Методы, основывающие обучение глухих словесной речи на устной ее форме

Синтетические методы

Звуковой метод. Из группы синтетических методов наиболее древний так называемый звуковой метод. Им вплоть до начала нашего столетия пользовались все учителя, которые обучали глухих устной речи. Однако своей полной разработки звуковой метод достиг только вместе с введением чистого устного метода, одним из видов которого он является.
Наиболее выдающиеся представители звукового метода за границей И. Фатгер, Б. Толон, а в России — А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский и Ф.А. Pay.
Сторонники звукового метода исходят из того, что глухонемого следует обучать так, чтобы его мышление возможно раньше соединялось с ясными речевыми ощущениями. Полагают при этом, что ясные и четкие речевые ощущения запечатлеваются в памяти глухого в виде ясных и четких кинестезии. Эти непосредственно связанные с соответствующими понятиями кинестетические ощущения якобы заменяют глухому недостающие у него акустические представления и обеспечивают для него возможность мыслить с помощью артикулированной речи, а также контролировать собственное произношение. Последнее обстоятельство должно способствовать ясной, четкой и в конечном счете внятной речи.
Следует заметить при этом, что, говоря о речевых ощущениях и представлениях, авторы звукового метода имеют в виду ощущения, соответствующие каждому отдельному звуку, даже элементам его, так что кинестетический образ какого-либо слова представляет собой как бы сумму последовательных кинестетических образов, составляющих его звуков.
Сурдопедагоги — представители звукового метода считают, что основой обучения речи является артикуляция: дети читают и пишут только то, что отработано в произношении и читается ими с губ. Таким образом, письменная речь служит как бы для закрепления материала, усвоенного в устной форме. Само же артикуляционное обучение подчиняется фонетическому принципу, который требует при постановке звуков придерживаться известной последовательности, т. е. ставить сначала самые легкие звуки, а затем постепенно переходить к более трудным. Таким образом, подбор всего учебного материала при звуковом методе определяется в конечном счете фонетическим принципом. Исключение в этом отношении составляет некоторое количество слов и фраз-приказаний, необходимых для классного обихода. Такие слова и фразы, как "встань", "сядь", "иди сюда" и т. п., даются с самого начала для чтения с губ, хотя произносить их дети в этот момент еще не могут.
Ход работы можно представить в виде схемы: звук — слог — слово — значение. Сначала "ставится" тот или иной звук, затем он отрабатывается в слогах, после чего дается уже в слове, значение которого, однако, пока неизвестно ученику. Когда, наконец, ученик заучит правильное произношение данного слова, ему путем показа предмета, действия или картинки сообщается его значение. Как видно, обучение произношению по звуковому методу носит чисто синтетический характер: сторонники звукового метода исходят при обучении глухих произношению из отдельного звука, полагая, что он является простейшим и легчайшим для усвоения элементом звуковой речи.

Заслугой сторонников звукового метода является тщательная разработка артикуляционных упражнений, имеющих целью постановку и автоматизацию того или иного звука, а также систематизация подготовительных упражнений.
Однако указанные положительные элементы звукового метода нисколько не искупают коренных его недостатков, главный из которых состоит в том, что при этом методе в течение всего первого года, а иногда и дольше обучение глухих целиком подчиняется интересам артикуляции, от чего страдает как общее умственное развитие детей, так и успехи их в области языка. Еще в 80-х гг. XVIII столетия Ш.М. Делепе, критикуя метод Я.-Р. Перейры, писал, что он очень задерживает развитие детей, так как в течение 12 или 15 месяцев они не получают "пищи для ума". Здесь имеются в виду недостатки звукового метода как метода первоначального обучения речи. Следует учитывать, что дидактическая концепция И. Фаттера, главного представителя звукового метода, выходит далеко за пределы первоначального периода и представляет собой систему, обнимающую весь курс школьного обучения глухонемых. Коренной недостаток системы Фаттера — подчинение всего школьного обучения целям обучения устной речи.
Тот ограниченный речевой материал, который все же дается в артикуляционном классе, мало отвечает потребностям общения и воспитательно-образовательным целям обучения, так как при выборе его учитель скован необходимостью учитывать произносительные возможности учеников.

Способ преподнесения речевого материала при звуковом методе мало содействует тому, чтобы вызвать у детей интерес, пробудить в них активность, так как работа над каждым новым словом начинается с артикуляции и носит характер формальных упражнений, никак не связанных с практической деятельностью детей.
 


Начало Следующая Конец