Общество глухих

Слушай глазами

Самого главного ушами не услышишь. Слушай своим сердцем. Слушай своими глазами. Этому учат педагоги маленьких воспитанников школы-интерната для глухих детей

Как выучиться на человека

Жили-были две девочки: Галя и Валя П., глухие сестрички-близняшки. Мама их убила отца и угодила в тюрьму. Девочек воспитывали бабушка и школа. Девчонки увлекались лыжными гонками, но однажды на летних сборах Галя попала под поезд: не услышала сигнала машиниста. Ногу травматологи собрали по частям, и выхаживали девочку учителя - расчёсывали её красивые чёрные волосы, умывали, кормили. Потом Галя поступила в Ленин­градский восстановительный центр, там выучилась на художника и даже ухитрялась помогать деньгами своей матери, у которой после тюрьмы болели руки, а у Гали, выходит, ничего не болело. Судьба гналась за девчонкой как бешеная волчица: однажды она обварила раненую ногу в душевой кипятком, “пластику” ей сделали в ожоговом центре, и снова на помощь пришли учителя, поражаясь мужеству своей Гали: она никогда не плакала и только молча прижимала ладошку к губам и сердцу - благодарила. Это чувство благодарности к тем, кто не бросил и не предал, осталось в ней навсегда.
Сейчас Галя живёт в Питере, делает пластиковые бутылочки для соков - неплохие, знаете ли, заработки, можно жить достойно даже в Северной столице. И приезжая в Киров, она никогда не забывает навестить учителей: идёт, подпирая себя палочкой, из-за огромного букета цветов её и не видно.
Выпускник Саша Самаркин стал шляпным мастером в Белоруссии: он всегда любил шить, одевался лучше всех - на интернатской швейной машинке строчил себе модные брюки и жилеты, а уж какие шали вязал и дарил воспитательницам! Костя Киселёв окончил школу с золотой медалью, поступил в Бауманку, теперь живёт в Москве. Художник Лёнечка Ичетовкин, великий интеллектуал и умница, фотографирует все торжественные мероприятия и расписал в интернате третий этаж. Наташа Половникова и Лена Котегова работают на заводе «Лепсе», у них замечательные мужья, прекрасные слышащие дети.
Эти истории мне рассказала Татьяна Георгиевна Предеина, тридцать шесть лет читающая глухим детям Пушкина и Тургенева на языке жестов. Каждый её ученик - это особая романтическая история. “Знаете, всё чаще я ностальгирую по тому времени, когда мы были молодыми... Да-да, и чушь прекрасную несли. Всё пережили - утопический социализм, застой - и выстояли, выжили. Потому что наша школа - это собрание крайне дружественных и приятных людей, энтузиастов, которые преданы своему делу и обожают детей. Может, поэтому они вспоминают школьные годы как самое счастливое время.
Наши глухие малыши приезжают порой в интернат из какого-нибудь далёкого села, где с ними никто не мог найти общий язык - в прямом смысле этих слов. И это беда. Это большая проблема. Ребёнок не умеет читать. Ребёнок не знает жестов. У него снижен интеллект. И самое страшное - мир кажется ему враждебным. Потому что все в нём говорят и слышат. И смеются - над ним, так он думает. А мы хотим, чтобы они были счастливы и удачливы. Чтобы наших мальчишек уважали в приличном обществе. Чтобы девочек боготворили и чтобы они любили сами. Кто сказал, что женщины любят ушами? Чушь! Я “читаю” им пальчиками Экзюпери: “Зорко одно лишь сердце, дети!” И они плачут. И когда это происходит, я знаю: наши ребята готовы прожить новую, прекрасную жизнь, пусть даже в мире людей, которые их не понимают. Но они всего достигнут на этой земле. Вон, Вовка Шарынин, учится сейчас в Бауманке, из 39 студентов на курсе по отметкам самый лучший. А Эдик Биденко - через четыре года он будет бакалавром-сурдопедагогом, и магистратура от него никуда не денется!”

О тех, кто любит вести беседы

Эдик Биденко - звезда Кировской специальной общеобразовательной школы-интерната I вида. Много лет назад он перебрался “в город” из Советского интерната, потому что, во-первых, здесь живут его абсолютно неслышащие, но очень талантливые и любящие папа и мама, а во-вторых, сам он немного слышал. Прошло время.
“Мои родители и сейчас для меня непререкаемый авторитет, - рассказывает приехавший на каникулы из Московского государственного педагогического университета Эдик. - Потеря слуха - это, конечно, страшно, но папа и мама никогда не отчаивались, они до сих пор саморазвиваются, занимаются художественной самодеятельностью, много читают. Они мечтали, чтобы я получил высшее образование, и я не могу обмануть их ожиданий. Здесь, в Кирове, я начинал учиться в спецгруппе для глухих детей, а потом перешёл в класс для слышащих. И в Москве я учусь на “слышащем” курсе, живу в одной комнате со “слышащими” студентами. Они называют меня авантюристом. Авантюризм - черта положительная. Например, я люблю песни Высоцкого и съездил недавно на конкурс мимического пения “Как взмах крыла”. Я стал дипломантом этого конкурса. Знаете, был полный зал людей “с ушами” - и как они нас слушали, как они нам аплодировали! Понимаешь, что после этого планку снижать нельзя. Конкуренция в мире не просто большая, она немыслимая, надо всё время сражаться за своё место под солнцем, доказывать, что ты не просто лучший, а лучший из лучших! Глухим детям тяжело учиться. У глухих короткая память, нам трудно заучивать правила и стихи. Учителям, даже в совершенстве владеющим дактилем, приходится отбирать слова, которые мы поймём. Я имею право рассуждать так, потому что видел этот взаимный труд - учительский и детский.
Вот у нас, к примеру, был сильный класс. Ребята в основном осели в столице, девчонки поступили в Московский колледж малого бизнеса, учатся на парикмахеров, параллельно работают кассирами в огромном супермаркете, там на кассу вешают специальный значок: “Вас обслуживает инвалид по слуху”. Кто-то может сказать, что это беспощадная школа, но благодаря ей мы все стали сильными, у нас вполне приличные зарплаты, мы ездим в Европу в музеи, в Турцию - на море. И спасибо нашим педагогам, нашим родителям, что они научили нас не сдаваться, не опускаться до прилюдных слёз - а ведь многие из нас даже имя своё на первых порах ни сказать, ни показать не могли. Но все выросли нормальными. Работящими. Среди наших выпускников нет алкоголиков, наркоманов, никто не бросил своего ребёнка”.

Культ личности ребёнка

В ноябре 1918 года в только что открывшемся в Вятке доме глухонемых детей было всего четыре ребёнка. Учила их Ольга Гагинская. Сейчас в интернате, отметившем недавно своё 90-летие, обучается 102 воспитанника. “Школа пополняется за счёт переростков, - рассказывает директор Наталья Рылова. - Это дети с нелёгкой судьбой, часто не имеющие даже дошкольной подготовки. Но наши преподаватели готовы, нет, они даже любят принимать участие в различных экспериментах, которые им подбрасывает жизнь. И наш опыт широко используют в школах России, где обучаются дети с недостатками слуха”.
Интернату действительно есть что показать. “Модные” учебные программы, комплексная психолого-медико-педагогическая коррекция, новые направления в работе. Уютные спаленки, библиотека, видеотека фильмов с субтитрами, компьютерный класс, кабинеты психолога и ритмики, лыжная база, о которой разговор особый. Заслуженный тренер России Евгений Платунов воспитал чемпионку России по лыжным гонкам Лизу Кропотину, Саша Щелчков привёз пять медалей со Всероссийских юношеских игр, Лиза Кропотина и Юля Князева включены в молодёжную сборную России. В истории школы была даже чемпионка Всемирных игр глухих Людмила Ренжина.
Ещё обучаясь в школе, дети под патронатом Александра Григорьевича Плаксина осваивают вождение автомобиля и получают впоследствии водительские права. Абсолютно неслышащие дети учатся в межшкольном комбинате и за два года овладевают профессией столяра-плотника. Они умеют залить фундамент, сложить сруб, сделать входные двери, окна, настелить пол и потолок, изготовить всю домашнюю мебель - в конкурсе мастерства “Лучший по профессии” эти умельцы участвуют наравне со своими слышащими сверстниками и всегда занимают призовые места. Школьные кружки “Мастерская игрушек”, кройки и шитья, “Поющие руки”, танцевальный коллектив “Жемчужина”, спортивные секции - “высокие гости» называют это важными эпизодами в учебно-воспитательном процессе. А учителя говорят: это наша жизнь.
Их дети не слышат музыку, но каждый год здесь ухитряются ставить чудесные музыкальные спектакли с песнями и танцами. “Когда мы привезли в Москву “Барышню-крестьянку”, - вспоминает зам. директора по учебно-воспитательной работе Лариса Александровна Мошкина, - зрительного зала оказалось мало, люди стояли даже в дверях. Полный зал народу, и мы предложили им перевести спектакль “на голос”, но дети играли так, что люди, не владеющие языком жеста, сказали: “Мы всё понимаем без перевода!” “Ночь перед Рождеством”, “Метель”, “Морозко”, “Золушка”, “Новогодние приключения Маши и Вити” - премьера нынешнего года. Сценарии для этих сказок педагоги пишут специально “под детей”, роли получают даже самые “непопулярные” артисты.
“В жизни многое стоит воспринимать легче, с улыбкой, - говорят учителя, - нужно чаще радовать друг друга. Знаете, какой вопрос обычно задают наши дети при первой встрече с новым педагогом? Они спрашивают своими пальчиками: вы любите глухих? И когда слышат в ответ “да” - хлопают в ладошки. А если потом окажется, что это “да” - не пустой звук, сердца наших ребятишек будут навеки принадлежать вам. Потому что вы - их связной в “ушастом” мире, вы их проводник. И если они добиваются высот в жизни, это, конечно, благодаря их упорству и трудолюбию, но ещё и потому, что вы в них верили и вы их любили”.
И они научили меня говорить “Я тебя люблю” на языке глухих. Это очень просто. Нужно сначала рукой показать на себя, потом на того, кого ты любишь, и две ладошки положить на сердце. По-моему, это признание даже трогательнее, чем у нас, которые “с ушами”.

Ирина КУШОВА, "Вятский край"

http://www.vk-smi.ru

07 апреля 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 08.09.2016 16:16
В Феодосии обучаются дети с разной степенью потери слуха.Наши выпускники имеют различные специальности.Очень много спортсменов, которые являются гордостью нашего интерната.Есть у нас и золотые , серебряные призёры паралимпийских игр по волейболу ,2-х кратная чемпионка Мира по шахматам.Наши дети поют жестами,танцуют, озеленяют школу и двор,рисуют,развивают творческие способности под руководством педагогов.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь