Общество глухих

Начинаем публикацию отрывков из книги "Человек из мира тишины". Первый отрывок - "От Авторов".

ОТ АВТОРОВ

«Я не слышу» - так мы говорим, когда на улице к нам обращаются люди. И видим недоумение в глазах, иногда - испуг.
Отчего возникает недоумение? Если он не слышит, то почему говорит? - вот что думают люди: ведь глухота устойчиво связывается с немотой.

Испуг... Я не слышу, следовательно... не существую? - может мелькнуть эта мысль в голове. Чтобы существовать, надо мыслить, заметил однажды Рене Декарт. А можно ли быть мыслящим существом без слуха? Многим это кажется невероятным. Недаром глухих часто воспринимают как умственно неполноценных.

Иногда люди на улице, ничуть не смущаясь ответом, пытаются громко говорить в самое ухо. Они думают, что у нас просто небольшое снижение слуха. Номер не проходит, мы вежливо улыбаемся и говорим: «Не слышу. Я - глухой».
«Я не слышу - следовательно, существую» - вот что хотим мы сказать. Мы - есть!

Мы не слышим, но мы получили образование, имеем семьи, работу. Ходим в походы с друзьями. Путешествуем по стране, выезжаем за границу. Все как у людей.
Но есть и особенности: друзья у нас - тоже глухие или слабослышащие, с ними мы общаемся больше на жестовом языке, мы любим посещать мероприятия в нашем Дворце культуры, что »на Первомайской», смотреть спектакли в нашем Театре мимики и жеста. Мы болеем за наших спортсменов, выступающих на Олимпиадах глухих. Многое роднит нас с этническими группами. Это и называется: сообщество глухих.
О нем мы и хотим Вам рассказать. О нашем жестовом языке. О наших школах. О нашей истории. О наших клубах. А также о проблемах, с которыми каждодневно сталкивается человек с недостатком слуха. И о борьбе глухих за свои права, которые этот «слышащий мир» не торопится предоставить им. Да, таких, как мы - немного: примерно 1 человек из 1000. Но мы - люди, и тоже хотели бы не только смотреть по телевизору движущиеся картинки, но и воспринимать закадровую информацию - в виде субтитров, через перевод.

Один из авторов - тотально глухой, другой пользуется слуховым аппаратом. Один воспитывался в специальных детских садах, потом три года посещал школу НИИД для глухих, затем перевелся в школу для слабослышащих № 30 г. Москвы. Другой, привезенный родителями из Северной Осетии, учился и жил в школе-интернате № 30. Один учился в МВТУ им. Н.Э. Баумана, где организовано групповое обучение глухих с переводом на жестовый язык, работал инженером в коллективе слышащих, другой учился в одиночку – среди слышащих - в Лесотехническом институте, по окончании которого стал здесь же начальником лаборатории. Благодаря этому опыту мы можем с разных точек зрения рассмотреть те или иные аспекты глухоты, жизни неслышащих людей. Мы оба в настоящее время работаем в Московской организации глухих, и здесь нами почерпнут материал для настоящей книги.

Мир глухих многообразен, и его невозможно подвести под единый знаменатель. Авторы попытались рассказать о разных группах людей с нарушениями слуха, дать понятие об их специфических нуждах и особенностях поведения. Мы сочли необходимым рассказать в популярной форме о причинах нарушений слуха, о технике, помогающей людям с нарушениями слуха, о формах досуга глухих людей.
Как учат неслышащих детей в школах? Можно ли учить на жестовом языке? При каких условиях возможно обучение глухого ребенка в массовой школе? Как могут родители воспитывать глухих детей? Как общаться с глухими? Как глухие решают свои бытовые проблемы? Могут ли глухие вести самолет? Заниматься бизнесом? Астрономией? В книге обсуждаются эти и многие другие вопросы.

Почему глухие всего мира чтят имя французского аббата Делепе? Знаете ли Вы, что становление образования глухих в России тесно связано с царской семьей? Имя П.М. Третьякова известно всем, но мало кому ведомо, что Московской школе глухих он уделял не меньшее внимание, чем созданию галереи... Десятки глухих бы ли репрессированы в 1937 г. за «террористическую деятельность»... Почему глухие нередко шутят, что «Всероссийское общество глухих» - это государство в государстве? Лингвистические исследования жестовых языков и рост самосознания глухих – как они связаны? Какие задачи решает Всемирная федерация глухих?.. Об этом можно прочитать в настоящей книге.

Стереотипы живучи, и мы не рассчитываем, что эта книга произведет некий переворот в сознании. Но «вода камень точит», и мы надеемся, что кто-то посмотрит на глухих другими глазами, возможно, выучит дактильную азбуку, а, может, и жестовый язык, чтобы общаться с ними. Мы писали книгу в расчете на тех, кто так или иначе связан с глухими — родителей глухих детей, педагогов, врачей, людей, работающих в одном коллективе с глухими... Но, прежде всего, мы надеемся, что книга будет полезна социальным работникам, студентам социальных вузов, дефектологических факультетов педвузов. И, конечно же, мы будем рады, если книга найдет отклик у глухого читателя.

Благодарим Г.Н. Гаврилову, О.В. Калустову, Т.Н. Котельскую, А.А. Комарову, Е.Д. Оксюкевич, Д.В. Реброва, Э.С. Садакова, А.Б. Славину за помощь в подготовке книги. Мы признательны профессору Марии Шусторович, без помощи которой книга вряд ли бы увидела свет.

Книга была написана за короткое время, и не все вопросы нам удалось осветить, как хотелось бы. Мы будем признательны читателям, которые выскажут свои замечания и предложения по улучшению книги.

17 сентября 2002 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь