухонемых в 1917 году, а работал в типографии простим рабочим в Туле.
Пользователь
Гость 28.04.2013 20:44
Во- первых не председатель ВОГ, а президент.Во вторых-глухим детям речь ставят, есть опрееленные методики. Так же речь стаят и слепоглухим детям, только там всё сложнее.ВОГ борется за то, что бы РЖЯ был признан и развивался, а глухой, даже с хорошей устной речью всё равно будет пользоваться жестовой речью.
Пользователь
Гость 28.04.2013 21:03
Рухледев для меня председатель и никогда не будет президентом, а вот резидентом РЖЯ - тут надо подумать. РЖЯ необходим для глухих, и никто в этим не спорит, но есть моменты с которыми несогласен. Инвалиды по слуху к старости теряют и большой процент остаточного слуха, и в данной ситуации РЖЯ остается единственном средством передачи информации, даже современные слуховые аппараты в данной ситуации будут вызывать только раздражение. ВОГ должен бороться, чтобы мы профессии нормальные получали и не работали грузчиками с дипломами высшего образования. В настоящее время необходимо активное сотрудничество с государственными и муниципальными органами власти. Одно дело что они чего-то не понимают, другое дело мы в чем-то виноваты. Так надо им показывать и доказывать, что мы тоже активные члены общества. Да, завтра еду в посольство награду получать... и ни кому не покажу что за награда и за какую работу. У вас ВОГе одни завистники сидят и дорогу другим не дают.
Пользователь
Гость 28.04.2013 21:14
К старости теряют слух и слышащие.Поздравляем с получением награды. Вот видите, раз Вы её получили, значит в ВОГе Вам никто не завидовал и дорогу не перекрывал.
Пользователь
Гость 28.04.2013 22:48
О мёртвых только хорошо,Бог им судья.
Пользователь
Гость 29.04.2013 08:52
ВОГ не имеет никакого отношения к награде. ВОГ ни одной моей статьи не опубликовал на страницах своей периодической печати.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь