Общество глухих

Услышать мир вокруг

Коррекционная школа-интернат № 37 за время своего существования реабилитировала 900 детей с проблемами слуха

В автобус вбежала стайка подростков. Как все дети этого возраста, они что-то с азартом рассказывали друг другу. Только делали это молча, с помощью жестов. Через пару остановок ребята вышли. Нетрудно было догадаться, что дальнейший их путь лежал через переходной мост на улицу Саратовская, 24а, где расположена единственная в городе коррекционная школа-интернат для слабослышащих детей.

Поймать проблему вовремя

— Наша главная задача, — подчеркнула директор школы Ирина Зайцева, — подготовить ребятишек к обычной жизни. Чтобы они стали полноценными людьми, умели общаться, не чувствовали себя изгоями в обществе.

Отчего у малыша возникают проблемы со слухом? Как объясняют специалисты, органы слуха подвержены неблагоприятным воздействиям со стороны окружающей среды, страдают от перенесенных мамой во время беременности гриппа или краснухи, а также от определенного вида антибиотиков. Часто тугоухость передается по наследству.

В нашем городе слуховые патологии у детей стараются выявлять сразу после рождения. В роддоме проводят скрининг, и в случае отклонения от нормы новорожденному вживляют в ухо электрод, который стимулирует слуховой нерв. Малыш до трех лет наблюдается в сурдологическом центре, а затем в специализированном детском садике и в коррекционной школе — его слух улучшается, он начинает развиваться как обычный, здоровый ребенок. Чем раньше сделают операцию, тем успешнее проходит восстановление.

В ожидании перемен

Чтобы помочь таким ребятишкам учиться, в 1928 году в обычной школе по просьбе родителей был открыт специальный класс для слабослышащих. Количество нездоровых детей увеличилось после войны, и в 1951 году школа переехала в особняк на улице Саратовской. Сейчас в довольно обветшалом корпусе 42 педагога и 30 воспитателей обучают 187 человек. 60 из них — малыши, которые пять дней в неделю проводят в интернате, а на выходные возвращаются в семьи.

Скоро обитатели школы расстанутся со старым домом. Неподалеку, на берегу Оби, для них возведут новое здание, предназначенное специально для коррекционной работы. Мэр Владимир Городецкий, побывав в гостях у воспитанников, обещал им построить «самую лучшую школу в России» на 220 мест, оснащенную передовыми технологиями и двумя бассейнами.

Волшебство в стране тишины

— Абсолютно глухих людей не бывает, — объяснила дефектолог Тамара Максютова. — Слуховой нерв обычно поражается не полностью. Если с ним не работать, человек не будет слышать, а если интенсивно стимулировать, функции разовьются. Ребенок может различать структуру, темп речи, длину слова, ударение, и когда мы тренируем слуховосприятие, начинает осваивать все больше слов.

Школьника здесь учат считывать информацию с губ и одновременно внятной, разборчивой речи. Ребятишки подражают звукам природы и музыки, общаются со сверстниками из соседних школ. Для развития слуха применяют специальную звукоусиливающую аппаратуру, индивидуально подобранные слуховые аппараты. Дети играют и учатся тому, как вести себя в больнице, магазине, транспорте.

Постепенно происходят волшебные превращения — результат огромного труда учителя и его подопечного: ученик не только хорошо понимает собеседника, но и может с ним говорить, а значит, общаться без помощи сурдопереводчика.

Мир на пальцах рук

Я считала, что слабослышащие люди общаются с миром при помощи жестов. Оказалось, что жестовой речью они пользуются лишь в условиях межличностной или бытовой коммуникации, а также в тех случаях, когда из-за нарушений артикуляционного аппарата не могут овладеть устной речью. Потому всех учат еще и грамотно писать.

Мы заглянули на урок биологии к старшеклассникам. Ученики изучали сердце (в классах индивидуального обучения по шесть — восемь человек). Сенсорная доска, на стенах — обязательные таблички с правилами орфоэпии. Дети дружно встали, когда в кабинет вошли гости, старательно отвечали на вопросы. Говорили с небольшим искажением речи, но достаточно четко, подсказывали что-то друг другу — только пальцы мелькали — и даже пытались полемизировать.

В соседнем кабинете возле большого зеркала мальчик и девочка под руководством Татьяны Камышевой, учителя музыкально-ритмических занятий, протяжно «выдыхали» звуки, поднимая и разводя руки.

— С помощью движений корректируем звукопроизношение,— уточнила педагог.— Каждому звуку соответствует определенное движение, которое помогает говорить. Занятия начинаются с отработки дыхания, развития грудной клетки и постановки голоса. В комплексе происходит физическое, умственное и языковое развитие ребенка.

— Специалистов для школы готовят в НГПУ,— рассказала заместитель директора по воспитательной работе Елена Нагорнева. — Когда люди приходят к нам, они либо скоро исчезают, либо остаются навсегда. Свет в глазах — одна из главных особенностей педагогов. Здесь трудятся не просто предметники, каждый имеет вторую, а то и третью специальность — дефектолога, сурдопедагога, логопеда. Речь развивается на каждом уроке, на всех внеклассных занятиях.

До седьмого класса дети занимаются по оригинальным коррекционным программам и методикам, разработанным педагогами школы, получают общеобразовательную подготовку первой ступени и коррекционную подготовку. С седьмого класса осваивают общеобразовательные программы обычной школы. Сдают экзамены и получают аттестаты об основном общем образовании государственного образца. После выпуска у них есть возможность поступить в любое профессиональное учебное учреждение, а также в Институт социальной реабилитации при НГТУ, специально созданный для детей с ограниченными возможностями здоровья. Им предлагаются очень актуальные на сегодняшний день специальности: «программирование», «социальная работа», «адаптивная физкультура», «дизайн одежды».

Талантливы все

С первого класса здесь стараются выявить все детские наклонности и таланты, развивают их во множестве разнообразных кружков — в жизни пригодится. Недостатки слуха у ребятишек компенсируются одаренностью в изобразительном искусстве. Под руководством педагога Натальи Коростылевой дети рисуют картины, делают панно из теста и цветного скотча, выкладывают их бисером. Школьники участвуют во всех городских и областных выставках и творческих конкурсах, постоянно становятся их призерами и дипломантами.

Десять лет школа является экспериментальной площадкой по внедрению и использованию информационных технологий в коррекционном образовании. К одиннадцатому классу выпускники считаются «продвинутыми» пользователями.

В день нашего визита в школе царило приподнятое, даже праздничное настроение: сборная команда в количестве 14 воспитанников уехала на областные соревнования по плаванию.

— Ждем с победой, волнуемся, — улыбнулась Ирина Зайцева и, кивнув в сторону шкафа, плотно заставленного множеством кубков, рассказала, что занятия физкультурой и спортом — одно из важнейших условий реабилитации детей с нарушениями слуха. Недуг, как правило, сопровождается целым букетом сопутствующих заболеваний и даже снижением интеллекта. Укрепляя тело, ребятишки получают возможность восстанавливать утраченные функции.

Плавать дети учатся в соседнем бассейне «Бригантина», на коньки становятся буквально с первого класса. Самый любимый и главный вид спорта — хоккей. В прошедшем году пятеро сдали нормативы кандидатов в мастера спорта по волейболу, хоккею с шайбой, сноуборду, трое получили спортивные разряды по шахматам, а команда девушек заняла второе место в чемпионате России по волейболу. Для многих адаптивные виды спорта становятся будущей профессией. В команде России по хоккею с шайбой, в которой играют парни с ограничениями по слуху, очень много выпускников школы.

К концу дня довольные пловцы вернулись в школу с наградами: шестеро стали лидерами состязаний, двое заняли второе место, трое показали третий результат.

ФАКТ

В учебно-консультационном пункте при школе желающие получают среднее образование. Здесь же работает ресурсный центр, в котором педагоги, прошедшие обучение в Москве, Петербурге и Томске, помогают детям, перенесшим операцию по имплантации слухового нерва и обучающимся в обычных школах. Специалисты организуют семинары для учителей, которые обучают детей со слуховыми проблемами, а также родителей. Папы и мамы могут изучить язык жестов бесплатно.

Вера УТЮПИНА
http://www.sovsibir.ru

29 января 2013 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь