Общество глухих

Представители Всероссийского общества глухих предлагают поправки в Стратегию развития Челябинской области

В Челябинской области катастрофически не хватает сурдопереводчиков, а слабослышащие и глухие люди не могут найти работу. Для того чтобы решить эти и другие проблемы, члены регионального отделения Всероссийского общества глухих предлагают внести конкретные поправки в Стратегию развития Челябинской области до 2020 года, которые касаются улучшения условий жизни.

Не остаться на улице

Одно из первых предложений, адресованных главе региона — начать работу по повышению статуса жестового языка для того, чтобы глухие дети могли получить достойное образование. Не секрет, что самый больной вопрос, актуальный для всех людей с ограниченными возможностями, — это невозможность найти нормальную работу. Но если, например, для инвалидов-колясочников есть альтернатива в виде дистанционной работы, то глухим это предлагают крайне редко. Для того чтобы попытаться решить эту проблему, мало просто найти работодателей, готовых взять на себя ответственность и принять на работу глухого сотрудника (да и работодателей таких можно по пальцам пересчитать) — нужно начинать с образования. Как отмечает Евгений Безруков, председатель РО ВОГ, за последние годы образование глухих детей упало настолько, что между старшим поколением и молодежью 20-30 лет уже легла огромная пропасть.

— Мы все чувствуем, что представители молодого поколения не только пообщаться нормально не могут, но и вообще хоть как то связно выразить свои мысли — ни письменно, ни с помощью переводчиков. Это говорит о том, что у ребят просто не хватает базовых знаний, которые дети обычно получают в школах. О чем можно вести речь, если даже родители иногда не знают, как общаться со своим ребенком? — говорит Евгений Безруков. — Очень важно, чтобы наш министр образования нас услышал, и обучению глухих детей уделили, наконец, должное внимание. Мы все должны работать над повышением статуса жестового языка. Если будет нормальное образование — будет возможность найти хорошую работу.

Члены ВОГ считают, что исправить ситуацию могло бы введение жестового языка в школах, где учатся глухие и слабослышащие дети. Сейчас на всю Челябинскую область таких школ всего три: две из них находятся в Челябинске, одна — в Магнитогорске. А попытки ввести инклюзивное образование, то есть объединить в одни классы слабослышащих, глухих и обычных детей, по мнению членов общества глухих, — идея не самая лучшая. Попытка повлиять на сознание населения, приучая их к тому, что инвалиды такие же люди, и к ним нужно относиться обычно, в данном случае себя не оправдывает — из-за такого подхода страдает уровень образования.

Но получить образование — это только полшага на пути к нормальной жизни. Если у человека трудности со слухом, его особо нигде не ждут, все-таки взять на работу такого сотрудника — огромная ответственность. На сегодняшний день основными предприятиями, на которых довольно много глухих сотрудников, — это Магнитогорский металлургический комбинат и Челябинский тракторный завод. В каждом из этих предприятий есть свой сурдопереводчик, годами выработана система приема на работу глухих работников. Но даже это не может быть гарантией того, что не сегодня-завтра принимать на работу глухих туда прекратят, а все сегодняшние сотрудники останутся без работы.

— Сейчас существует приказ № 302н, по которому нужно будет проходить отдельную медкомиссию. Уже сейчас все очень встревожены, потому что если этот закон не отменят, то от работы глухих просто будут освобождать, — говорит Татьяна Склярова, председатель магнитогорского отделения ВОГ. — То есть 60 лет профессиональное училище выпускает работников, которые являются гордостью крупнейших заводов России, а теперь они останутся на улице. Остается надеяться, что выйдет обновленный приказ, и мы сможем спокойно уже приступить к развитию рабочих мест для инвалидов по слуху.

Одно из предложений членов ВОГ — создать для глухих как можно больше квотных рабочих мест на таких крупных предприятиях как ММК и ЧТЗ.

Молчание с угрозой здоровью

Сурдопереводчик получает в среднем от 300 до 400 рублей в час. Эта профессия пока никак не приравнивается к работе переводчиков с иностранных языков, которая ценится во много раз больше. А между тем доказано, что профессия сурдопереводчика — одна из самых тяжелых в мире, она заставляет пропускать через себя все эмоции говорящих сторон, проживать жизнь всех участников разговора.

— У сурдопереводчиков на предприятиях ужасно низкая зарплата! Когда мы хотим принять кого то к нам, то просто не можем найти желающих. Молодежь приходит, но как только слышат зарплату — уходят обратно, — рассказывает Зоя Большунова, начальник бюро глухих ЧТЗ. — Я не знаю, как будет выстраиваться работа с глухими на предприятиях дальше, если не будет переводчиков. Ведь сейчас на ЧТЗ, например, идет большая работа по обучению неслышащих рабочих нормам профессии, безопасным методам работы. Без переводчиков — это не будет иметь смысла. Потому что уже сейчас возникают ситуации, когда частный работодатель готов принять на работу глухого сотрудника, и квалификация его позволяет, но он просто не знает, как с ним общаться.

Помимо трудностей в работе, нехватка сурдопереводчиков может иметь и более страшные последствия — часто у людей просто нет возможности сходить в поликлинику и получить нормальную консультацию. В местах общественного пользования сурдопереводчики не предусмотрены, а язык жестов доступен только небольшой части населения. Отсюда ситуации, когда врач не может в полной мере выслушать жалобы пациента, поставить верный диагноз. В особо тяжелых случаях пациенты вынуждены приходить на прием с переводчиком от местного отделения общества глухих. По словам представителя троицкого отделения ВОГ, в таких случаях как пациенту, так и переводчику приходится часами сидеть в очереди — пропускать их по закону никто не обязан.

— Это самая на сегодняшний день проблемная сфера. У нас по области, если подсчитать, приходится один сурдопереводчик на более чем 150 человек! Для сравнения — в Великобритании один переводчик на троих глухих, — говорит Евгений Безруков. — И такие ситуации, когда единственный переводчик, которому нужно решать другие вопросы, вынужден сидеть в очереди с глухим, вместо того чтобы работать, — недопустимы. Нужно, чтобы силами нового правительства в регионе создали дополнительные ресурсы для качественного обучения специалистов по жестовому языку и за счет внутренних резервов области увеличили их оплату труда. Это решит половину всех наших проблем. По сути все, о чем говорится в стратегии, это и стабильная работа, и нормальные доходы, и благополучная старость — все это касается и глухих людей, у нас такие же потребности и общая дорога со всеми.

Заманова Розали Акрамовна
up74.ru

07 мая 2014 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь