Библиотека

О кохлеарной имплантации

Наконец нашлось время подробнее рассказать о кохлеарной имплантации.

Кохлеарная имплантация — это не только операция, это целый комплекс мероприятий, включающий в себя:

— предоперационное обследование и отбор пациентов;
— хирургическую операцию;
— послеоперационную реабилитацию.

Что же это за зверь такой — кохлеарный имплант? Это достижение современной медицины. Он отличается от слухового аппарата принципом работы. Слуховой аппарат предназначен для того, чтобы усиливать звуки. Современные многоканальные слуховые аппараты усиливают их довольно качественно, они могут подавлять внешние шумы и выделять речь из потока звуков. Однако слуховые аппараты не всегда могут быть эффективны. При больших потерях слуха, от слухового аппарата требуется работа на максимальном режиме, что создает свист, способствует быстрой разрядке аккумулятора. А самое главное — не может помочь в необходимой мере. При значительной потере волосковых клеток улитки или полной их утрате, слуховые аппараты также не будут эффективны.

Тогда на помощь приходит имплантация. Кохлеарный имплант не усиливает звуки. Он заменяет отсутствующие волосковые клетки улитки, передавая информацию напрямую слуховому нерву. За счет этого мозг обрабатывает информацию также, как и при нормальном слухе — как будто он получает ее сам, непосредственно, после восприятия ушами и всеми их составляющими.

Операция кохлеарной имплантации предполагает закрепление на внутренней части черепа одной из частей импланта, приемника, который посылает декодированный сигнал на электроды в улитке. Внешняя часть импланта предназначена для восприятия звуков и их первичного кодирования.

Строение уха

Строение уха

Перед операцией все кандидаты проходят очень тщательные обследования у врачей, психологов и педагогов. Самый лучший возраст для операции — 3-6 месяцев. Чем раньше имплантирован ребенок, тем больше вероятность, что он пойдет по пути развития нормально слышащего ребенка и его речь будет развиваться спонтанно, привычным для всех детей способом.

Кохлеарная имплантация не возвращает слух полностью. Она восстанавливает его примерно до первой степени тугоухости — 25-40 дБ (подробнее о классификациях нарушения слуха вы можете прочитать здесь. Соответственно, результаты кохлеарной имплантации очень разные. Результат зависит от многих факторов: от возраста проведения операции, от наличия слухового опыта, от наличия или отсутствия дополнительных нарушений, от возможности последующей реабилитации по месту жительства. Иногда кохлеарный имплант дает возможность ребенку пойти учиться в обычную школу и жить среди слышащих. Иногда — только улучшает условия жизни и позволяет компенсировать хотя бы одно из множества нарушений.

Кохлеарный имплант и его расположение

Кохлеарный имплант и его расположение

В России операцию кохлеарной имплантации оплачивает государство. Но оно оплачивает только один имплант, второй имплант, при желании его использования, должны оплачивать родители. Один имплант ограничивает слуховые возможности ребенка, но это все же лучше, чем без него. В Европе государство почти всегда оплачивает оба импланта либо один полностью и половину стоимости второго.

Различия между Россией и Европой также и в реабилитации после кохлеарной имплантации. Реабилитационный период также невероятно важен. На данный момент, в России период пребывания в центре имплантации составляет около двух недель. После этого семья возвращается домой. И тут начинается интересное. Во многих отдаленных регионах России наблюдается нехватка дефектологов, сурдопедагогов, которые готовы профессионально построить процесс реабилитации и слухоречевого развития ребенка после кохлеарной имплантации. Чаще всего роль сурдопедагога берет на себя логопед по месту жительства, реже — родители. Если же процессом реабилитации не сможет заниматься никто, результат операции будет не таким положительным, каким бы мог быть. Ведь звуки в импланте воспринимаются совсем по-другому. Они отличаются от звуков в слуховом аппарате, они отличаются от наших с вами воспринимаемых звуков. Ребенку необходимо помочь адаптироваться, ему необходимы занятия с логопедом и сурдопедагогом.

Ребенок с кохлеарным имплантом.

Ребенок с кохлеарным имплантом. Можно увидеть, что нередко родители украшают имплант наклейками, чтобы ребенку хотелось его носить)

В Европе реабилитация занимает почти все время до поступления ребенка в школу. С ребенком регулярно занимаются специалисты, поэтому почти все дети с кохлеарными имплантами поступают в обычные школы. В школах они также получают специальное сопровождение, помощь, поддержку и регулярные занятия с дефектологами. Именно поэтому в Европе закрываются школы для глухих детей — в них просто отпадает необходимость.

Вокруг кохлеарной имплантации идет множество споров. Ее редко делают своим детям глухие родители, желая сохранить детей в определенном социуме. Она не всегда дает идеальный результат, поскольку успех зависит от многих факторов. Это затрудняет самоидентификацию глухих людей — не дает им отнести себя ни к полноценно слышащим, ни к полностью глухим. Есть плюсы и минусы.

Успех имплантации зависит от множества факторов, но мне удалось увидеть потрясающие результаты этой операции. И я верю, что при определенной поддержке и соответствующей политики государства, их можно добиться и в России.

С - Солидарность

С — Солидарность

P.S. Для тех, кто хочет прочитать про кохлеарную имплантацию подробнее, прикладываю книгу И.В. Королевой. Там доступным языком с самого начала изложены ответы на основные вопросы, а книга содержит подробное описание имплантации и всего процесса реабилитации.

Записки дефектолога
http://deaf-planet.ru