Клуб путешественников

Необычные и яркие путешествия первых посетителей ДН

Снежные купола. Снегоходом на остров Кижи

Предисловие

Зимой, в декабре 2004 года, Lemieux мне предложил поехать в Карелию покататься на снегоходах и дал мне подробную информацию о путёвке Северо-Западного Бюро Путешествий (www.nwtb.ru), далее буду называть СЗБП для краткости. Тогда я отказался поехать по разным причинам: то дорогая путёвка, то дела. А на этот раз, в декабре 2005 года, Lemieux снова предложил мне поехать в Карелию. Я быстро согласился на такое путешествие по Карелии. И, действительно, был очень высокий спрос на путёвки такого рода. На всю зиму и начало марта 2006 года все места были заняты, то есть все путёвки были проданы за исключением одного единственного "окна" в графике - на 11-12 февраля 2006 года. Мне и Lemieux пришлось быстро вносить деньги в генеральном представительстве (в Москве) известной на мир компании RussiaDiscovery. Позже Lemieux сказал (он давно был знаком с Аней, менеджером СЗБП, о которой речь пойдет ниже), что одной паре в этот день аннулировали заявку в нашу пользу, тем самым мне стало неудобно с одной стороны, а с другой стороны был рад, что покатаюсь.

Вперед забегаю. После активного отдыха на снегоходах я поставил самую высшую оценку такой путёвке за отличный показатель "Стоимость путёвки/сервис (оказанные нам услуги)". За такие деньги я получил гораздо больше, чем ожидал. Путёвка не такая уж дорогая, поскольку снегоходы очень дорого стоят, от 10 000 долларов США и выше. Ещё нужно отметить, что спрос на снегоходные туры очень большой, следовательно, цены на такие туры согласно рыночному закону спроса и предложения должны быть ещё выше, но этого не произошло. И за что мы выражаю особую благодарность СЗБП.

На картинке, что ниже, Вы можете увидеть линии маршрутов, наложенные на топографическую карту части Онежского озера. Красной линией выделен маршрут в первый день, а синей линией - обратный маршрут на второй день. Эти линии были получены с помощью спутникового GPS-навигатора Lemieux модели Garmin GPSMAP 60C (www.garmin.ru), который был постоянно включенным 2 дня. Эта карта очень большая, размером 1000х1018 пиксел и весом в 806 Кбайт. Так что смотрите эту карту на своё усмотрение.


Карта с треком нашего маршрута


День первый

10 февраля в 18.15, в пятничный день, я с Lemieux на Ленинградском вокзале сели в 3-ий вагон фирменного поезда Карелия (Москва-Петрозаводск). Этот поезд внешне выглядел как-то скромно, но внутри вагона было так комфортно ехать. И вот ровно в 9.00, даже раньше на 3 минуты, наш поезд прибыл в столицу Карелии - город Петрозаводск, в котором я был последний раз аж в далёком декабре 1977 года, то есть 28 лет.

Нас встретила представительница СЗБП Джапаридзе Аня с бумажкой "Снежные купола". Прямо тут мы познакомились с одной молодой парой из Москвы, которая ехала с нами в том же вагоне. Остальных не стали ждать, так как другие участники тура приехали из Питера на другом поезде в 6.09 утра. Аня нас повела к такси, и мы поехали в один кафе завтракать согласно программе тура.


Lemieux на вокзале города Петрозаводск

Нас высадили из такси рядом с кафе Акварели, хотя по программе тура нас должны были кормить завтраком в Прионежском отеле. В кафе Акварели нас очень вкусно и плотно накормили. Московская пара, которая ехала с нами в поезде, не смогла съесть ползавтрака, так как они, видимо, не читали заранее программу тура и успели в поезде позавтракать. Меню такое было: салат Оливье, пирожки, яичный омлет, кофе (мне приносили в тужурке) или чай (Лемье - в чайнике), блины со сгущённым молоком.

Само помещение кафе было очень красивым, сине-голубые цвета и тона приятные. На стенах висели картины, написанные акварелью. Какое удовольствие завтракать в таком заведении, когда солнце светится ярко, небо голубое, да и горячая еда на столе и повышенный сервис со стороны официантов (такого сервиса не всегда можно добиться в московских ресторанах среднего класса).

Аня оказалась приятной собеседницей и миловидной девушкой. Она ещё в кафе нас всех спросила: "А вы не хотите прогуляться по городу полчаса и своим путём добраться до базы? Вам не будет тяжело таскать свои сумки?". Мы все вчетвером согласились на такую мини-экскурсию, и тогда она отпустила такси. Кафе Акварели находилось недалеко от места, где находился Петровский пушечно-литейный завод. Сейчас на том месте стоит петровский стадион Юность. А рядом с этим стадионом есть Онежский тракторный завод с музеем о зарождении города и о пушечном заводе, построенным Петром I.


Петровский стадион Юность

Прямо по одной улице мы пошли вниз на Онежскую набережную. По пути Аня рассказывала нам про историю города Петрозаводск. На площади Кирова мы увидели Русский театр драмы. Раньше на этом месте была Соборная площадь, на которой стояли храмы, один из которых был большой и похож на московский Храм Христа Спасителя.

Площадь Кирова и здание русского театра драмы Здание национального театра на площади Кирова Гостиница бизнес-класса Маски недалеко от речного вокзала

И вот мы попали на набережную Онежского озера. Справа, если стоять спиной к центру города и лицом к озеру, стоял речной вокзал. Я у Lemieux спросил в шутку: "А почему этот вокзал речной, а не озёрный, если есть морской вокзал?". Тот ответил мне: "Видимо, это устойчивое выражение". И вот рядом с речным вокзалом стоит знаменитый памятник основателю города Петрозаводск - Петру I.


Памятник Петру I

На территории города, на берегу Петрозаводской губы Онежского озера, выстроена набережная - любимое место отдыха жителей и гостей города. Набережная вымощена камнем. Ее украшают музей деревянного кораблестроения на воде, примыкающие к нему парк и Речной вокзал. Однако самой большой достопримечательностью этой набережной является галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска под открытым небом.

Набережная Онежского озера Скульптура Дерево желаний Скульптура Рыбаки
Дом физкультуры Скульптура Тюбингенское панно Скульптура Единство

Дерево желаний, подаренное городу шведами, пользуется огромной популярностью. На его ветках можно увидеть множество колокольчиков, большинство которых местные вандалы пооторвали. Легенда гласит, что если этому дереву прошептать желание, то оно обязательно сбудется. Пока шли по набережной Онежского озера, я увидел вдалеке, на холме, дом Физкультурника и просто так его сфотографировал.

На Онежской набережной Петрозаводска можно увидеть две пушки, и ещё одна пушка находится в старинном городе Повенце, через который еще Петр перетаскивал ладьи из Онеги в Белое море. Расстояние между двумя и третьей пушками - около 200 километров. В настоящее время любят устраивать лыжные гонки без правил, стартуя от этих двух пушек и финишируя у третьей в Повенце. Эти гонки называются Белое безмолвие Онего.

Lemieux у пушки на набережной Здание мэрии города Петрозаводска Дворец бракосочетания города Петрозаводска

В Петрозаводске есть один знаменитый дворец бракосочетания. Аня рассказала, что летом даже в 5 утра приезжают сюда занимать очередь, и даже из Питера тут венчаются.

Ротонда. В каждом крупном городе всегда найдётся ротонда Памятник Онего

И вот в 10.30 вместо 10.00 мы попали на базу СЗБП, так как прогулялись по набережной, и Аня была заранее уверена, что за 10 минут мы быстро переоденемся в комбинезоны.

Я думал, что мы сначала зайдём в офис турфирмы, познакомимся со всеми и послушаем инструктаж по технике безопасности. А вместо этого сразу попали в гаражи. Во дворе базы стояли снегоходы. Рядом с ними торчали какие-то ребята, которые оказались питерскими членами нашей группы.


База СЗБП. Она же раздевалка и место старта-финиша

Мы зашли внутрь гаража и пошли в раздевалку. Там Аня нас познакомила с двумя инструкторами Андреем и Максимом. В раздевалке было так тесно, так как много народу переодевалось. Я заметил среди них каких-то необычных лиц среднего возраста (40-50 лет), которые оказались финнами. Инструкторы поинтересовались нашими антропометрическими данными, на основе которых выдали нам положенный комплект соответствующих размеров: комбинезон со светоотражающими элементами, подшлемник, шлем, бахилы. Кстати, я приехал в собственном комбинезоне горнолыжника-сноубордиста и хотел в нём покататься. Но и передумал, одев вместо него специальный такой тёплый и лёгкий комбинезон финского производства фирмы MP-ASU, да и мне просто захотелось протестировать этот костюм в действии. Действительно не пожалел, что надел такой комбинезон, и после двух дней тура я понял, что этот костюм классный. Я внимательно рассмотрел этот комбинезон и прочитал одну надпись, которая гласила, что этот костюм для езды на мотоцикле и на машинах с открытым верхом. В костюме горнолыжника я мог бы совсем замёрзнуть. А мотошлемы с двойным забралом против запотевания стекол у нас были фирмы ZEUS. Прикольно то, что в полной экипировке мы выглядели как лётчики боевых самолётов-истребителей. А если снять шлемы, то мы выглядели как бойцы спецназа или каскадёры-камикадзе из-за чёрного костюма и чёрных подшлемников.

Lemieux надевает бахилы Участник Экспедиция-Трофи 2005 и Гиперборея 2005, внедорожник Toyota Land Cruiser

Перед инструктажем мы прогулялись внутри большого гаража, в котором стояли такие крутые машины. Дело в том, что СЗБП совместно с компанией RussiaDiscovery проводит всякие туры на снегоходах и квадроциклах. И мы ещё знаем, что есть такая игра для взрослых всякие "Трофи" по бездорожью нашей страны. А инструктора СЗБП и их помощники выкатили все снегоходы со двора на лёд Онежского озера. На месте старта Аня поговорила с инструктором Андреем, распрощалась со всеми нами, наказав слушаться наставленного инструктора, пожелав нам удачи и приятного отдыха. Больше её мы не увидели.


Подготовка. Руководитель нашей группы Слива Андрей

На переднем плане стоит замечательный инструктор и руководитель нашей группы Слива Андрей. Нам просто повезло, что нам попался такой хороший во всех смыслах человек. Это же лицо или репутация компании СЗБП. А в левой части Вы можете увидеть группу иностранцев, а в правой части - членов нашей группы. Самое интересное то, что иностранцы, которые живут в более лучших условиях, чем мы, русские, фотографировали все подряд много чего и много отвлекаются своими болтовнями. Например, проехавший мимо нас какой-то самодельный, сделанный бородатым умельцем, квадроцикл на четырёх надувных колёсах. Иностранцев всегда можно чем удивить.

Вначале мы все стояли на месте старта, не находя себе места. Многие стояли кучками или маленькими группами до тех пор, пока не пришли два инструктора Андрей и Максим, которые стали проводить обязательный инструктаж безопасности. Я ещё на форуме сайта СЗБП узнал, что в этот тур формируются две группы, первая из которых состоит из молодых и более физически крепких людей, а вторая из остальных участников. И первая группа едет с более высокой скоростью, а вторая группа догоняет эту на месте остановок, что в действительности так и было. Нас отправили в первую группу инструктора Андрея. Наша группа состояла из 8-ми участников: четверо из Питера (М+Ж и М+Ж) и четверо из Москвы (я, Lemieux и молодая пара). Во второй группе были иностранцы с инструктором Максимом.

Каждый инструктор в своей группе рассказывал кратко о строении машины, об органах управления. Показывал как правильно заводить, водить, останавливать машину. Затем были правила вождения (дистанция и жесты рук). Ещё в декабре, по запросу Лемье от турфирмы как глухим, мы прочитали про технику безопасности и правила вождения, так что мы их повторили.


Старт маршрута Снежные купола

Еще на базе СЗБП менеджер Аня, разговаривая с инструктором Андреем, показала пальцем на один ярко-красный красавец-снегоход Polaris Wide Track LX 500 с номером 13 и сказала нам, что мы будем кататься именно на нём. У остальных участников тура были такие же снегоходы, как у нас, но и других моделей 2002-2003 года, в основном серии Polaris Sport Touring 550. Потом Андрей еще добавил, что мы будем ездить за пятым снегоходом, последним в колонне, и мы можем ни от кого зависеть, лишь не отстать. На первом снегоходе впереди команды ехал сам инструктор, на втором - одна девушка из Питера, на третьем - парень из Питера, на четвёртом - М+Ж из Питера, на пятом - молодая пара из Москвы, и на нашем шестом под номером 13 - мы.

Lemieux на снегоходе. Он первым опробовал ту замечательную дорогую игрушку Инструктор Максим с сотовым телефоном и его помощник

К снегоходу инструктора и помощника второй группы был прицеплены грузовые прицепы на лыжах. Эти прицепы были передвижными камерами хранения, то есть в них были сумки с нашими личными вещами. Дело в том, что мы ночуем в гостевом доме, на острове Большой Климецкий в Гарницах, и поэтому сменную одежду и остальные личные вещи надо было брать с собой. Во второй группе впереди ехал первый инструктор Максим, затем скандинавцы, а в конце - помощник с прицепом. Самое прикольное то, что иностранцы почему-то предпочли с собой брать свои сумки и рюкзачки вместо того, чтобы их класть в грузовой прицеп, который за ними всё равно ехал в одной колонне. А у нас в снегоходе, на багажном отсеке стояли 2 канистры бензина на обратный путь.

И так, в 11.15 наша группа отправилась в путешествие по Онеге, а другая группа через несколько минут. Мы не ожидали, что будем двигаться с такой большой скоростью 55-80 км/ч, если на спидометре стрелка держалась в зоне 30-50. Потом поняли, что скорость была указана в миль в час. На спидометре некоторого снегохода можно увидеть две шкалы показателей скорости, где внешняя с более крупными цифрами означает скорость в миль/ч, а внутренняя шкала с мелкими цифрами - в км/ч (1 миля равна 1,852 км). По озеру мы ездили в среднем со скоростью 55-80 км/ч, иногда достигали 85 км/ч, а в лесу скорость была поменьше - 40-60 км/ч.

Первая остановка в районе Ивановских островов. На переднем фоне виден пятый снегоход колонны, за которым мы ехали У Ивановских островов. Lemieux фотографирует меня У Ивановских островов. Отдыхаем и подводим итоги между собой

Через 45 минут у нас была первая остановка в районе Ивановских островов. Инструктор Слива Андрей закурил. Многие стали фотографировать что-то. Ведь по правилам безопасности на ходу запрещено фотографировать или снимать на видео. В этот день погода была просто чудесной, небо чисто голубым, как видите на фото. Прям незабываемое зрелище кататься по льду замёрзшего Онежского озера. Толщина льда достаточная, даже видели, как далеко от нас микроавтобусы УАЗ (Буханка), наверно с рыбаками, проезжали по озеру.

Отдохнув 5 минут, мы двинулись дальше в путь и через 40 минут в 12.30 у нас была вторая остановка у Шардонских островов. Это место маршрута очень понравилось, чем другие остановки. Природа в этом месте какая-то необычная и красивая.

Вторая остановка на Шардонских островах Шардонские острова. Впереди виден снегоход Yamaha инструктора Андрея Сосульки ручейка на берегу. Шардонские острова

Как говорится, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поэтому мне словами никак не передать ту красоту, которую я увидел на Шардонских островах.

Лес на Шардонских островах Шардонские острова. И вскоре по этому снегу мы поедем, оставив снегоходный след

Вторая остановка по продолжительности была больше, чем первая. Оказалось, что надо было подождать вторую группу. И вот в 12:40 появился снегоход с прицепом инструктора Максима.

Инструктор Максим на своём снегоходе с грузовым прицепом. Шардонские острова Иностранцы подъезжают. Шардонские острова

И через полминуты появились остальные члены скандинавской группы. По их восторженным лицам было видно, то им очень понравилось кататься на снегоходах. Какая красота наблюдается, когда снегоходы с включенными фарами едут. Свет на машинах обязательно надо включать. Он бывает как ближний, так и дальний (более яркий). Нам руководитель сказал, что по количеству фар инструктор определяет, не все ли едут в колонне, и нет ли кого-то сбившихся в пути.

Через 45 минут была третья остановка в деревне Южный двор. В старину эта деревня называлась Вёгорукса (15-ый век). Главная достопримечательность деревни - Никольская церковь с очень внушительной звонницей, видной с озера за много километров.

Никольская церковь в д.Южный двор Никольская церковь другим фокусом Разрушенный деревянный дом недалеко от Никольской церкви в д.Южный двор

Наш инструктор пошёл куда-то, в один какой-то дом, и через несколько минут вернулся оттуда с ржавым ключом. Этим ключом он открыл замок и нас всех пригласил посмотреть Никольскую церковь изнутри. Вот как выглядит она внутри Вы увидите на фото ниже. Андрей просил нас не заходить дальше помоста церкви.

Внутри Никольской церкви Ткацкий станок

Рядом с церковью в деревне Южный двор на природе у нас в 13:45 был обед. Правда, обед состоял из горячего чая и питательных бутербродов (хлеб с копченой колбасой и мясными нарезками), шоколада и прочих закусок (филе из красной рыбы, паштеты, шпроты). Все эти продукты были только в нашем снегоходе с номером 13 под сидением. Получается, что на нашем снегоходе продукты и бензин. Точно бы не пропали. У инструктора был большой термос с горячей водой. И вот он всем воду разливал в пластиковые стаканчики с чайными пакетиками. И мы впервые в жизни попробовали такой вкусный настоящий Карельский бальзам, который Андрей подливал в чай нам. Больше не положено по правилам безопасности, за рулём пьянство не приветствуется.

Руководитель вытаскивает продукты для обеда из-под сидения нашего снегохода Вся деревня Южный двор. Вид с колокольни Припорошенный снегом карельский лес. Вид с колокольни

После обеда многие разбежались гулять по деревне. Я зашёл внутрь церкви и поднялся наверх, на звонницу, и отсюда сфотографировал панораму деревни. А Lemieux зашел в один конец деревни и смотрел внутренности развалившего большого дома.

И вот в 14.00 с 30-минутным опозданием в д.Южный двор прибыла группа из иностранцев. Для них наш инструктор Андрей передал через другого инструктора Максима еду, в которой были и сладости в виде кексов и пирожных, а также карельский бальзам. Нужно обратить внимание на то, что организаторы тура стараются соблюдать чистоту, все отходы собирали в один мусорный пакет, который с собой возили.


Участники снегоходного тура Снежные купола на обеде в д.Южный двор

В 14.15 мы поехали дальше кататься в красивом живописном лесу. Проехали участок лесозаготовки. Мне больше всех понравилось ездить по лесу, чем по пустынному ледяному озеру. Поскольку при езде в лесу вся энергия мощного снегохода передаётся на меня через руки. И появляется такое ощущение, как будто снегоход и моё тело слились всё в одно единое целое.

Четвёртая остановка в лесу между пунктами Салма и Липовицы Снегоход Polaris Edge Touring с поднятым капотом. Виден моторный отсек Андрей затягивает гайку колесика снегохода

У одной участницы снегоход заводился с трудом, с помощью троса. Инструктор Андрей поднял капот снегохода Polaris Edge Touring. Нам было интересно посмотреть на моторный отсек. Андрей залил в бачок машинное масло. Далее было техническое обслуживание снегохода (одной московской пары) Polaris Wide Track XL. У него одно колесико болталось. Инструктор Андрей затянул гайку, закрепив хорошо колесико.

Далее через несколько время произошло досадное проиществие. Это наш снегоход на большой скорости не вписался в поворот под управлением Lemieux и перевернулся. Очень повезло, что наши головы не разбились и мы не сломались. Я растянул свое плечо, но все-таки целую неделю потом болело. А у Lemieux дело похуже: разбил запястье левой руки, что он позже стал разбухаться. Он считал, что это обыкновенный вывых, так как кости на проверку острой боли не давали, как в типичной травме. Но позже, после тура, он у себя дома на всякий случай проверил рентгеном, и рука оказалась травмированной. А что со снегоходом и бензином? Полный порядок и без повреждения, не считая пару заклепок на лобовом стекле! Стоял запорошенный снегом. Какое счастье! Мы быстро привели себя в порядок, очистили снегоход от снега, поехали и догнали группу, в этом плюс быть последним в колонне. В 16.05 мы были уже на территории острова Кижи, тем самым достигли своей цели экскурсии. Правда мы не стали останавливаться у деревянных церквей, оставив осмотр достопримечательностей на следующий, то есть на второй день тура.

22-главая Преображенская церковь и 9-главая Покровская церковь на острове Кижи 22-главая Преображенская церковь

В 16.45 мы прибыли в деревню Гарницы (12 км к югу от острова Кижи), на одном из островов Кижского архипелага. Остановились у одного деревянного двухэтажного гостевого дома. Недалеко от нас был причал Сенной Губы. Нас приветливо встретил хозяин или смотритель гостевого дома - бойкий, энергичный, крепкий телосложением и весёлый дед. Первым делом он нас пригласил внутрь дома, дал нам горячего чаю. Через полчаса пришла деревенская женщина лет 38-40, которую дед представил как повариху для нас. Эта женщина сварила нам вкусную уху из рыбы, выловленной в Онежском озере. Рыба была достаточно крупного размера и упитанной. Дед предупредил нас, что баня почти готова, осталось немного времени подождать.

В 17.30 баня была готова. Сначала в неё ушли париться две питерские девушки, а потом после них я с питерскими парнями попарился. Из-за боязни быстрого разбухания руки Lemieux остался, а московская пара отказалась париться в бане. В предбаннике бани гостевого дома я заметил прочную шкуру убитого лося. Хорошо я попарился, попив пива Золотая бочка в алюминиевой баночке с ребятами. Вообще в гостевом доме перед баней дают простыни и полотенца.

Пока мы парились, и пока другие наши ребята смотрели зимнюю Олимпиаду по телевизору, в то время инструктор Андрей на нашем красном снегоходе Polaris Wide Track XL с номером 13 ездил в деревню Еглово (5 км к северу от острова Кижи), в другой гостевой дом, где разместились финны, и оттуда приехал с прицепом с нашими личными вещами. После бани у нас был ужин. Самое удивительное, что питерские совсем молодые ребята из нашей группы (два парня и их две подружки) не пытались установить контакт с нами: со мною и Lemieux, а также московской парой. Эти питерские были такие гордые, держались в своей стороне и постоянно пили в большом количестве спиртное, вначале своим Джек Дэнниель, а потом перешли к вкусным наливкам, как Клюковка, Брусничка, Морошковая... Им это спиртное продавал дед.

Мы заметили, что в большой комнате в гостевом доме было два стола: большой и маленький. За большим столом мы сидели, а за маленьким - участники другого снегоходного тура из турфирмы Стелла (stella.onego.ru), конкурента СЗПБ. Вначале мы не понимали, кто такие новенькие ребята в сине-чёрных комбинезонах с надписями Деревня Александровка и Стелла, которые прибыли на снегоходах Bombardier Ski Doo GTX 550.

Я потом узнал, что у этих ребят маршрут снегоходного тура фирмы Стела такой. Туда: турцентр Деревня Александровка (г.Петрозаводск) - оз.Кончезеро - пос.Янишполе - д.Горка - о.Сярь - д.Узкая Салма - д.Липовицы - д.Васильево - о.Кижи - д.Гарницы. Обратно: д.Гарницы - о.Кижи - д.Узкая Салма - пос.Янишполе - оз.Кончезеро - турцентр Деревня Александровка (г.Петрозаводск). Эти ребята не мешали нам отдыхать, они появлялись в нашем гостевом доме только лишь во время ужина и завтрака на следующий день, а так они ночевали в другом месте.

Наш инструктор Слива Андрей закончил техосмотр всех снегоходов, укрыл их защитными чехлами и сел за наш стол, стал ужинать. Потом он стал рассказывать о себе, о своей туристической работе, в частности о компаниях RussiaDiscovery и СЗБП, о конкурентах, которые копируют маршрут их тура. Вот Андрей увидел, что питерские ребята пьют без конца спиртное и потом спросил меня: "А ты пробовал это?". Я отрицательно кивнул головой. И тогда инструктор отобрал у них бутылку и дал мне и Lemieux попробовать такой вкуснейший напиток Клюковка. Да и потом Андрей вспомнил, что у нас под сидением снегохода остались две бутылки карельского бальзама. Он принёс их, и стал распивать его вовсю с Lemieux. За таким душевным общением мы много чего узнали о снегоходах. Андрей сказал, что снегоходный след на льду Онежского озера держится в течение трёх часов. И этого времени достаточно, чтобы участнику тура, сбившемуся с дороги, не потеряться.


Ужин в гостевом доме в д.Гарницы

На этом фоте, на переднем плане в серой водолазке, сидит наш инструктор Слива Андрей, а рядом с ним стоит его знакомый из другой турфирмы Стелла Вадим, а за столом на заднем плане сидят четверо питерских ребят, а после них Lemieux, который держит в руке стопку карельского бальзама.

Ночевали мы на втором этаже гостевого дома. Там есть 4 комнаты: три двухместные и одна четырёхместная. Вот в одной четырёхместной спали трое: я, Lemieux и Андрей. И каждому нам выдали комплект чистого постельного белья. В каждой комнате хорошие кровати с полумягкими современными матрасами, видимо заботятся о гостях. Я вначале не мог заснуть, так как было жарко (очень хорошо топили), да и рука сильно болела. Но всю ночь я хорошо спал. Вот так кончился первый наш день снегоходного тура.


День второй

Утром в 9 часов я проснулся и увидел, что в комнате никого нет. Lemieux ушёл куда-то на утренную прогулку. Больше спать мне не хотелось. Посмотрел в окно, и там на улице шёл снег, да и инструктор Андрей проводил техническое обслуживание, наливал масло в снегоходы и заводил их. Позже Lemieux рассказал, что из-за своей руки он рано встал, около 7 часов, и пошел гулять. Ходил он в ближайшую деревню, обошел полуостров, где с одной стороны снега по пояс, а с другой, ветренной стороны, чисто лед с минимумом снега. Утро по его словам, замечательное и красивое. Шатаюшие собаки, заборы, бани, проруби, примерзшие во льду лодки, следы снегоходов, редкие деревья, искринки снежков и т.д.

Утро в д.Гарницы. Многие еще спят, в том числе и я Снегокаты в боевой готовности. Перед дорогой в обратный путь

Многие почти встали позже 10 утра. На завтрак, который был уже давно готов, подавали пшёную кашу, бутерброды и чай. Да и в то время к нам на завтрак приехали те же самые туристы из турфирмы Деревня Александровка. В 10.40 мы стали одеваться в обратный путь и выходить на улицу на двор. В 10.45 из деревни Еглово, где ночевала группа иностранцев, приехал инструктор Максим, который забрал у нас грузовой прицеп с личными вещами и уехал обратно. В 10.50 мы отправились к острову Кижи, помахав на прощание рукой деду, хозяину гостевого дома. В 11.15 утра мы въехали на территорию заповедника Кижи, известного на весь мир тем, что все церкви построены без гвоздя. Это у нас была первая остановка.

На острове Кижи. Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи. Видна ветряная мельница 9-главая зимняя Покровская церковь и 22-главая Преображенская церковь на о.Кижи Дом крестьянина Ошевнева на о.Кижи

Внутренний двор музея-заповедника Кижи Главный вход в музей-заповедник Кижи

В программе тура у нас должно быть посещение музея Кижи, но он почему-то не работал. Видимо на зиму был закрыт. Пришлось нам только слушать историю о Кижи из уст инструктора Андрея, да и самим прогуляться вокруг этого музея. А иностранцы предпочитали только в одном месте группой фотографироваться у забора на фоне двух церквей: 9-главой зимней Покровской церкви и 22-главой Преображенской церкви. В этом 2006 году знаменитому музею-заповеднику Кижи исполняется 40 лет. Его первым памятником стал Дом крестьянина Ошевнева, с которого и началось создание историко-архитектурной композиции под открытым небом. После прогулки мы надеялись, что музей откроют для посещения. Да мы поняли, что никакого музея не видать, и мне пришлось совать свой фотоаппарат в щель забора и фотографировать внутренний двор музея-заповедника Кижи

В 11.40 мы поехали дальше и поднялись на один какой-то высокий холм, с которого был хорошо виден музей Кижи. Это у нас была вторая остановка. На том холме стояла Часовня Спаса Нерукотворного, построенная во второй половине XVII века и перевезенная из деревни Вигово.

Lemieux на фоне Часовни Спаса Нерукотворного на о.Кижи На холме рядом с Часовней Спаса Нерукотворного. Не все сумели на снегоходах взобраться на холм Весь музей-заповедник Кижи. Вид с холма, на котором стоит Часовня Спаса Нерукотворного

Многие из нашей группы сумели на снегоходах подняться на холм, на котором стоит Часовня Спаса Нерукотворного. Только у одной питерской пары снегоход застрял в глубоком снегу, и она не смогла самостоятельно выбраться из снежного плена. Тогда наш инструктор Андрей на своей Ямахе стремительно поехал вниз, быстро и легко вызволил тот снегоход питерцев из снега, да и потом сам продемонстрировал своё мастерство вождения в спортивном стиле, катаясь вверх и вниз. Потом Андрей сказал, что пора заводить моторы и будем спускаться вниз по склону холма прямо по глубокому снегу. Такой экстрим мы получили при спуске вниз, одно удовольствие.

Какая-то разрушенная церковь в лесу на третьей остановке Третья остановка в лесу. Курим и болтаем Это я в снегу в карельском лесу

После острова Кижи мы въехали в карельский лес и долго катались в нём. Много удовольствия я получил при катании в лесу с постоянными виражами, подъёмами и перепадами, и об этом поделился с инструктором Андреем. В этом году в Карелии выпало много снегу. И он такой чистый и белый, что приятно прыгнуть в снежный сугроб и поваляться, что я сделал. Многие ребята тоже валялись на снегу.

В первый день во время скоростной езды по льду Онежского озера Lemieux заметил, что у меня выпало что-то белое. И я ему сказал, что у меня никаких личных вещей и бумажек тем более не было с собой. Но потом выяснили, что у меня на ходу отлетела правая деталь забрала шлема. И инструктор Слива Андрей открутил у меня забрало и с собой взял его, да и мне дал свои личные солнцезащитные мотоциклетные очки, а сам все 2 дня он катался без очков. Мне было так жутко неудобно перед ним, мол инструктор без очков ездил 2 дня. И вот инструктор на второй день езды во время третьей остановки нам всем закрепил болты крепления забрала снегоходного шлема.


Инструктор Слива Андрей укрепляет забрало на шлеме Lemieux

В час дня мы выехали из леса на берег Онежского озера недалеко от деревни Узкие Салмы. И недалеко от берега на льду сделали четвёртую остановку. В этом месте Андрей предложил желающим просто так покататься где-угодно, особенно тем девушкам, которые сидели сзади парней, и которые не пробовали или мало пробовали ездить на снегоходах.

>
Я на снегоходе Polaris Wide Track XL в районе д.Узкие Салмы Инструктор Слива Андрей после своего шоу вождения

Кто-то из нас попросил инструктора Андрея ещё раз показать своё мастерство вождения, что он сделал с удовольствием, взяв снегоход одного нашего участника. Я с помощью своего фотоаппарата сделал несколько маленьких видеофильмов про его вождение. Классный профессионал Андрей.

Я передал управление снегоходом Lemieux, которому нравилось гоняться с большой скоростью по пустынному Онежскому озеру. Когда я сидел на заднем месте, то у меня руки во время такой езды по озеру на ветру мёрзли, так как у нашей модели снегохода Polaris Wide Traсk XL нет задних ручек с прогревом. Это у других участников были обогреваемые ручки для задних пассажиров. В два часа дня у нас была пятая остановка на Шардонских островах. Я почему-то замёрз, потому что целый час ехал на ветру на большой скорости (40-50 миль в час). Мне хотелось попить чаю для сугрева. Это только одному Lemieux было тепло, так как он ехал за рулём, да и его обогревал мотор, да и его от ветра защищало лобовое стекло.

Во время езды по льду Онежского озера у нас в голове появлялась ассоциация с автомобильным ралли "Париж-Дакар" по пустыне. Прям полная аналогия, только вместо песка снег. Я Lemieux говорил: "Хорошо было бы, если бы с вертолёта снимали нас на видео на память, тогда было бы круто". Может быть когда-то организаторы снегоходного тура за дополнительную плату сделают видеосъёмку с вертолёта.

Пятая остановка на Шардонских островах. Lemieux на фоне выхода в Онежское озеро Обед на Шардонских островах Вот такая зимняя красота на Шардонских островах

Инструктор Андрей взял наш снегоход и его припарковал рядом с таким же снегоходом московской пары. И мы устроили обед из горячего чая, бутербродов и прочих закусок (то же самое, что и в первый день). На второй день погода была пасмурной, но это не помешало нам полюбоваться зимней красотой на Шардонских островах и вообще. И вот в 14.03 показалась вторая группа. Я быстро вытащил свой фотоаппарат и сфотографировал такое зрелище.


Иностранцы подъезжают

Мы все продукты дали инструктору Максиму на обед для них, а сами поехали дальше кататься. Эта группа потом поедет спокойным темпом обратно домой на базу СЗБП. Раз у нас группа из молодых и более физически крепких, то мы ехали по более сложным местам с какой-то скоростью, и по льду озера с более высокой скоростью, чтобы получить избыток адреналина. И вот мы поехали смотреть Ивановский маяк, который стоит на одноимённых островах. На Ивановских островах мы были через 45 минут езды. Инструктор Слива Андрей первым взобрался на берег одного острова и стал ездить между деревьями, стоявшие совсем близко друг от друга. Я даже удивился этому. Обычно мы ездили по более свободной трассе, а тут требовалось маневрировать между деревьями. Кое как-то я припарковался последним, даже наш снегоход еще свисался вниз. И тут все ребята выскочили со своих машин и побежали смотреть Ивановский маяк. Это была последняя шестая остановка.

Шестая остановка в лесу на Ивановском острове недалеко от одноимённого маяка Фрагмент разрушенного оборонительного финского сооружения Янислинна времён ВОВ на Ивановском острове

Ивановский маяк довольно старый. Lemieux взобрался на него и оттуда сфотографировал красивый вид на Онежское озеро, а также наш снегоходный след и наше место парковки в лесу.

Ивановский маяк. Ивановские острова Вид на Ивановский остров с одноимённого маяка. Виден снегоходный след и наше место парковки среди деревьев Вид на Онежское озеро с Ивановского маяка

В 15.00 мы отправились с неохотой в последний путь домой на базу СЗБП. Правда на тот раз мы ехали по другой трассе, которая выделена синим цветом на первом рисунке выше, и которая была плохой от того, что она была неровной из-за торосов. Они (торосы) образуются в том случае, когда мощные ветры ломают лёд. Инструктор Андрей постоянно поднимал руку вверх, и нам приходилось снижать скорость, и проезжать неровности со скрежетом в зубах. Наши ребята уехали вперёд, а я притормозил и сфотографировал панораму города Петрозаводск. Правда, что качество фотографии плохое из-за погоды и большого расстояния.


Панорама города Петрозаводск. Вид с Онежского озера

В 15.30 мы были уже на базе СЗБП, на полчаса раньше, чем по графику. А могли бы ещё подольше покататься, благо бензина в баке чуть-чуть оставалось. Правда, что мы свои снегоходы не оставили на льду Онежского озера, на том месте, на котором в первый день проводился инструктаж по технике безопасности, а самостоятельно припарковали на базе. Инструктор Андрей пожал руки нам и сказал: "Ну что-ж, поздравляю вас", от этих слов нам было приятно.

Lemieux осматривает внутренность буханки Наши снегоходы после двухдневного тура на базе СЗБП. На переднем фоне наш снегоход с автомобильным номером - 4715 км (10 RUS)

По программе тура была сауна, в которую я вначале не хотел пойти, желания не было. Инструктор Андрей говорил: "Давай иди, там классно, тебе понравится". И действительно мне финская сауна VIP-класса в японском стиле оформления закрытого клуба Николаевские отели очень понравилась. Интересно то, что эта сауна довольно большая, а рассчитана она на 4 места, хотя 6-8 человек свободно будут чувствовать там, и в сауне и бассейне. И поэтому было понятно, почему 4 места, раз это сауна VIP-класса. Сначала питерские девушки захотелись попариться в сауне, но почему-то они со своими парнями ушли в ресторан того же Николаевского отеля пить и пить спиртное. Я и Lemieux не могли понять эту молодую компанию. Как можно активный отдых, к тому физический, сочетать с пьянкой?

В сауну пошли четверо: мы и московская пара. Нам выдали по большой простыне жёлто-кремового цвета. Пол в прихожей сауны был обогреваемым, а пол в сауне был с резиновыми прокладками против проскальзывания. Молодая пара постеснялась и стала смотреть телевизор. А мы рванулись первыми в сауну. Мы долго парились в ней. Lemieux обмотал простыней свое больное запястье, когда парился, на случай избежания перегрева. Правда фотографироваться сразу мы не могли, так как внутри фотоаппарата линзы запотевали (с улицы с холода в сауну) Очень долго я купался в бассейне.

Я в бассейне в сауне гостиницы Николаевские отели Я в комнате отдыха в сауне гостиницы Николаевские отели

Через 40 минут Lemieux говорит мне: "Вылезай. Эта молодая пара хочет попариться". Мы уступили им, а сами стали сушиться и смотреть Зимнюю Олимпиаду в Турине по телевизору. В 17.10 два раза телефон в сауне звонил. Это волновались по поводу нас, чего это мы так долго, 1 час 20 минут, купаемся в сауне, мол пора на ужин в ресторане. Как только мы оделись полностью, служанке разрешили войти в нашу прихожую и она нас повела через черный ход в шикарный ресторан закрытого клуба. Там нас обслуживали достаточно по высшему классу. Очень вкусно и досыта нас накормили. Просто обидно, что в Москве такой сервис по такой цене невозможно получить. А хочется наслаждаться прекрасной жизнью.

Инструктор Слива Андрей вручает мне сертификат об активном отдыхе в Карелии. Ресторан Николаевские отели Сертификаты и кружки-сувениры участников снегоходного тура по Карелии

Перед ужином инструктор Слива Андрей вручил каждому участнику снегоходного тура сертификат об активном отдыхе в Карелии и железную сувенирную кружку с чехлом из натуральной кожи. На кружке была надпись "Северо-Западное Бюро Путешествий".

В 18.15. инструктор Андрей вызвал такси Волгу и посадил нас четверых: меня, Lemieux и московскую пару. Мы поехали в сторону вокзала, и вышли у одного продуктового магазина. Там каждый купил себе по несколько спиртных напитков, выпущенных Петровским водочным заводом, это в частности Карельский бальзам и настойки (из брусники, из морошки).

В 19.00 мы на поезде "Карелия" поехали в Москву. В поезде мы обмыли кружки, и пили из них чай, и вспоминали, как классно отдохнули два выходных февральских дня.

11.08.2006
© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь