Школы московской области

Введение.

Сурдопедагогика как теория и практика специального образования лиц с нарушениями слуха имеет свою историю, в которой отражены первые опыты обучения глухих, появление разных педагогических подходов и методов, создание соответствующих учебных заведений, формирование систем обучения неслышащих людей, развитие научных знаний, объясняющих и обосновывающих функционирование той или иной педагогической системы.

Трансформация современной политической и экономической жизни в России затрагивает систему специального образования, в том числе и образование лиц с нарушениями слуха. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению значимости уникальной системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих, созданной в советский период и получившей высокую оценку мировой сурдопедагогической науки. Это актуализирует необходимость на исследовательском уровне дать оценку развития системы специального образования лиц с нарушениями слуха в исторической ретроспективе и детально рассмотреть состояние системы специального образования глухих и слабослышащих в советский период на примере региона Московской области.

Контент-анализ литературных источников позволил сделать вывод, что научные исследования по истории сурдопедагогики представляют многовековой опыт конструирования педагогических систем образования глухих и слабослышащих.

Такие исследования носят комплексный характер и включают изучение образования лиц с нарушениями слуха в общей системе образования страны. Этим занимались Л.С. Выготский, Д.И. Азбукин, Р.М. Боскис, В.А. Гандер, А.Н. Граборов, А.С. Грибое¬дов, Г.М. Дульнев, А.И. Дьячков, Л.В. Занков, С.А. Зыков, В.П. Ка¬щенко, Б.Д. Корсунская, К.С. Лебединская, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.Г. Морозова, Л.В. Нейман, Н.А. Никашина, Л.А. Новикова, В.В. Орфинская, М.С. Певзнер, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, И.А. Соколянский, Н.Н. Трауготт, Д.В. Фельдберг, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф, М.Б. Эйдинова и другие.
 


Начало Следующая Конец