Общество глухих

Ноша общения

Довольно часто замечаю как за собой, так и за другими глухими боязнь разговора со слышащими людьми. Причем страх разговора не самого по себе, а начального этапа, когда надо сказать что-то вроде «Здравствуйте, а можно ли узнать...». Этот первый шаг к контакту нередко настолько психологически труден, что возникает соблазн отказаться от общения вообще и махнуть на проблему рукой.

Например, я очень не люблю общение с работником кассы дальнего следования на вокзале, когда забываю взять с собой блокнот и ручку. С появлением возможности покупать билеты на поезда через Интернет, я, наверное, был одним из первых пользователей этой услуги. Меня вгоняет в депрессию необходимость проходить опостылевшую последовательность действий:

1. Дать человеку понять, что я глухой, причем иногда даже приходится убеждать его в этом, ведь если я обращаюсь к слышащему человеку голосом - значит, никакой я не «глухонемой», а, вполне возможно, симулянт.

2. Убедить человека, что всю самую важную информацию мне лучше писать на бумажке. Кассиры почему-то часто норовят как можно громче кричать в микрофон, а некоторые одновременно начинают аппелировать к очереди: мол, что за идиот мне попался, трачу на него свое драгоценное время, в то время как «я одна, а вас много».

3. После того, как два предыдущих этапа пройдено, еще надо добиться своего - взять билет именно туда, куда мне нужно и именно на тех условиях, которые меня устраивают. Но самое невыносимое при этом - выдерживать прессинг ненависти, идущий волной из застекленной будки.

Разумеется, попадаются вполне адекватные и даже доброжелательные работники кассы. Однако одного-двух случаев хамства и нежелания отнестись к необычному пассажиру чуть вежливее напрочь отбивает желание подходить к пунктам очных покупок билетов ближе, чем не пушечный выстрел. А еще есть продавщицы, работники аэропортов, водители маршруток, а также много других ситуаций, когда чтобы выяснить какую-то совершенно ерундовую, но важную в данный момент информацию, приходится идти на контакт со слышащим.

Понимание того, чем может обернуться для меня первое дежурное и уже упомянутое «Здравствуйте, а можно ли узнать...», заставляет искать все возможные способы, лишь бы общение со слышащим не состоялось.

Пару раз я даже попадал в комические ситуации, когда группа глухих, в которой находился и я, оказывалась в ситуации необходимости вступить в разговор со слышащим. В итоге все сначала сваливали друг на друга эту «почетную» миссию, а когда дураков не находилось, усилием коллективного разума мы находили какой-нибудь альтернативный способ узнать необходимое. Скрепя сердце «напрягали»-таки слышащего мы только в том случае, если все прочие варианты оказывались трудоемкими или невыполнимыми.

При этом будет заблуждением думать, что такое отношение к началу общения со слышащим свойственно только так называемым «чистым глухим». Нет, подобное я неоднократно видел и у слабослышащих с приличным остатком слуха, которые без проблем общались со слышащими, уже знакомыми с особенностью собеседника.

Последователи Леонгард и других систем, которые стремятся сделать глухих как бы слышащими, здесь могут воскликнуть: «Во-о-от! Надо сызмала учиться чтению с губ и использованию остаточного слуха, и будете вы контачить со слышащими во-о-от так (показывается большой палец)».

Поклонники социокультурной концепции инвалидности, наоборот, огрызнутся: «А чего это нам двадцать лет учиться чтению с губ с неизвестным результатом? Нехай все эти кассирши-продавщицы выучат дактилологию. Затрат времени - всего лишь день, а с особо одаренными и пара часов - и проблемы нет!»

Мне, честно, все эти споры набили оскомину. Читать с губ я никогда не научусь, для меня это невозможно. Хорошо бы, чтобы вообще все жители России знали жестовый язык, но это тоже невозможно.

Я всего лишь знаю, что мне часто сложно заставить себя вступить в контакт со слышащим по перечисленным выше причинам. И это достает меня порой настолько сильно, что возникает желание избавиться от этой проблемы раз и навсегда. Но как?


Максим Прошкин

http://www.voginfo.ru

20 сентября 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 20.09.2012 23:17
Максим, тут проблема несколько другая. Немало наших людей просто не умеют формулировать свои вопросы или запросы и перевести на понятный слышащими язык.

Как избавиться от проблемы. Тут есть один проверенный жизненными опытом и практикой способ. Обращаться к слышащим как к иностранцам, словно русский язык для Вас иностранный, который Вы когда-то учили в школе. Если Вы учили иностранный и общались с иностранцами - то заметьте - комплекса нет и напряженности тоже.
Пользователь
Гость 21.09.2012 07:51
Занудство и заумство графомана. Знаете, вокруг собственного "Я" неприлично крутиться.
Пользователь
Гость 21.09.2012 08:44
Слышащий или глухой, это на кого как нарвёшься.Хотя сейчас откровенные хамы встречаются крайне редко. Проблема у Вас в голове Максим.Я слышу, но бывали случаи, когда лёгкая симуляция под глухую выручала в некоторых жизненных ситуациях.У меня например раньше была проблема самой куда-то позвонить, не родственникам и друзьям, а в какие-то официальные организации, я оттягивала этот момент до последнего. Всё прошло когда начала работать переводчиком. Я ведь не от себя звонила, а как бы от другого лица. Ну вот и Вы представьте, что это не Вам надо, а вас кто-то попросил. Можно пообщаться с хорошим психологом, даже через интернет. Удачи Вам.
Пользователь
Гость 21.09.2012 19:58
Ерунда, жизнь заставит, обо всех комплексах забудешь. Я однажды довела до белого каления, все время переспрашивая, девушку у окошка канцелярии. Но все равно она не отказывалась от контакта, терять клиента невыгодно, так что тут обоюдные интересы. Что касается вопроса, как пройти, то мне часто приходится по работе бывать в новых местах, спрашиваю иногда, если по схеме не сходится. Главное, расслышать направление и всякие там направо и налево, а в остальном и соображалка сработает.
Пользователь
Гость 22.09.2012 11:46
ну что за сопли..? не можете идти на контакт со слышащими никак или не хотите? сидите дома..делайте заказы все через интернет, благо таких услуг полно, на любой вкус и цвет. Думать о том, что слышащие бросят все дела и станут учить ЖЯ ради того, чтобы Максиму Прошкину было проще общаться,не стоит. Если приходится идти на контакт со слышащими, то действительно НАДО уметь переступить через себя и не смотреть на хамов,грубых и пр., не принимать близко к сердцу их высказывания, выражения лица или неадекватное поведение/реакцию,ни в коем случае принижать свое достоинство,не давать расти комплексу развиваться до таких масштабных размеров. это мешает жить.будьте выше

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь