Кодекс умолчания

Эту телепередачу ждали.
Неслышащим москвичам уже давно было известно, что 21 января телепрограмма «Профессия – репортёр» (НТВ) покажет кое-что о глухих. Всем было интересно – какими нас покажут и о чём расскажут?

Между прочим, студия «Профессия-репортёр» уже в третий раз обращается к теме глухих. Пять лет назад, например, «репортёры» приезжали на гремевшее тогда диско «У Герасима» и сняли сюжет о досуге глухой молодёжи.
Казалось, раз телевизионщики уже не в первый раз знакомы с глухими, то и новая передача будет разумной и правдивой.

К сожалению, этого не случилось. Народ наш посмотрел «Кодекс молчания» и немного, мягко скажем, удивился. Пошли споры. Одни говорили, что всё очень плохо сделано, другие утверждали, что всё-таки лучше, чем прошлые телесюжеты. Но довольных почти совсем не осталось.
Нет, нас уже не показали сборищем мычащих мафиозников, как СМИ привыкли раньше нас подавать. Хотя первым сюжетом в передаче оказалась именно колония, где содержатся глухие малолетки.

В передаче репортеры постарались дать полную картину жизни глухих: сняли репетицию спектакля «Где Чарли» в ТМЖ, дискотеку от «ИМПЕРИЯ», семью, где слышащие дети и глухие родители, семью, где, наоборот, глухие дети среди слышащих родичей, и даже полную семью глухих. Даже украинскую переводчицу Дмитрук приплели, вкупе с Диной Корзун.
И про операцию кохлеарной имплантации рассказали. Было ясно, что главное не операция, а вера и надежды матери вернуть слух своему глухому ребенку. Что интересно: подробный показ операции, скальпели в нежной детской головке, осунувшееся личико измученного ребёнка послужили антирекламой. После просмотра начинаешь понимать, что, может быть, уж лучше слуховые аппараты и тренировки восприятия? И только некоторым имплантация – во благо?

И много чего другого показали и… не показали.

Но мы мало чего поняли. Потому что НТВ не удосужилось снабдить передачу субтитрами. Может, и к лучшему: потому что, как утверждают слышащие, с экрана упорно звучало: «ГЛУХОНЕМЫЕ». Что там говорили с экрана жестами – мы не поняли: при монтаже ЖЯ-речь обрывали в самых разных местах. А закадровый голос лился плавно, без малейшей запинки. Он не сбился даже тогда, когда переводили одну молоденькую исполнительницу песен Распутиной. Её жестам подпевала сама известная певица. И вот девочка сказала жестами, что хотела бы в будущем держать такую форму, как ее любимая Маша. А за кадром ничтоже сумняшеся перевели: «А мне нравится фигура Распутиной!». Надо было видеть лицо певицы в этот момент, на котором было написано всё, что она думает о глухих!

Стереотипы никуда не делись. Будь ты хоть самым грамотным, с самой чистой речью, с самыми крутыми аппаратами в ушах – всё равно для всех ты будешь глухонемой. Ибо так говорят в телевизоре. Ибо так до сих пор воспринимает нас общество: мол, недалеко от Герасима с его «му-му» ушли.
Где неслышащие учителя? Где глухие программисты из крутых фирм? Где глухие толковые студенты и аспиранты вузов? Журналисты, писатели, поэты, наконец? Современное понятие «глухой» включает в себя не только «жестоговорящих, но и слабослышащих, и «речевиков»-леонгардовцев.
Никого из них телевизионщики, видимо, не нашли. Или не искали – как говорится, формат не тот? Непривычно будет?

Поэтому на телеэкране мы, глухие, даже самим себе казались некими инопланетянами. Смотрели фильм «Чужие»? Вот, мы для телезрителей почти такие. И театр у нас – чужой, и дискотека – чуждая, и дети – чужаки…
А мы же не такие уж чуждые. Но об этом умолчали.
Слышащим телезрителям сойдёт. Передача ДЛЯ НИХ, якобы О ГЛУХИХ. А сами глухие? А что с них взять? Как всегда, перебьются.

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь