Общество глухих

Швеция - страна социальной справедливости и социального капитала.

С 24 по 27 ноября в Стокгольме проходил заключительный семинар федерального класса Московской школы политических исследований «Шведское общество - опыт, традиции и взгляд в будущее».

В семинаре приняли участие свыше пятидесяти представителей различных регионов России, а так же Армении. Депутаты, мэры городов, чиновники, представители организаций гражданского общества.

Прекрасная организация федерального семинара была обеспечена шведской неправительственной организацией «SIPU International» и сотрудниками Московской школы политических исследований, возглавляемой Основателем и директором Школы Еленой Немировской.

Программа семинара была такой разнообразной, что отвечала практически всем профессиональным интересам российских участников. Особое впечатление от семинара оставили эксперты, которые были высочайшего мирового уровня.

Среди многочисленных экспертов, выступивших перед участниками федерального семинара МШПИ в течении пяти дней следует выделить Михаила Сульмана исполнительного директора «Фонда Нобеля», Леннарт Далеус исполнительного директора «Гринпис», Тони Англерид директора Шведского национального аудиторского офиса, Бо Ротштейн профессора политологии университета г. Гетеборга, Даниэль Таршис бывшего генерального секретаря Совета Европы, Жан-Луи Лоран директора департамента по политическим вопросам Совета Европы.

Огромное впечатление оставила презентация Михаила Сульмана «Швеция в экономическо-исторической перспективе», которая позволила приблизиться к пониманию «шведской модели» с учетом исторического развития, а так же дала оптимистическую надежду, что Россия, использую демократическую модель развития может так же в ближайшей исторической перспективе создать эффективное гражданское общество, влияющее на государство и бизнес в интересах большинства россиян. В начале 20-го века Швеция была одной из беднейших стран Европы, а сегодня Швеция – это страна со стабильной экономикой, высоким темпом роста экономики и высоким человеческим потенциалом.

Выступление Бо Ротштейн по теме «Социальный капитал» позволяло ответить на многие вопросы, которые мы задаем у себя в России. Почему россияне не доверяют государству? Почему в России собираемость налогов на уровне 50%? В чем причины массовой коррупции у российских чиновников?

Профессору Бо Ротштейн удалось не только рассказать о шведской модели социально-ответственного государства, но и показать, что развитие гражданского общества, без доверия граждан к государству не позволяет быть эффективным. Необходимо накопление «социального капитала», который может появиться и возрастать только при двух условиях – развитие сетей (связей) гражданского общества, умноженного на доверие граждан к государству. В современной России – дефицит такого доверия. Единственный выход – искоренение коррупции во власти и сетевое развитие структур гражданского общества. Если первое – это политическая воля руководства государства («рыба гниет с головы»), то вторая составляющая «социального капитала» находится в руках каждого россиянина.

Яркое выступление исполнительного директора «Гринпис» Леннарт Далеус «НКО в Швеции» не оставило ни одного равнодушного к проблемам экологии. Не все были согласны с методами «Гринпис», но все согласились с позицией лидера «Гринпис» в экологических вопросах, в вопросах безопасности и в конечном итоге в вопросе о будущем существования человечества.

Общение с активистами неправительственных организаций, личные наблюдения во время пребывания в Стокгольме (нет пробок, загазованности на улицах, воду можно пить из крана, чистота на улицах – ботинки можно было не чистить всю неделю) свидетельствуют о том, что граждане объединенные в общественные структуры могут добиться практически всего: в вопросах экологии, защиты прав инвалидов, равноправия полов, условий труда и уровня оплаты, образования детей, ухода за пожилыми и т.д.

Особо полезна была выездная сессия в муниципалитете «Södertälje». К сожалению, она проходила только полдня и не могла поместить ответы на многие практические вопросы, которые интересовали участников семинара. Но и то небольшое время позволило понять – местное самоуправление наиболее важное для шведов и занимает очень большое место в «шведской модели». Данная модель социально ориентирована на простого гражданина через систему перераспределений, которая позволяет выровнять доходы богатых и бедных. Самый богатый швед в конечном итоге имеет личный доход не более чем в пять раз больше, чем самый бедный. (В России этот показатель - 25 к 1)

Еще один важный аспект «шведской модели» - это прозрачность. Прозрачность в быту (нет занавесок на окнах), прозрачность на работе (в офисах нет жалюзей), но самое главное, что любой документ в муниципалитете (госучреждении) может быть доступен для каждого гражданина страны. В таких условиях в принципе невозможна коррупция и граждане страны не только уважают власть, но и доверяют ей.

Огромное впечатление оставляет общественное устройство: наличие настоящего общественного телевидения с высоким уровнем общественных моральных принципов (без насилия, секса, без агрессивности на экране); практически отсутствие наружной рекламы на улицах и трассах; монополией государства на алкоголь; развитие практически бесплатной широкой системы дошкольных учреждений; бесплатное общее среднее и высшее образование; дешевым муниципальным жильем - 75% от всего объема жилья; сильными профсоюзами – удерживают высокий уровень зарплат (к примеру рабочие завода «Скания» получают в месяц 25 тысяч крон - 100 тыс. руб.); бесплатные услуги учреждений культуры (музеи, библиотеки).

Особым показателем высокого уровня общественного устройства может служить отношение к инвалидам и пожилым. Практически везде можно встретить человека на коляске (на улице, в метро, в магазине, на хоккейном матче).

Любой человек с инвалидностью с детства интегрирован в общество. Особая роль в этом социальной политики, которую проводят муниципалитеты. Во многих муниципалитетах расходы на реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество равняются с расходами, которые затрачивают на образование или помощь пожилым. Особенностью «шведской модели» является то, что расходы на реабилитацию инвалидов и социальную помощь пожилым (после 80 лет) покрываются через субвенции из национального бюджета.

В этом принципиальное отличие российской модели, которая поставлена с ног на голову, когда социальной поддержкой и реабилитацией занимаются федеральные и региональные структуры, а при этом еще умудряются не оказывать прямые услуги, а в основном занимаются выдачей различных «бумажек» инвалидам.

Николай Мякшин

03 декабря 2006 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь