Общество глухих

«Социалку» кризису не сдадут

В России собес всегда был самой бедной из государственных служб. Постсоветская Москва стала определенным исключением, в том числе и благодаря «лужковским» надбавкам к пенсиям. Что будет теперь с этой системой, как переживут кризис пенсионеры и инвалиды?
Ответу на этот вопрос было посвящено собрание хозяйственно-экономического актива столичного Департамента социальной защиты населения. Перед первым заместителем мэра в правительстве Москвы Людмилой Швецовой стояла обычная для таких времен задача: предупредить панику и настроить на деловой лад. «Кризис нам сильно попортил настроение, — отметила Людмила Ивановна. – Но все же у нас год пойдет не под знаком кризиса, а под знаком заботы о человеке».

Признав, что финансовый поток уменьшился, Швецова заметила собравшимся, что «сейчас ограничения должны вызывать понимание». Поскольку в течение ряда последних, наиболее обеспеченных, лет «ограничения порой вызывали непонимание». У кого? Вряд ли у простых пенсионеров и инвалидов, которые и в Москве никогда особо не шиковали. Но, может быть, у некоторых лидеров, взявших на себя труд выражать интересы слабозащищенных. Во всяком случае, в ряде выступлений на том же собрании были озвучены весьма неплохие аппетиты.

Председатель Московского городского общества инвалидов Николай Чигаринцев высказал пожелание обнулить аренду для предприятий, использующих труд инвалидов – установить символическую плату в 1 рубль за 1 кв. метр. А также резко осудил последние повышения коммунальных и энергетических тарифов и призвал их вновь снизить. Председатель московского городского отделения Всероссийского общества глухих Владимир Базоев призвал восстановить Дом культуры глухонемых, который существовал при советской власти, но в новое время был утерян. А во всех школах ввести уроки толерантности с разъяснением, какие бывают инвалиды и как они живут. Посетовал Базоев и на то, что с тех пор, как оказание глухонемым услуг сурдопереводчиков было передано с московского уровня на федеральный, объем таковых услуг резко сократился.

Конечно, и в словах Базоева, и в словах Чигаринцева, который является инвалидом-колясочником, есть серьезные резоны. Инвалидным артелям, возможно, и не выжить, если они будут за аренду платить огромные деньги, да и Дом культуры у глухонемых должен быть. К тому же на собрании был несколько трагикомический момент, когда ведущий объявил: «А сейчас слово предоставляется председателю общества слепых… а, извиняюсь, глухих, — Владимиру Базоеву». Что, с точки зрения современной политкорректности, как-то не очень, — это к вопросу об уроках толерантности. Но, тем не менее, за такими пожеланиями стоят немалые денежные расходы, — и высказано это все было как-то весьма по-хозяйски, «в праве своем».

Уровень заботы о человеке, от которого ведется отсчет, обозначил в своем докладе руководитель Департамента социальной защиты Владимир Петросян. Картина такова: в Москве проживает 3 млн 465 тыс. граждан – получателей пенсий, пособий и других социальных выплат. Общая сумма этих выплат в 2008 году составила 72 млрд 737 млн рублей. Средний размер городской доплаты к пенсии неработающему пенсионеру достиг 2 тыс. 800 рублей, а максимальный – 7 тысяч. И Швецова, и Петросян подтвердили стратегическую задачу – к концу 2009 года довести московскую пенсию до двукратного прожиточного минимума.

Для инвалидов в городе к настоящему времени сооружено около полутора тысяч модулей для передвижения в колясках по пешеходным переходам и более полутора тысяч съездов-пандусов в зданиях, работает более двух тысяч низкопольных автобусов и троллейбусов с условиями для въезда колясок. Этот объем глава департамента оценил примерно в половину от реальной потребности. Общее число инвалидов всех групп и возрастов в Москве оценивается в 1,2 миллиона. На надомном обслуживании состоит 73 тысячи инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В домах инвалидов и престарелых проживают 16 с половиной тысяч человек, — здесь особое внимание было обращено на недопущение пожаров, ввиду трагических прецедентов по стране.

Также особое внимание Петросян обратил на работу 35 социальных магазинов, строго наказав, «чтобы они были действительно социальными», так как в кризис товары по сниженным ценам для малоимущего — первое дело. Санаторно-курортным обслуживанием в прошедшем году удалось охватить до 85% нуждающихся и имеющих на него право. Начал развиваться социальный туризм – в Болгарию, пока для самых достойных, для ветеранов войны. 844 выпускника детских домов получили жилье. Наконец, та или иная помощь была оказана более чем трем тысячам московских бомжей, часть из них трудоустроена.

В самой системе столичного собеса занято более 39 тысяч сотрудников, из них только две тысячи мужчин (а всего по штату положено 52 тысячи работников, так что сохраняется некомплект). Средняя зарплата – около 25 тысяч рублей, что для Москвы не очень много, но кризис позволяет надеяться, что все ставки скоро будут заняты.

Еще одна цифра: «Наш отдел благотворительной помощи привлек более 285 млн. рублей». Эта тема в выступлениях Людмилы Швецовой и Владимира Петросяна была затронута: надо учиться привлекать средства со стороны, работать со спонсорами. Даже если в кризис они станут значительно менее щедрыми. Впрочем, какие именно спонсоры и благотворители есть в Москве, — об этом вообще информации не очень много. Особое значение приобретает взаимопомощь семей с детьми: так, в 2008 году по программе «Семья помогает семье» было собрано более двухсот тонн вещей: одежды и обуви, как секонд-хенда в хорошем состоянии, так и новых, закупленных спонсорами.

Вот, если «верхи и низы» будут работать сообща – городской бюджет и департамент сумеют сохранить свой уровень, а граждане разовьют взаимопомощь, то как-нибудь, что называется, «перезимуем».

Леонид Смирнов

http://www.rosbalt.ru/

04 марта 2009 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь