Анализ современного состояния системы образования глухих и слабослышащих выявил противоречие между исторической оценкой педагогического явления и его современной интерпретацией. Возникла необходимость в рамках данного исследования, сопоставить существующую систему специального образования лиц с нарушениями слуха с имеющимися в отечественной практике образовательными системами в исторической ретроспективе. Основной акцент в работе сделан на развитии системы специального образования глухих и слабослышащих в советский период в регионе Московской области.

Обучение людей с нарушениями слуха в Московской области имеет свою долгую историю. Первые известные данные о специально организованном обучении в школе неслышащих детей относятся к школе – интернату в Перерве. Эта школа была создана в 1908 году, и сейчас она, увы, уже не существует - закрыта в 2000 году. До революции она, пожалуй, была единственным учебным учреждением (школой – интернатом), не считая Воспитательного дома в Москве, организованным специально для детей с нарушением слуха в Московской области.

Интенсивное развитие системы обучения неслышащих происходило в советское время. В 30 – е годы прошлого века, после выхода в свет Указа Президиума РСФСР о всеобщем обязательном начальном образовании для лиц с дефектами развития, стали открываться специальные школы – интернаты для неслышащих детей в городах и весях Московской области. Анализ статистических данных по количеству школ в области показывает, что наибольшее количество школ в области (16-18 шт.) было в период 1940-50-х годов.

В настоящее время в Московской области есть 3 школы (в гг. Истра, Электросталь, Коломна) и 4 детские дома (в гг. Коломна, Ногинск, Реутов и в пос. Малаховка).
 

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь