Библиотека

Нарушение слуха: основные классификации

Все люди с ограниченными возможностями здоровья — разные. Разные и сами нарушения. Однако специалистами были составлены различные классификации нарушения слуха для удобства работы, диагностики и реабилитации (абилитации). Я расскажу о них подробнее.

Начнем с международной классификации. Она применяется практически во всем мире и ее удобство сложно переоценить. Исходя из нее, мы получаем следующие степени потери слуха:

1 степень 25-40 дБ
2 степень 40-55 дБ
3 степень 55-70 дБ
4 степень 70-90 дБ
Глухота — свыше 91 дБ

Здесь классификация начинается с наименьшего нарушения слуха и движется к наибольшему.

Соответственно, чем выше степень, тем хуже слух у ребенка. Разброс в способности слышать довольно большой. Чтобы это представлять, надо понимать, что при потере слуха в районе 25 дБ ребенок слышит шепот возле уха (но не слышит его на расстоянии) и хорошо слышит разговорную речь нормальной громкости. При потере слуха около 90 дБ, ребенок может услышать только крик возле уха.

Помимо общего уровня нарушения слуха важно различать восприятие человеком отдельных частот, соответствующих разговорной речи. Для этого используют классификацию по группам глухоты, предложенную выдающимся советским оториноларингологом и аудиологом Л.В. Нейманом. Она получила в России наибольшее распространение. Классификация основана на восприятии детьми разговорной речи. Обычная разговорная речь находится в частотном диапазоне 500-3500 Гц. Соответственно, если нарушение слуха находится в этих частотах — восприятие речи становится невозможным. В этой классификации в 1 группе находятся дети с наибольшим нарушением слуха, а в 4 — с наименьшим. Т.е. наоборот — в сравнении с международной. Данную классификацию можно представить следующим образом:

1 группа 125-250 Гц
2 группа 125-500 Гц
3 группа 125-1000 Гц
4 группа 125-2000/4000 Гц

Дети из первой группы воспринимают только низкие частоты. Они слышат только громкий голос возле уха или любые довольно громкие звуки на близком расстоянии. Во второй группе остатки слуха лучше, есть возможность воспринимать больший диапазон звуков. Дети из третьей группы воспринимают уже средние и низкие частоты. Дети из четвертой группе различают гласные, слова и фразы, но на небольшом расстоянии.

Третья классификации наиболее важна для сурдопедагогов. Она была предложена выдающимся специалистом и талантливым педагогом Р.М. Боскис. Данная классификация помогает наиболее эффективно организовать процесс обучения. Согласно ей, всех людей с нарушением слуха можно разделить на две большие группы.

Глухие — люди со значительной потерей слуха. При данном состоянии слуха невозможно самостоятельное овладение речью.

Слабослышащие — люди с потерей слуха, при которой возможно самостоятельное овладение речью.
При этом группу слабослышащих также можно разделить на две подгруппы по уровню развития речи.
Позднооглохшие (долингвальные) — люди, потерявшие слух после овладения речью (дети от 3 лет и старше).
Ранооглохшие (постлингвальные) — люди, потерявшие слух до того, как речь была сформирована.
Иногда выделяют и третью группу — перилингвальные — это люди, потерявшие слух в период овладения речью.

Таким образом, мы видим, что группа людей с нарушением слуха неоднородна. Разумеется, в статье приведены далеко не все классификации, а только наиболее часто используемые Данные классификации нужны для соответствующей нарушению своевременной помощи, подбору слухового аппарата. Немаловажным является и раннее начало обучения, соответствующего возможностям и потребностям ребенка.

Записки дефектолога
http://deaf-planet.ru

© 1999-2021, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Пользовательское соглашение
Срочная помощь