Разрешат ли глухим учиться на их родном языке?
Впервые за более чем полвека в России жестовый язык признали языком, который может преподаваться и изучаться (соответствующий закон, №296-ФЗ, подписан в конце прошлого года). Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Как это может сочетаться с инклюзивным образованием? Попытаемся найти ответ на эти вопросы во время круглого стола «Роль русского жестового языка в образовании глухих», в котором примут участие депутаты Госдумы, представители специализированных коррекционных школ (I и II вида) и других образовательных учреждений, исследователи, переводчики, преподаватели русского жестового языка. Встреча организована Всероссийским обществом глухих и пройдет 25 апреля с 14.00 до 18.00 в рамках специализированной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество 2013».
Адрес проведения Круглого стола: ЦВК «Экспоцентр», Краснопресненская наб., 14. Станция метро «Выставочная», конференц-зал № 3, вход со стороны набережной.
Об истории вопроса
Многие знают, что в общении между собой глухие и слабослышащие люди используют особую лингвистическую систему – язык, базирующийся не на звуках, а на жестах и мимике, этот способ им наиболее удобен. Часто, встречая глухих на улице и в метро, мы видим, как они оживленно общаются на жестовом языке. Вполне естественно предположить, что и в обучении глухих жестовый язык играет значимую роль. Но, увы, это не так.
Более полувека глухим не разрешали общаться на их языке, в школах детей даже били по рукам, пытаясь добиться звуковой речи. Сурдопедагоги учили детей читать с губ и опираться на остаточный слух, говорить исключительно голосом, учителя-предметники вели занятия голосом, и далеко не все использовали дактильную (пальцевую) азбуку в объяснении.
Значимость жестовой речи в развитии глухих подчеркивал знаменитый исследователь Лев Семенович Выготский, под его влиянием в 1938 году на Всероссийском совещании сурдопедагогов дополнительными средствами педагогического процесса были признаны дактильная и жестовая речь. Однако, после издания в 1950 году работы И.В Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», началась, по сути, языковая дискриминация. В этом «труде» утверждалось, что «ручной» язык глухих не является даже суррогатом языка. И сошли на нет исследования жестового языка, в школах наложили запрет на его использование.
В глухих формировали брезгливое отношение к их же языку и в результате воспитывали чувство неполноценности. Попытки перековать глухих в слышащих редко увенчиваются успехом, ведь основа восприятия у глухих иная – она визуальна. Старания изжить жестовый язык провалились – глухие продолжали общаться на нем между собой, а русский (словесный) язык знали с переменным успехом. Советское телевидение использовало в передачах сурдоперевод, чтобы неслышащие были в курсе происходящего в стране, сурдопереводчиков вызывали в суды и на ответственные мероприятия. Переводчиками выступали, как правило, слышащие дети глухих родителей. Обучение сурдопереводчиков велось на базе Ленинградского восстановительного центра в Павловске, а также столичного Учебно-методического центра ВОГ, но реально они осваивали не живой жестовый язык, а калькирующую жестовую речь, в основе которой – русский словесный язык, и в результате только небольшая часть переводчиков могла осилить обратный перевод, т.е. перевод с жестового языка на русский словесный язык. Жестовый язык глухих практически не исследовался, методики его изучения и преподавания не разрабатывались.
Тем не менее, жестовый язык был и остался основным средством коммуникации людей с нарушениями слуха. По принципу единства языка глухие и слабослышащие формируют сообщество, которое имеет свою историю и культуру. Но если другие этнические сообщества могут передавать язык и культуру из поколение в поколение, то у жестового языка судьба сложнее.
Глухие появляются не только в семьях глухих (таких менее 10%), но и в семьях слышащих, не только не знающих жестового языка, но и не всегда понимающих, что для глухого ребенка этот язык полезен и важен, ведь он является более естественным, чем звуковая речь, которую этот ребенок не слышит и с трудом воспроизводит. Под влиянием сурдопедагогов родители тратят годы на то, чтобы ребенок научился читать слова по губам и издавать членораздельные звуки. Чтобы он не «скатился» до «разговаривания» руками, его часто стараются изолировать, не отдавать в спецсады и спецшколы, в результате ребенок лишен главного – коммуникационной среды, что влечет за собой более тяжелые последствия, вплоть до отставания в развитии.
Поворот наметился сейчас, после того, как был подписан
Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Этот вопрос остается открытым. Одновременно развивается получивший неоднозначные оценки – «инклюзивный подход», когда инвалидов помещают в обычную школу, тем самым изолируя их от себе подобных.
КРУГЛОГО СТОЛА
"Роль русского жестового языка в образовании глухих"
Москва, ЦВК «Экспоцентр»
Конференц-зал № 3
организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»
федерального закона о повышении статуса русского жестового языка
14:30 – 14:40 | ЛАРИОНОВ Максим Бориславович, начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации Аппарата ОООИ ВОГ «Новеллы Федерального закона «Об образовании в РФ», регулирующие вопросы получения образования лицами с нарушением слуха» |
14:40 – 14:50 | БАЗОЕВ Владимир Заурбекович, председатель Московской городской организации «Всероссийское общество глухих» «Двуязычие глухих в России: современные научные взгляды» |
14:50 – 15:00 | КОМАРОВА Анна Анатольевна, директор Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой «Изменение парадигм образования глухих 18-21 вв. Современные тенденции» |
15:00 – 15:10 | СТАНЕВСКИЙ Александр Григорьевич, директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации инвалидов МГТУ им. Н.Э. Баумана «Место сурдоперевода в высшем профессиональном образовании глухих» |
15:10 - 15:20 | КАМНЕВА Валентина Петровна, заведующая лабораторией русского жестового языка Российского государственного социального университета «Жестовый язык в образовании» |
15:20 – 15:30 | ДИМСКИС Лидия Сергеевна, старший преподаватель Белорусского государственного университета «Жестовый язык в обучении неслышащих в Республике Беларусь» |
15:30 – 15:40 | ЧАУШЬЯН Надежда Алексеевна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 65 «После трех уже поздно… (О развитии глухого ребенка в период от о до 3 лет)» |
15:40 – 15:50 | СИЛЬЯНОВА Елена Анатольевна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 65 «Опыт билингвистического обучения глухих детей в России» |
15:50 – 16:00 | СОЛОВЬЕВА Ирина Леонидовна, ведущий сотрудник отдела непрерывного образования лиц с ОВЗФедерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО МО и Н РФ) «Билингвистическое обучение в России: проблемы и перспективы» |
16:00 – 16:10 | ДАВИДЕНКО Татьяна Пантелеевна, заместитель директора Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой «Русский жестовый язык как предмет обучения в школе глухих» |
16:10 – 16:20 | ШИХОВА Антонина Леонидовна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 65 «Использование жестового языка в обучении и воспитании глухих детей с комплексными нарушениями» |
16:20 – 16:30 | РЫНДИЧ Нина Ивановна, сурдопереводчик ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», Центр сурдопереводческих услуг ЧРО ВОГ г. Челябинска «Специфика работы сурдопереводчика в образовательном учреждении» |
16:30 – 16:40 | ВАРИНОВА Ольга Александровна, переводчик русского жестового языка I категории, заведующий лабораторией сурдоперевода Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (заочное участие) «К вопросу о профессиональном образовании глухих» |
16:40 – 16:50 | КРЫЛОВ Валерий Михайлович, председатель Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» «Об организации учебного процесса с помощью русского жестового языка» |
16:50 – 17:00 | СУЛЕЙМАНОВА Хадижат Абдулаевна, председатель Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» «Роль жестового языка в жизни глухого человека» |
17:00 – 17:10 | ЖАДАН Людмила Сергеевна, родитель троих детей с нарушением слуха, имеет высшее педагогическое образование по специальности педагог-филолог «Необходимость внесения изменений в программу предметов "русский язык" и "ОБЖ (СБО) для коррекционных школ I и II видов» |
17:10 – 18:00 | Дискуссия по выступлениям Принятие резолюции круглого стола Закрытие круглого стола |
22.04.2013