Общество глухих

«Путем всея земли…» (Выставка к 75-летию Александра Назарова)

В течение месяца (до конца мая) в офисе Центрального правления ВОГ у метро «Красносельская» проходила выставка работ художника Александра Назарова (1937 - 1993), подготовленная Культурным центром «Гефест» к его 75-летию.

Биография у Александра Назарова была богата творческими и жизненными встречами, нашедшими отклик в его картинах. После окончания МВПХУ (бывшего Строгановского) Назаров быстро получил признание. Он успешно работал рядом с известным мастером-монументалистом А. Тальбергом в Комбинате монументально-декоративного искусства, занимался настенной росписью, мозаиками, но не забывал и станковую живопись. На выставке работ глухих художников в Испании (1981 г.) его картина «Рязаночка» была удостоена первой премии.

С успехом он участвовал и в художественной выставке на фестивале «Путь глухих» в США в 1989 г. Картины художника настолько понравились американским искусствоведам, что его пригласили преподавать курс монументальной живописи и скульптуры в Галлодетском университете в Вашингтоне. И в 1991 - 1992 гг. он работал в этом знаменитом учебном заведении, причем пользовался большой популярностью среди глухих студентов. Там он не только провел несколько персональных выставок, но и был признан «лучшим преподавателем года».

Вернувшись в Россию в 1992 г., Назаров за короткий срок создал большое число новых живописных работ. К сожалению, этот творческий взлет мастера оборвала преждевременная смерть.


«О Русь, взмахни крылами..»

Глубоки по внутреннему чувству его картины, посвященные русским поэтам (они составили своеобразный цикл) с трудной трагической судьбой. Таковы работы посвященные Николаю Гумилеву, Сергею Есенину («Чёрный человек»), Александру Пушкину... Их дополняет картина «Слепой музыкант», на которой изображен старый гусляр. В качестве поводыря по русским деревням его ведет мальчик, «путем всея земли».

«Чёрный человек» (По стихотворению Сергея Есенина)


Слепой музыкант

Есть еще у Назарова работа, посвященная неслышащему мальчику, названная художником «Спасение», который взмахнул руками в робкой попытке оторваться от земли. За его плечами два ангела, как бы удерживающие его от рокового шага и выправляющие его судьбу...


Спасение

Дополнительное поэтическое измерение выставке придали подписи под картинами, составленные из стихотворений разных, в том числе и глухих поэтов. Кстати, сам Назаров хорошо знал и любил русскую поэзию и не один раз захаживал на собрания членов литературного объединения «Камертон». Он и сам умел выразительно читать стихи и всегда «заряжал» поэтической энергетикой своих друзей. На этой выставке не было самой известной работы мастера «Весна», изображающей молодую девушку у дерева. Её заменила другая, более камерная работа с тем же названием, где девушка рассыпает из ладони цветочные лепестки. Образы женщин замечательно удавались мастеру. С чувством и пластикой он умел передать и совершенство обнаженного женского тела. И еще, обращают на себя внимание глаза женщин, которые художник часто изображал без прорисовки зрачка, одним синим цветом. Взгляд поэтому кажется бездонным, будто женщина не просто смотрит на мир, а весь его в себя через глаза принимает...


Весна

Выставку открывал большой автопортрет, где художник изобразил себя с бокалом шампанского, он как бы приветствует всех своих друзей, с надеждой глядит в будущее...

Автопортрет

Друзья художника из КЦ «Гефест» устроили в 1998 и 2001 гг. две персональные выставки работ А. Назарова, еще одна, приуроченная к 10-летию со дня смерти художника, состоялась в музее М. Цветаевой в 2003 г. Замечательным картинам большого мастера предстоит долгая жизнь.

Ярослав Пичугин
http://www.voginfo.ru/

08 июня 2012 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь