Общество глухих

Диагноз работе не помеха

Более подробно узнать о специальностях, по которым готовят в лицее, решили будущие выпускники специальной коррекционной общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих детей. Мастера производственного обучения показали ребятам все мастерские, а старшекурсники продемонстрировали, как они получают практические навыки на том или ином оборудовании.

С помощью сурдопереводчика ребятам рассказали, что в лицее нет разделения на мужские и женские специальности. С большим интересом и упорством юноши и девушки здесь обучаются на электрогазосварщиков, станочников широкого профиля, электромонтеров по техническому обслуживанию электростанций и сетей, слесарей­инструментальщиков, слесарей механосборочных работ, автомехаников и т.д. По словам директора лицея Надежды Сушко, сегодня в учебном заведении – 230 учащихся, из них семеро имеют инвалидность, в том числе и по слуху. Для ребят с ограниченными возможностями здоровья здесь инклюзивное обучение, то есть азы профессии они осваивают вместе со здоровыми выпускниками школ.

Впервые лицей принял инвалидов по слуху в 2009 году – учащиеся довольно быстро адаптировались, делали успехи в учебе и общественной жизни. А скоро учебное заведение вошло в программу «Доступная среда» и получило хорошие средст­ва на приобретение оборудования для более комфортного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Так, здесь появились звукоусиливающая аппаратура, мощные наушники, ноутбуки, интерактивные доски, станки с программным управлением, электронные книги. Причем на электронные книги закачиваются не литературные произведения, а лекции, что тоже очень удобно. Благодаря оборудованию, приобретенному на средства программы «Доступная среда», в лицее теперь снимают ролики по той или иной теме обучения, для удобст­ва инвалидов по слуху они идут уже с сурдопереводом. Стоит отметить, что для комфорта иногородних ребят с патологиями органов слуха в общежитии лицея специально подготовлены комнаты.

Ребятам рассказали, что при обучении инвалидов информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на интерактивной доске, на мониторе компьютера, электронной книге, на образовательном портале в сети Интернет. После работы над каждым блоком обучающийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала. Преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет ребятам двигаться в собственном, удобном для них темпе. Переход к следующему блоку материала происходит только после того, как усвоен предыдущий.

Компьютер оценивает ответы обучающихся и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим. Так обеспечивается индивидуальный подход к обучению. Отметим, что преподаватели лицея в рамках реализации программы «Доступная среда» прошли курсы повышения квалификации в Тверском государственном университете, дистанционные курсы в Московском городском психолого­-педагогическом университете, стажировку в образовательных учреждениях Москвы и Минска, реализующих программы интегративного и инклюзивного образования.

– Никаких сложностей с общением у нас с глухими и слабослыщащими ребятами нет, – говорит третьекурсник лицея Артем Серов. – Благодаря им мы научились понимать некоторые жесты, что-­то посложнее – объясняем записочками. Что греха таить, и списываем порой друг у друга. В общем, азы профессии мы постигаем абсолютно на равных: ребята­-инвалиды принимают активное участие в спортивных состязаниях за честь лицея, конкурсах профессионального мастерства.

Так, на летней Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства в Перми станочник с нарушениями слуха Максим Куценко вошел в десятку сильнейших участ­ников, обучающихся в профессио­нальных училищах (лицеях). Он одержал победу в номинации «За волю к победе». Причем боролся с совершенно здоровыми ребятами.

Отметим, что для выпускников 9 и 11­-х классов обучение и питание в профессиональном лицее № 16 бесплатное, дается отсрочка от призыва в армию, начисляется государственная стипендия. По словам директора Надежды Сушко, нет никаких сложностей с прохождением практики. У лицея есть договоры со многими машиностроительными предприятиями региона, в том числе с ОАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Эксмаш», заводом «Тверьстроймаш». В дни летних каникул учащимся за прохождение практики выплачивается зарплата – некоторые могут заработать до 15 тысяч рублей.

– Исходя из нужд экономики региона, наш лицей готовит учащихся по наиболее востребованным на рынке труда рабочим специальностям. Именно поэтому выпускники не остаются без работы. На них всегда есть спрос, и, кстати, предложения по зарплатам достойные. В новом учебном году мы открываем еще одну специальность – «архивное дело». А в целом начиная с сентября лицей будет готов принять до 30 инвалидов по слуху. Есть возможность обучать и слабовидящих выпускников школ. Так что ребят, которые еще не определились с будущей профессией, мы приглашаем к нам на экскурсию – наши мастера, так же как и сегодня, покажут учебные классы, лаборатории, расскажут об условиях поступления в лицей. Документы, необходимые для этого, принимаются с 15 мая.

http://www.tverlife.ru

05 февраля 2013 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь