I. Самооценка как свойство личности.
1.1 Роль самооценки в процессе развития и социальной адаптации.

Эффективность процесса адаптации индивида в окружающем его мире более чем актуальна при наличии определенных отклонений в развитии. Ведь социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды, и осуществляется он через различные виды деятельности, в том числе и с помощью общения. Именно в процессе общения так или иначе формируется самооценка. Сначала ребенок пропускает через себя оценочные характеристики взрослых, а затем, по мере формирования "самости", оценивает себя сам в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет ему общество и он сам.

Таким образом, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей – это и есть самооценка. Она является важнейшим регулятором поведения человека, во многом определяя его самоощущение в мире отношений с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка, тем более с проблемами в развитии.

Самооценка может быть частной и общей. Общая – отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая самооценка всегда должна быть положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к себе. В то время как отрицательная приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, напротив, к агрессивности и озлобленности. Что касается частной самооценки, то она отражает отношение человека к результатам своей какой-либо конкретной деятельности. Частная самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области: чем выше он оценивает свои возможности, тем более трудные задачи он перед собой ставит. Частная самооценка может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной, завышенной и адекватной.
Таким образом, расхождения между реальными возможностями человека, в том числе и с нарушениями в развитии, и его самооценкой могут приводить к серьезным личностным проблемам. В случае завышенной самооценки неуспех в какой-либо деятельности приводит к эмоциональным всплескам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная самооценка приводит к тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности.

Самооценка также отражается и на оценке возможностей и результатов деятельности других людей. При завышенной самооценке человек понижает достижения других людей, а при заниженной, напротив, чрезмерно превышает их.

Следовательно, формирование неадекватной самооценки неблагоприятно влияет на процесс социальной адаптации, особенно ярко это выражено у лиц с проблемами в развитии, которые по той или иной причине не могу полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь