Общество глухих

Закон "Об основах социального обслуживания населения РФ" волнует всех

28 июня 2013 года президент ВОГ Валерий Рухледев принял участие в совместном заседании Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов и Комиссии при Президенте РФ по делам ветеранов, где обсуждался вопрос о проекте федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Совместное заседание проходило под председательством Помощника Президента РФ Татьяны Голиковой, в работе приняли участие Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, председатель и депутаты профильного Комитета Государственной думы, председатель Фонда социального страхования Андрей Кигим, директор Фонда содействия научным исследованиям проблем инвалидности Роман Жаворонков, а также эксперты и представители от научных, юридических и общественных организаций.

Участники заседания были единодушны в том, что законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который недавно прошел первое чтение в Государственной думе является сырым и требует значительной доработки. Членами Комиссий принято солидарное решение направить все свои замечания и предложения разработчику законопроекта - Министерство труда и соцзащиты РФ до 10 сентября 2013 года.

Президент ВОГ также высказал и направил свои замечания к указанному законопроекту, предусматривающие интересы глухих и членов их семей при получении социальных услуг.

ВЫСТУПЛЕНИЕ президента ОООИ ВОГ В.Н. Рухледева
на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по
делам инвалидов

Тема. «Обсуждение проекта федерального закона «Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Уважаемые члены Комиссии и участники заседания!

После ратификации Российской Федерации Конвенции о правах
инвалидов активизировалась работа по приведению российского социального
законодательства в соответствие с международными нормами, в частности
был принят закон, который касается сферы использования русского
жестового языка. Этот факт положительно был воспринят не только глухими
российскими гражданами, но и всем международным сообществом.

Сегодня мы обсуждаем новый проект федерального закона « Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,
который имеет прямое отношение к проблемам инвалидов.

Я остановлю Ваше внимание на наших следующих предложениях.

Во-первых, новая редакция законопроекта в статье 3 предусматривает
понятие «трудная жизненная ситуация», которое, в соответствии с
законопроектом, является основанием для предоставления гражданам мер
социального обслуживания. Между тем, существующее законодательство
содержит понятие «степень ограничения жизнедеятельности», которая
устанавливается при признании лица инвалидом. Ограничение
жизнедеятельности не всегда приводит человека в «положение,
представляющее опасность для жизни и/или здоровья», как указывается в
определении понятия «трудная жизненная ситуация».
Поэтому считаем необходимым ввести в статью 3 понятие
«ограничение жизнедеятельности», как основного условия предоставления
услуг по социальному обслуживанию наряду с условием «трудная жизненная
ситуация». При этом необходимо отделить нахождение в трудной
жизненной ситуации от наличия ограничений жизнедеятельности, так как в
этих ситуациях различны цели социального обслуживания. Указанное
предложение полностью соответствует принципу осуществления социального
обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в
социальных услугах.

Во-вторых, обращаем Ваше внимание, что основной предпосылкой
разработки нового законопроекта являлось то, что действующая в настоящее
время модель организации социального обслуживания населения не
позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных
услугах высокого качества.

Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав
граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности
и качестве предоставления социальных услуг, сохраняющиеся на протяжении
длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в
стационарных условиях в субъектах Российской Федерации.

В связи с этим, предлагаем, чтобы федеральные органы
государственной власти в области социального обслуживания утверждали
гарантированный государством перечень социальных услуг. Принятие
данного перечня позволит законодательно закрепить гарантированный
минимум социальных услуг, на который вправе рассчитывать гражданин, и
позволит обеспечить социальное равенство инвалидов и пожилых граждан во
всех субъектах России независимо от финансовой обеспеченности региона.
Считаем, что данный минимальный федеральный перечень должен
содержать также максимальные сроки ожидания получения социальных
услуг на дому и в стационарах.

При этом за субъектами необходимо сохранить право устанавливать
региональные и национальные стандарты в области социального
обслуживания.

В третьих, при определении индивидуальной нуждаемости гражданина
в социальных услугах законопроектом предлагается учитывать семейное
положение гражданина, наличие или отсутствие родственников, обязанных в
соответствии с законодательством осуществлять помощь и уход, попечение
несовершеннолетних.

В настоящее время зачастую у гражданина есть родственники, но они
не оказывают никакой помощи и не осуществляют уход, причем речь может
идти и о очень близких родственниках. В таком случае в соответствии с
законопроектом гражданин не имел бы права на социальное обслуживание.
Такой формальный подход может привести к тому, что большое количество
граждан, брошенных своими родственниками, останется без необходимой им
социальной помощи. Поэтому считаем необходимым дополнить эти пункты
словами «при условии совместного ведения хозяйства».

Кроме того, в статье 25 предлагаем дополнить норму, связанную с
правом отказаться от социального обслуживания, следующим положением:
«Отказ от услуг учреждений стационарного социального обслуживания
не лишает граждан возможности получения социального обслуживания в
условиях полустационара или на дому.».

Таким образом, отказ от помещения гражданина в стационар не лишит
его или его семью социального обслуживания в иных предусмотренных
законодательством формах.

Пункт статьи 38 касается требований к установлению предельной
величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за
плату. Считаем также необходимым увеличить минимальный размер
предельной величины до полуторного размера установленного в регионе
прожиточного минимума. Если этого не сделать, в связи с тем, что все
пенсионеры получают социальные доплаты, практически все пенсионеры
будут лишены права получать бесплатные услуги по социальному
обслуживанию.

Что касается инвалидов по слуху то законопроектом предусмотрено
обеспечение необходимых условий доступности, таких как дублирование
голосовой информации, текстовой информацией, надписями и (или)
световыми сигналами, представление информации о предоставляемых
социальных услугах посредством русского жестового языка (сурдоперевод).
Вместе с тем, при решении вопросов помещения в стационарные
организации социального обслуживания инвалидов по слуху необходимо
учитывать специфику их коммуникации и определять в те организации, в
которых уже проживают инвалиды по слуху, и имеется персонал со знанием
русского жестового языка. Предлагаем внести соответствующие дополнения
в статью 28 законопроекта.

Считаем также необходимым внести дополнения в статью 27 данного
проекта, где следует указать, что лицам, имеющим нарушения функций слуха
должны не только предоставлять информацию о предоставляемых
социальных услугах посредством русского жестового языка, но и
сопровождать жестовым языком предоставление социальных услуг.

То же предлагаем сделать в отношении услуг для лиц с нарушениями
слуха и зрения, внести в статью 27 дополнительный пункт о предоставлении
слепоглухим социальных услуг в сопровождении тифлосурдоперевода

Спасибо за внимание!

ВОГинфо.ру

http://www.voginfo.ru

04 июля 2013 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь