Общество глухих

Ограничение или культурная особенность: стоит ли лечить глухоту?

Потеря слуха — состояние, которое способно разделить жизнь человека на до и после. Люди, которые в прошлом хорошо слышали и оглохли вследствие болезни или травмы, тяжело переживают потерю и мечтают вернуть способность воспринимать звуки. Однако всегда ли следует лечить глухоту? И при каких состояниях это может принести больше вреда, чем пользы?

Недавно американским и китайским медикам впервые удалось излечить глухоту с помощью генной терапии. Пациентом стал 11-летний мальчик по имени Эйссам Дэм (Aissam Dam). Он с рождения не мог слышать из-за аномалии одного гена. В результате этого дефекта в организме ребенка не вырабатывался отоферлин (otoferlin) — особый белок, который необходим для того, чтобы волосковые клетки внутреннего уха преобразовывали звуковые вибрации в химические, подходящие для восприятия мозга, сигналы.

4 октября 2023 года Эйссаму сделали операцию на барабанной перепонке, после чего вкололи безвредную модификацию специального вируса. Инфекционный агент внедрил рабочие копии гена отоферлина во внутреннюю жидкость ушной улитки: волосковые клетки начали вырабатывать недостающий белок и функционировать правильно. Спустя четыре месяца после процедуры слух мальчика значительно улучшился, и он впервые смог услышать окружающие звуки.

Однако, несмотря на успех операции, новаторский метод может не получить дальнейшего развития. Это связано не только с сомнениями в практической эффективности генной терапии (специалисты не уверены, что Эйссам начнет говорить и что результаты процедуры окажутся долгосрочными), но и с тем, что найти пациентов-добровольцев для дальнейших экспериментов довольно трудно.

Не все глухие хотят, чтобы их лечили

Большинство слышащих считают, что все, кто потерял слух или никогда не обладал этой способностью, хотят очутиться в "мире звуков". Однако практика показывает, что это не так: многим глухим сама идея лечения их состояния кажется сомнительной.

Такое отношение хорошо иллюстрируют демонстрации глухих американцев против мероприятий, на которых рекламируют различные средства по преодолению глухоты. В России сильны схожие настроения — например, члены Всероссийского общества глухих (ВОГ) выступают за обучение на русском жестовом языке (РЖЯ) в школах.

Дело в том, что при воспитании слабослышащих и глухих основной упор нередко делают на устной речи: детей с проблемами со слухом учат говорить и читать по губам, чтобы адаптировать под общество слышащих. Жесты же используют редко: дактилируют (прописывают руками по буквам) непонятные слова или прибегают к калькирующей жестовой речи (КЖР). В результате складывается впечатление, что глухой человек не может вести полноценную жизнь без освоения привычной для большинства коммуникации.

Чем КЖР отличается от РЖЯ?

КЖР — это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь. По сути, это полное переложение аудиального языка "на руки": в так называемой кальке воспроизводятся все предлоги и союзы, а получившиеся предложения по грамматической структуре ничем не отличаются от конструкций русского языка.

РЖЯ — самостоятельная лингвистическая система, которая существует по самостоятельным грамматическим и фонетическим законам. В ней также присутствуют уникальные лексические единицы, аналогов которых нет в русском языке.

Глухие же считают, что попытки восстановить слух, как и "перетягивание" ребенка в оральное общение, могут быть опасны и вредны для сообщества. Вот что говорит о своей глухоте Джефф Дюпре (Jeff DuPree), глухой в шестом поколении: "Всю свою жизнь я прожил глухим человеком. Я состою в браке с глухим человеком, я работаю и общаюсь с глухими людьми, и у меня не было никаких проблем в этом мире. Так почему же <…> у меня пытаются отнять право жить так, как я хочу, мое право воспитывать своих детей так, как, по моему мнению, они должны быть воспитаны?"

Глухота — это культура, а не инвалидность

Многие люди с проблемами со слухом, особенно ранооглохшие, воспринимают глухоту как культурную особенность. Согласно этой концепции, глухие — лингвистическое меньшинство со своим языком и культурой. Люди, придерживающиеся такой позиции, считают, что общество должно признавать их право жить глухими: оставить попытки перевести человека с проблемами со слухом в слышащее сообщество и прекратить навязывать ему устную коммуникацию. По их мнению, людям с ослабленным слухом или с его полным отсутствием, чтобы чувствовать себя комфортно, достаточно нескольких специальных инструментов, например услуг переводчиков жестового языка (ЖЯ).

Какие виды глухоты бывают?

В зависимости от времени потери слуха глухих можно условно разделить на две группы:

ранооглохшие — люди, которые потеряли слух в возрасте одного — двух лет или родились глухими. Они владеют зачатками устной речи (или вообще ей не владеют) и чаще используют ЖЯ как основной способ коммуникации;

позднооглохшие — люди, которые потеряли слух в три — четыре года или позже, в результате чего в той или иной степени освоили устную речь.

Кроме того, выделяют слабослышащих людей, у которых слух в той или иной степени сохранился.

Такой подход ставит под сомнение большинство существующих способов работы с глухими людьми. Идея заключается в том, чтобы дать ребенку развиваться в комфортной среде и осваивать более подходящие способы коммуникации, основанные на визуальном восприятии информации. В результате отпадает один из передовых способов преодоления глухоты — кохлеарная имплантация. Это особая процедура, во время которой во внутреннее ухо вживляется электродная система, восстанавливающая слуховое ощущение путем непосредственной электрической стимуляции слухового нерва. Инвазивная операция может как восстановить способность понимать устную речь, так и не принести никакой пользы для слуха. Вживление импланта проходит под общим наркозом и сопряжено с рядом неприятных побочных эффектов, например нарушением вкусовосприятия, травмой лицевого нерва и звоном в ушах. И даже если все прошло успешно, пациенту необходима длительная реабилитация и работа со специалистами, чтобы научиться воспринимать звуки через аппарат. Кроме того, пользователи импланта сталкиваются с трудностями в повседневной жизни: на систему электродов под кожей реагируют металлодетекторы и некоторые компьютерные системы, ее можно повредить во время спорта или удара головой, а также трудно ремонтировать, так как самая важная часть прибора находится буквально под кожей.

Исследователь русского жестового языка, эксперт центров оценки квалификации переводчиков РЖЯ и старший преподаватель кафедры стилистики английского языка ФАЯ (МГЛУ) Эмма Кумуржи с точки зрения лингвиста замечает, что существует множество способов и форм коммуникации для разных людей с нарушениями слуха: "Я бы сначала их опробовала, прежде чем принимать решение по какой-либо операции. Сама я плохо слышу, работаю в университете среди слышащих коллег и студентов, существующих средств и методик реабилитации и абилитации, в том числе в сфере языковой коммуникации, достаточно для большинства случаев".

Кроме того, восприятие глухоты как культурной особенности ставит под сомнение популярный сегодня инклюзивный подход в обучении, который подразумевает совместное обучение глухих и слышащих детей. Из-за того, что глухие дети лучше воспринимают визуальную информацию, им может быть трудно учиться наравне со слышащими сверстниками по неадаптированной программе. И наоборот, слышащие дети не смогут воспринимать программу, разработанную для глухих сверстников. По словам кандидата педагогических наук и сурдопедагога Кулаковой Елены, хоть инклюзивное обучение — хорошая идея, для достижения поставленных целей все участники образовательных отношений (дети с нарушением слуха, слышащие сверстники, родители детей с нарушением слуха, родители слышащих детей, учителя, администрация школы, весь ученический и педагогический коллектив) должны быть готовы психологически и практически к совместному обучению.

С другой стороны, инклюзивное обучение может быть полезным инструментом. Кумуржи замечает, что нужны все виды и формы обучения: "В сфере высшего образования, где проходит моя профессиональная деятельность, я приветствую этот [инклюзивный] подход. Он дает неслышащим людям реализоваться именно в той профессиональной сфере, в какой он хочет. На некоторые узкоспециализированные профессии просто невозможно набирать группы глухих — что с этим делать? В этом случае инклюзия выручает".

Возвращать слух не нужно?

Возможность преодолеть глухоту в первую очередь нужна пациентам, которые всю жизнь использовали устную речь для коммуникации и внезапно оглохли. При потере слуха люди, относящие себя к слышащему сообществу и способные общаться только в рамках аудиальных систем, сталкиваются со снижением качества жизни: высоким уровнем стресса, гнева и развитием депрессии. Кроме того, нарушения слуха могут иметь социально-экономические последствия: пациенты страдают от изоляции, стигматизации, одиночества и трудностей в продвижении по карьерной лестнице. Слуховые аппараты могут исправить сложившуюся ситуацию. Согласно исследованиям, их ношение снижает риск преждевременной смерти на 24% и защищает человека от деменции.

Кроме того, по словам Кумуржи, есть и глухие, не принявшие культуру глухих. Они используют в общении другие формы: чтение с губ, дактильную и калькирующую жестовую речи, слуховые аппараты. Нельзя забывать и о слабослышащих, отдающих предпочтение устной коммуникации, а также о глухих детях, чьи родители хорошо различают звуки (Кулакова отмечает, что такие семьи нередко прибегают к электроакустическим методам коррекции слуха для ребенка и выступают за устную речь).

Вывод напрашивается сам собой: глухота — комплексный феномен, отношение к которому варьируется от человека к человеку. Главное, чтобы у глухих и слабослышащих была возможность как "услышать", так и чувствовать себя спокойно и свободно в обществе без дополнительных операций и травмоопасных процедур.

Мария Богрянова
tass.ru

19 февраля 2024 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 19.02.2024 10:12
Тут не только в глухоте проблема, а ещё именно в реабилитации... Долго и дорого, и не всем возможно...

Громкие звуки и глухой услышит, а вот умение разбирать звуки и понимать слова ой как нелегко вернуть, столько времени и денег на это не у всякого найдётся...

Особенно у неслышащих с рождения или раннего возраста чисто жестовиков из тех же семей глухих - с нулевыми навыками слуховой памяти, бедным словарным запасом, неумением читать и писать и "грамотностью" на уровне РЖЯ... Ну и что у них реабилитировать-то?

Потому большинство жестовиков на РЖЯ и не парится: для них это бесполезные траты времени и денег (специалисты-сурдологи наперечёт и ой как недёшево стоят...), живут себе в своей глухой среде на РЖЯ, комфортно им там, и всё...
Только оглохшие в возрасте и бегают за слухопротезированием в основном, им вот есть, что восстанавливать...
Пользователь
Гость 19.02.2024 17:09
Глухоту лопатой не исправить
И цементом не скрыть
Гордись, что глухим родился
И на кладбище все равны
Пользователь
Гость 19.02.2024 19:13
Глухотой гордиться заставляют и навязывают обычно профессиональные глухие.
Пользователь
Гость 21.02.2024 23:44
А кто говорит, что глухих надо лечить всех поголовно? Не хочет, ну и не надо. Это не смертельное заболевание, но пренеприятнейшее. Редкая дрянь! Вот хочу, пока живу, вылечиться от этой дряни. Это мечта всей моей жизни.
Пользователь
Гость 22.02.2024 00:18
(Гость 21.02.2024 23:44) может в другой жизни повезет.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь