Общество глухих

Юные ямальцы научились петь жестами

Глухие подростки покорили жюри уникальным исполнением песен!

Особенные дети хотят творить и дарить свое творчество наравне с остальными сверстниками. Им нравится, когда зал взрывается аплодисментами, а зрители кричат «Молодцы!» и забрасывают артистов цветами.

Увы, но всего этого воспитанники ансамбля «Сюрприз» из Нового Уренгоя не слышат. Их окружает тишина, и лишь слуховые аппараты дают им возможность ориентироваться в мире звуков. При этом ребята великолепно двигаются и… поют.

«Такого не может быть!» – возразят пессимисты, но юные новоуренгойцы давно доказали свои незаурядные способности. Восемь солистов языком жестов исполняют музыкальные произведения. Они поют руками, и это, казалось бы, вспомогательное действо завораживает зал.

Бессменный руководитель новоуренгойского ансамбля «Сюрприз» – Саида Аджаматова. Замечательный педагог на протяжении многих лет формирует творческий костяк из ребят с ограниченными возможностями

– Они все разные, но очень талантливые и большие трудяги, – говорит Саида Раджаповна. – Они и танцуют, и декламируют стихи…

Идею петь жестами педагог вынашивала давно, а осуществила ее юная Аминат.

– Девочка обладает великолепным чувством такта и хорошо считывает с губ, поэтому я сделала ставку на нее, – говорит Саида Раджаповна. – И Аминат не подвела, выиграв множество конкурсов. Удавшийся эксперимент вдохновил меня на создание ансамбля жестового пения, в котором бы участвовало не менее десяти человек.

Жестовой язык позволяет вести полноценную беседу, а значит, и песню передать с его помощью вполне возможно. Иногда это получается ярче, нежели стандартное выступление человека с голосом и слухом. Правда, не каждая песня подается четкому жестовому переводу, ведь, в отличие от русского языка, дактиль (ручной «алфавит» букв) далеко не так богат.

– Поэтому мы старательно заучиваем не только жесты, но и произносим слова. Наши ребята очень хорошо умеют говорить и считывать с губ, – делится секретами репетиций Аджаматова. – Артикуляция должна быть четкой и выразительной. Когда мы уже всё выучили, начинается очень трудный и кропотливый этап работы над движениями ребят. Важно достичь синхронности и пластичности жестов.

Во время концертов в большом зале педагог сродни дирижеру, он всегда сидит в первых рядах, чтобы жестами «держать выступление».

– Ребята могут петь и самостоятельно, но им комфортней видеть меня. Я им помогаю, жестами регулирую ноты, обозначаю паузы, – продолжает рассказ Саида Раджаповна. – Ведь даже незатейливая музыка обретает в жестовом исполнении объем и смысл. Главным становится певец на сцене: его руки, лицо и глаза.

При выборе песни педагог ориентируется на произведения с четким ритмом, который слабослышащие хорошо чувствуют.

– Есть немало интересных композиций с отличными стихами. Начинаешь читать тексты таких песен, перевод на жесты ложится сам собой, – объясняет Саида Раджаповна. – Но как бы то ни было, вся основная работа возложена на моих подопечных, которым я скидку не делаю. Планку всегда держу высокую, может, поэтому мы теперь так популярны.

В конце октября ансамбль «Сюрприз» едет в Москву, где примет участие в международном гала-концерте детей с ограниченными возможностями. А по приезду начнут готовить новый жестовый номер «Ангелы надежды».

– Пока не буду делиться секретами, думаю, что сумеем удивить зрителей и почитателей нашего творчества, – подытоживает Аджаматова. – Планов много и в хореографии, есть разные идеи, но всему свое время.

Надежда Хабаза
http://ks-yanao.ru

02 ноября 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь