Общество глухих

Под объективом тишины

Звуки имеют как целебные, так и токсические свойства — люди с нормальным слухом редко об этом задумываются. От лечебных звуков начинает прибывать грудное молоко, а от токсических наступает глухота. В первую очередь глохнут кузнецы, диджеи и работники аэропортов. В Америке однажды без ушей родился Изекиль Иде — он мог слышать, широко открыв рот. Звуковые волны поступали через носоглотку во внутреннее ухо.

У актеров молодого московского театра «Недослов» есть уши, но нет чудесных способностей Изекиля Иде. Они разговаривают жестами — как все неслышащие люди. Самые талантливые из них показывают в Доме актера красивые жестово-пластические спектакли. Сейчас в репертуаре два спектакля — «Крылья даны всем» и Handmade. Смотреть надо оба — и торопиться с этим: у театра нет своего здания и много гастрольных предложений.

О театре «Недослов» «Новой» рассказали режиссер Анна БАШЕНКОВА и педагог по пластике Екатерина МИГИЦКО.

— Как вы пришли в мир глухих?

КАТЯ: Случайно. У Ани Башенковой — глухие родители, она хорошо знает язык. Выпустившись из «Щуки», Аня стала работать в театре Джигарханяна. Наш общий педагог, ныне покойная Людмила Владимировна Ставская, преподавала в ГСИИ — Государственном специализированном институте искусств, основанном в 90-е годы на базе экспериментальной студии для глухих при Щукинском училище.

Она тогда Ане сказала: «Ты обязана этим заниматься, это твое». Аня пришла к ребятам-второкурсникам и задумала сделать спектакль по «Чайке…» Ричарда Баха. Им понадобился педагог по движению, а я только поступила в «Щуку» в аспирантуру на кафедру сценического движения по предмету джаз-танец, кто-то Ане меня посоветовал…

Не все было просто поначалу. Зазвонил телефон — я разговариваю в полный голос: чего, мол, стесняться. В этот момент на площадке работала единственная девушка, которая слышала. Это был первый урок. А потом я за ночь выучила кучу жестов, хотя до этого общалась только через переводчика. Говорят, тогда они меня и приняли.

Мне нравится находиться в атмосфере великой, грандиозной тишины. Был чей-то день рождения, стол — человек двадцать, ты закрываешь глаза и не понимаешь, где ты находишься. Потому что тихо. Но тихо тоже относительно. Потому что эмоциональный человек может и не кричать, а ты его чувствуешь и слышишь — такая у него энергетика. А эмоциональный неслышащий актер — совсем не редкость. Ведь энергия — это главное, чем они могут воздействовать. И еще глаза. Просто падаешь в них. А там столько всего…

— Как родилось название?

КАТЯ: А что разговаривать? Дело надо делать. Не до слов нам.

— В чем главные затруднения глухих людей в социуме и, наоборот, плюсы их положения?

АНЯ: Об этом можно бесконечно говорить. Нет государственного языка. Язык жестов — неофициальный. В большинстве школ для глухих из учеников хотят сделать слышащих, заставляют разговаривать голосом, запрещают говорить на жесте. Попавший в такую школу человек не может объясниться ни со слышащими, ни с глухими. Уровень образования у глухих низкий, практически нет возможности поступить в вуз. Убрали титры и сурдоперевод почти со всех каналов (где-то идет телетекст). В кинотеатрах фильмы идут без субтитров.

Проблемы с аппаратами — они стоят кучу денег и постоянно ломаются из-за хрупкости, не могут дать достаточную слышимость. Глухие могут нам показаться злыми, агрессивными, потому что слишком много ситуаций, в которых они совершенно беззащитны: ни в больнице объясниться, ни в театр сходить. Мы убрали глухих из нашей жизни — и теперь мы ими недовольны. Вообще создается такое ощущение, что у нас нет людей с физическими недостатками, потому что ничего для них нет.

Театр мимики и жеста совместно с Всероссийским обществом глухих (ВОГ) проводит конкурс красоты «Тихая Россия», и это одно из единичных мероприятий, где глухие собираются как на праздник.

КАТЯ: Главная трагедия, на мой взгляд, в том, что они не могут слышать музыку. Если вы захотите послушать тишину, вы зайдете в комнату, закроете дверь и насладитесь. Глухой в этой комнате живет всегда. Когда я включаю музыку на репетиции и она меня пробирает до костей, я в ужасе растопыриваю пальцы: как объяснить? И, пока не сломается спина, телом показываю и объясняю свои ощущения от музыки.

А плюс в жизни глухого человека один — он не слышит множества ненужной информации, что лезет в уши без приглашения.

— В чем особенность «Недослова»?

АНЯ: Обычно глухой актер на сцене играет слышащего. Один актер на жесте говорит актрисе: «Офелия!». И сурдопереводчик повторяет в микрофон: «Офелия!». И Офелия оборачивается. Мы стараемся думать жестом, в создании спектакля учитываем специфику глухого актера. В спектакле «Крылья даны всем» работает Александр Мартьянов — он импровизирует, думает жестом, подбирает на жесте слова.

— На что способен глухой актер и не способен слышащий?

АНЯ: Глухой актер более органичен, его энергетика более целенаправленна, он проще и чище чувствует, он острее воспринимает фальшь и ложь. Зрители приходят к нам открыть в себе то, что глухой актер уже открыл в себе. Потому что для глухого актера мир более цветной, чем для нас. Его взгляд на мир наведен более резко, более точно, как хороший объектив дорогого фотоаппарата. Пока мы бежим из точки А в точку Б, не всматриваясь и не вслушиваясь в происходящее, глухой запоминает все, что с ним и вокруг него происходит (в красках, запахах, прикосновениях, ощущениях), и потом приносит это на сцену. Чтобы помочь ему донести сконцентрированное в жесте знание, режиссеру нужно пользоваться конкретной ассоциацией. На жесте объяснить: вот сейчас должно быть хорошо, как на море, или расслабленно, как после третьей рюмки, или тело оплывает, как воск.

Жестовая речь быстрее, проще, точнее. Этого не хватает нашему театру, нашей жизни — простоты и искренности. В ней нет второго, третьего дна. И получается, что такой простой язык, язык тела, жеста, для сегодняшнего мира — самый иностранный из возможных.

— Развивается ли язык глухих? Существуют ли переизданные и обновленные словари?

КАТЯ: Есть, но я не видела. Классический балет нельзя выучить по учебнику Вагановой — надо к станку встать. Так и жестовый язык можно передать и выучить только через руки. Так же, через руки, он и развивается.

— Глухой артист не слышит музыку, но чувствует ритм. Как? Щелчок пальцев, собственный пульс?

КАТЯ: Любой человек может развить в себе чувство ритма до совершенства. Если конкретнее — работа, тяжелый труд. Протертые туфли-«джазовки»… Музыкальная тема раскладывается на счет, и мы танцуем вместе. Столько, сколько нужно, — пока не закрепится.

Еще есть такой вид творчества у глухих — жестовое пение. Включается фонограмма, артист артикулирует слова и сопровождает их жестовым переводом — поет на жесте. Секрет тот же: песня заранее разложена на счет. Некоторые песни разложить на счет практически невозможно — например, романс «Мне нравится, что вы больны не мной». Я считала несколько дней, разложила, а выучить уже не смогла. А одна девушка из нашего театра выучила за пару дней!.. Так ограниченные возможности становятся безграничными…

Глухой человек сразу фотографирует новое лицо. Мы с вами на все обращаем внимание поочередно — на голос, одежду, манеру поведения… А глухой сканирует тебя мгновенно. Прозвища дают с первой встречи. А потом уже воспринимают тебя только по поступкам. Приходит много людей, которые что-то обещают, обнадеживают и исчезают. Из-за таких людей глухие очень недоверчивы. В свой мир они тебя впустят, только если ты действительно что-то делаешь для них. И очень радуются, если ты учишь жестовый язык. Учишь немного — хорошо. Учишь серьезно — значит, действительно хочешь стать ближе.

— Фильм «Страна глухих» достоверно описывает мир глухого человека?

АНЯ: После этого фильма возрос интерес к глухим, они почувствовали, что они есть. Но это все же художественный фильм. Глухие отзываются о нем: «Неправда», «Приблизительно». Действительно, могло бы быть намного интереснее, если бы у глухих актеров была возможность сняться в такой картине.

— Как вы переходите из мира тишины в мир звуков?

АНЯ: Очень тяжело. Звуки меня пугают. Это связано с тем, что я выросла в семье глухих — атмосфере вечной тишины. Телефон без звонка, телевизор с выключенным звуком, магнитофон у меня появился только в 15 лет, поэтому до сих пор, когда слушаю музыку, быстро утомляюсь. Училась в обычной школе, нелегко было, быстрее хотелось прибежать домой, где меня ждала привычная мне комфортная тишина. А одна актриса «Недослова», слышащая, выросшая в такой же семье, вообще притворялась глухой, и, когда поступила в институт, ее руководитель только через два года узнал, что она слышит!

КАТЯ: Из звука в тишину очень легко и естественно, а вот обратно в звуки — да, бывают курьезы. Кончилась репетиция, вылезаю из метро, встречаю знакомого, хочу что-то сказать — и понимаю, что руки уже не нужны. Очень странно! А с каникул когда приезжаю — пальцы заплетаются.

— Вы не завидуете своим артистам?

КАТЯ: У меня был период, когда я пыталась залезть в мир глухих. Потом поняла, что искусственно — это бессмысленно. Поняла, что просто хочу делать что-то для этих людей. Смотрю на них и учусь, как у них все правильно, слаженно, легко, без напряга. В мире звуков так не бывает.

Екатерина ВАСЕНИНА

08 сентября 2005 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь