Общество глухих

Уникальные операции позволяют глухим детям узнать, как звучит мир

Ежегодно в городе около 30 глухих с рождения деток обретают слух

Слышать голос мамы и звуки вокруг они могут благодаря уникальной операции. Однако далеко не все родители рады достижению медицины — многие сознательно оставляют своих детей с языком жестов в мире глухих.

Уникальные операции позволяют глухим детям узнать, как звучит мир
Фото предоставлено ГЦВЛ № 1

Электроды в ухе

Десятилетний Леша Архиповский говорит разборчиво и вдумчиво. Он любит бегать на физкультуре, обожает математику с русским языком. Учится играть в шахматы, занимается русскими народными танцами, а еще играет на фортепиано джаз. Пообщавшись с этим целеустремленным и энергичным ребенком, никто даже и не догадается, что мальчик от рождения глухой. Недуг выдает разве что устройство, похожее на гарнитуру мобильника, прикрепленное к уху. Это часть имплантата, с помощью которого Леша может жить в мире слышащих людей.

О том, что ребенок родился глухим, мама узнала, когда мальчику было около месяца. До этого в семье с такой проблемой не сталкивались. Родители были в шоке. Слуховой аппарат сыну не помог. В три года мальчику провели высокотехнологичную и сложную операцию — кохлеарную имплантацию. Во внутреннее ухо ребенка ввели электрод. Снаружи к уху прикрепили съемный речевой процессор, похожий на слуховой аппарат. Благодаря этому устройству глухой человек обретает возможность слышать.

Надо ли говорить, что операции стали настоящим прорывом в медицине и дали вторую, полную звуков и шумов жизнь глухим деткам, которые до этого были обречены осваивать язык жестов и расти в своем обособленном мире.

— Кохлеарные имплантации начали проводить в Петербурге двадцать лет назад, — рассказала заведующая сурдологическим центром при детской поликлинике № 68 Красногвардейского района Елизавета Мефодовская. — Именно тогда и открылся наш центр. Необходимо было отбирать детей, которые нуждались в таких операциях.

Городской центр восстановительного лечения для детей со слухо-речевой патологией №1 (ГЦВЛ № 1) — единственное в городе государственное учреждение такой направленности. Именно сюда приводят детей с различными нарушениями слуха. Если ребенку не помогают ни лекарства, ни слуховой аппарат, то его направляют на имплантацию. Операция вместе с самим устройством стоит более миллиона рублей, но для маленьких пациентов они бесплатны.

По примеру Ника Вуйчича

После введения имплантата сурдопедагоги учат малышей в игровой форме осваивать звуки, которые они с рождения слышать не могли. Потом с детьми занимаются психологи, дефектологи, которые помогают им «социализироваться»: правильно говорить, выражать мысли и воспринимать себя со своим недугом. Бывает, в 10–11 лет ребята начинают задаваться вопросом, почему они не такие, как все, и должны носить на ухе непонятную «штуковину».

— В таких ситуациях я всегда привожу в пример Ника Вуйчича (австралиец родился без рук и ног, но научился активно жить со своим недостатком, написал несколько мотивирующих книг, женился и стал отцом двоих детей. — Прим. ред.). Говорю: «Наверное, ему трудней, чем тебе. Ты не слышишь без аппарата, но ты можешь надеть его. А у него нет возможности надеть руки и ноги», — говорит учитель-дефектолог реабилитационного отделения ГЦВЛ № 1 Марина Гурьева.

К сожалению, операция не панацея в тех случаях, когда ребенок не улавливает звуки из-за проблем в центральной нервной системе или когда малыш рождается с аномалиями развития внутреннего уха (улитки) и имплантат попросту некуда вставлять. Бессильны медики и перед глухими родителями, которые не соглашаются оперировать своих детей.

— Они привыкли к своему отдельному миру глухих и не хотят перемен, — отметила Елизавета Мефодовская. — Им так комфортно жить. Некоторые боятся потока звуков и шума, который может обрушиться на их ребенка, они берегут свою семейную тишину.

Такие дети обречены учить язык жестов и посещать спецшколы. В то время как после операции они бы могли ходить в обычный детский сад и школу.

Свое первое слово «машина» Леша произнес как раз в детском саду. В школу он сейчас ходит с удовольствием.

— У меня в классе много друзей. Никто не дразнит. Многие думают, что это наушник для телефона, — улыбается мальчик и показывает на ухо.

МК-справка

Ежегодно более шести тысяч маленьких петербуржцев проходит обследование у врачей— сурдологов (специалистов по диагностике и лечению проблем слуха) в ГЦВЛ № 1. В сурдоцентре на учете стоит более двух тысяч детей со стойкими нарушениями слуха, около тысячи из них — инвалиды по слуху с детства.

Оглушительная музыка

Число петербуржцев, теряющих слух, постоянно растет. Жалуются на проблемы не только пенсионеры, но и молодежь. Последних, по убеждению врачей, лишает звуков страсть к громкой музыке в наушниках.

Чем старше население города — тем больше пациентов с проблемами слуха — это естественная закономерность, а Петербург один из самых «старых» городов России. Почти четверть жителей Северной столицы — пенсионеры. Впрочем, обращаются за помощью сурдологов и молодые люди.

После расспросов выясняется, что проблема могла возникнуть из-за... наушников. Точнее — из-за громкой музыки, которую они постоянно слушают через них. При этом более вредными в этом плане медики считают внутриушные устройства. По словам Ларисы Головановой, безопасно слушать негромкую музыку не более чем в течение 40 минут, потом необходим перерыв.

В городе работает всего одно государственное сурдологическое отделение, куда могут обратиться взрослые петербуржцы с нарушениями слуха. Оно входит в состав городского гериатрического центра. Однако сейчас на бесплатный прием к специалистам отделения можно записаться лишь на январь 2016 года.

— Помощь врачей-сурдологов в городе очень востребована, — объяснила заведующая сурдологическим отделением городского гериатрического центра Лариса Голованова. — У нас запись на два месяца вперед. На сто тысяч взрослого населения должен приходиться один врач-сурдолог. К сожалению, у нас этот норматив не выдерживается. Нехватка специалистов очень высокая. Сурдолог — профессия редкая.

Специалисты сурдологического отделения помогают вернуть слух с помощью лекарств, хирургического вмешательства либо слухового аппарата. Тех же, кому ни один из таких способов не помогает, учат «читать с лица».

— В нашем центре мы не обучаем языку жестов, — отметила заведующая. — Наши пациенты живут в среде слышащих людей. Им необходимо научиться общаться со своей семьей, друзьями, коллегами, а не замыкаться в своем мире глухих.

Лариса Голованова советует говорить с людьми, у которых есть нарушения слуха, глядя им в лицо, стараться общаться короткими фразами и медленнее обычного.


http://spb.mk.ru

02 ноября 2015 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 10.11.2015 08:05
Ларисе Головановой советую научиться разговаривать с животными глядя им в лицо! Дебилизм

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь