Клуб путешественников

Необычные и яркие путешествия первых посетителей ДН

Бросок на север

А собственно говоря, зачем нам заграница? У нас cтолько красивейших мест! Единственный минус - это сервис, а в остальном - "всё хорошо, прекрасная маркиза…" Сидим как-то с корешем в офисе и решаем важные производственные задачи. Вдруг друган (в интернете на ДН он бывает под именем Credit card baby) говорит: давай на выходные махнем куда-нибудь, соберем команду гавриков и культурненько отдохнём. Как раз приближался День Независимости, и три выходных дня нам были обеспечены. После долгих диспутов и горячих споров решили ехать на Валаам. М-да. Ух, если бы знали… Россия не Германия, где набрал что-то типа Москва-Валаам, - и на тебе все варианты маршрутов с точным расписанием времени. У нас далеко не так. В интернете можно найти расписание автобусов и поездов, но верить в это особенно не стоит. Значит, влезли в Яндекс. Инфы было море, утонешь не хуже доблестного "Титаника". Но мы ж не идиоты, читать умеем, - если долго посидеть, конечно. Вот и узнали, что на Валаам можно попасть аж тремя (основными) способами.

Первый путь - наименее расточительный: это если ехать через Питер, "вписываясь" за определенную мзду на один из многочисленных туристических кораблей, отплывающих на Валаам. "Вписаться" - это договориться с капитаном или с каким-нибудь членом корабля о том, что он провезет вас в своем кубрике, или, что хуже, на палубе, - в зависимости от ситуации. Тут есть минус: с большой командой гавриков не "впишешься", - корабль не резиновый. В интернете написано, что "вписка" стоит 500 рублей с человека, моя знакомая в 2003 году "вписалась" за 300 рублей. Второй путь - опять же через Питер, там электричкой до Кузнечной, с Кузнечной до Сортавалы местным поездом, а из Сортавалы корабликом прямиком на Валаам. Можно использовать другой вариант: на электричке от Питера до Приозерска, а там искать плавучее средство. Но в интернете про это плавучее средство как-то туманно было отражено.

Ах, да, надо сказать, что Валаам - это остров на Ладожском озере. Святое место Руси! Какие там храмы!!! И потому поезда да автобусы туда не ходят. Наконец, третий путь - через Петрозаводск. Есть и другие маршруты, от байдарочных до вертолетных. Но байдарки у нас нету, и дедушка наш не имел фамилии Рокфеллер, чтоб с ветерком прокатиться на вертолёте… А теперь нюансик. Малюсенький, но нервы попортил бы. Сортавала считается приграничным городом, со всеми вытекающими последствиями. Нужно специальное разрешение на въезд в город. Но мы же не зря сидели в инете недели две! Выяснили, что со стороны Петрозаводска подобраться к городу можно без проблем. Согласно указу главы Карельской республики господина Катанандова, приграничная зона отодвинута от Сортавалы. Это нас вдохновило. Мы даже попили пивка по этому поводу. А вот по Ленинградской области двигаться в сторону Сортавалы - проблемно: говорят, погранцы могут затормозить, на лапу надоть дать. Но инфа противоречива, даже местные пожимают плечи.

В начале большого пути В Петрозаводске

Решили ехать таким макарычем:
Москва-Петрозаводск-Сортавала-Санкт-Петербург-Кронштадт-Ломоносов-Санкт-Петербург-Москва.
И на всё это - три дня!

Настал черёд сколачивать компашку. Первым откликнулся Шева! Ну а затем и жены Credit card baby и Шевы - Галя и Ира - изъявили страстное желание присоединиться к своим мужьям, плюс Поликарпов Андрюха (Тарзан, млин).

На этой Тойоте мы
добрались до Сортавалы

Итак, мы, шестеро непуганых странников, в 1 час ночи 11 июня с Ленинградского вокзала города-героя Москвы тихой поездной сапой отбыли в Петрозаводск. Ну, естественно, где шестеро, там есть и новые друзья - бутылки с горячительными напитками. Начали с виски, подаренные Роавимом Шантре, когда последний обитал в Германии. Виски понравились. Спасибо, Роавим! Потом была "Путинка". Спасибо, Путин! Потом был чай. Спасибо "Липтону"… А в окнах уже показался Петрозаводск. В 15.00 11 июня мы ступили на карельскую землю.

Петрозаводская набережная. Вот бы стрельнуть... На набережной Петрозаводска много оригинальных памятников

Прошлись по городу. Ничего, приятный город! Все-таки столица Карелии. Но маленький, вроде округа в Москве. Неординарные памятники есть на набережной. Набережная, как мы поняли, - визитная карточка города: синева Онежского озера, памятники… Правда, времени было мало любоваться на синеву-бронзу. Еще в Москве мы забронировали маршрутку до Сортавалы. Но обломались. Маршрутка была, но мест не было. Сидели там местные и в ус не дули. Водитель маршрутки о брони ни слухом, ни рылом. Вот те фокус! Поездка на грани срыва. Сунулись к таксистам. Те заломили 3 500 рублей. До Сортавалы свыше 300 км. Один км у таксистов 6 рублей. Дерут туда и на обратную дорогу. Шесть человек они не берут. Значит, на двух машинах надо ехать, за семь тысяч. Сами не едут и другим не дают. Такси мы послали… Тут-то и проснулась пробивная жилка Шевы. За полчаса он нашел транспорт - микроавтобус "Тойота". С водителем договорились за 300 рублей с носа доехать до несчастной Сортавалы. Недорого вроде бы. Обычная маршрутка берет 170 рублей. К нам присоединилась еще пара со стороны, увидев, как мы лихо договариваемся с водилой. В принципе можно было заночевать в Петрозаводске, в 8 утра должен быть автобус до Сортавалы. Есть еще и поезд (ходит не каждый день). Но задержка не входила в наши планы.

Онежское озеро А это не Петразоводск. Просто так вставили фотку. Это корабли в Кронштадте

Ехали долго. Выехали из Петрозаводска в 17.30 вечера и приехали в Сортавалу около 21 часа, где остановились у гостиницы "Ладога". Ну, город небольшой. Много финнов, они там отрываются по полной программе. И молодежи много, вида эта местная молодежь какого-то уголовного. Но эксцессов не было.

Думаете, там нас ждали с хлебом и солью? Как бы не так! У нас на руках было подтверждение брони номера вышеупомянутой гостиницы, но администраторша нам заявила, что забронированный номер занят, может предоставить другие номера, но уже по высоким ценам. Но, товарищи, мы ж приехали не бабками кидаться, у нас всё было на учете. Повздыхали мы, поохали, оставили Тарзана с женами охать дальше, а сами - Кредитка, Шева и Шантра, - поперли искать уголочек на ночь. Везде категорические отказы - нет НИГДЕ свободного места, даже в обшарпанном отстойном вагончике. Тьмутаракань какая-то! Всего в городе 4 гостиницы: "Ладога", "Сортавала", "Пийпинхуа" и "Хелю". Последние две оккупировали "горячие" финны, которые приехали гулять как у себя дома… О "Сортавале" мы и не пронюхали даже, не до этого было. Город ничего себе - типичный финский поселок с домами, построенными самими финнами до войны. Улицы неширокие, в магазинах мы увидели то, чего никак не ожидали увидеть: продавали колбасы и сосиски московских заводов(!), причем в широком ассортименте. Питерских и карельских - ни-ни. Пиво - питерское. Водка - московская и питерская. Пробовали карельскую водку - бррр, сивуха какая-то. Цены - на уровне, не ниже и не выше. Подробности о городе см. сайты: www.sortavala.ru и www.sortavala.karelia.ru. Вернулись понурыми обратно, решили брать с боем. Как пулеметная дробь, Шева, его подруга жизни Ира и я резали правду-матку и призывали к барьеру главу несчастной гостиницы. "Директора!!!"… Администраторша густо покраснела, явно не ожидая такого напора, и лопоча что-то, мол, виновата ее сменщица, откопала нам двухместные номера по 500 "деревянных" за номер в сутки. Чуть не забыв ключи, мы побежали раскладывать свои пожитки, проклиная всех администраторов и директоров гостиниц России. Номера неплохие, телек "Vestel" и рукомойник есть.,. Правда, санузел был общий, на этаже, но мы не переживали: главное- ночевать будем с комфортом.

Время шло ко сну, но мы - шестеро гавриков, - решили пойти на причал прознать про "ракеты" и корабли, отплывающие на о.Валаам. Это громко в инете сказано - пристань! На самом деле - небольшой причал в деревенском стиле. Шли мы бодрым шагом, любуясь белой ночью. Половина двенадцатого вечера, светло как в Москве в девять вечера. Пришли… И тут нас поджидал очередной удар, на этот раз самый мощный… На борту "ракеты" была приклеена бумажка, на которой черным по белому было написано, что рейсов на Валаам не будет и просьба не беспокоить по пустякам. Нас чуть не хватила кондрашка - то, ради чего мы и ехали - рушилось в одночасье. Мама миа! Финны и тут постарались! Побродили-побродили: решили у матросов рядом стоящих кораблей спросить, за сколько они нас, грешных возьмут. Один шустрый согласился взять нас за 6 тыс. "деревянных". Больше народа - лучше: в меньшую сумму обойдется плавание на каждого. На следующее утро, позавтракав, мы помчались на причал в надежде попасть на кораблик. Фортуна повернулась к нам лицом: не успели дойти до "ракеты", как капитан очередного кораблика сделал нам предложение: набираем 15 человек и за всё про всё 2400 рублей туда и обратно! Шантра начал орать на всю Сортавальскую, надрывая глотку и отчаянно зазывая подобных себе гавриков на наш теплоходик. Вначале мы хотели попасть на "ракету", т.к. она доставляет грешных на Валаам за 45 мин, а пароходик - за 2,5 часа, но в данный момент надо было соглашаться на всё. Люди нашлись, правда, не сию минуту, даже запоздавшие финны плюхнулись в наш пароходик.

А когда на море качка За нами чаечка летела

Капитан, шурша рублями и евриками, завел мотор старенького, но чистенького и свежевыкрашенного механического друга. И мы, довольные удачей, поплыли к святому месту. Плыли долго, ёжась от холодного ветра с озера. Финны с надеждой смотрели на нас в надежде, что русские угостят их национальным напитком. Разочаровавшись в ожиданиях, они всем скопом спустились в кубрик и сидели там до самого прибытия на остров.

И вот мы увидели очертания того, о чем слагали легенды и поверья, - Валаам.

Подплываем к Валааму

Краткая справка. Остров Валаам находится в северно-западной части Ладожского озера (самое большое озеро в Европе). На острове находится известный Спасо-Преображенский монастырь. Основан он в начале XIV века. Много раз отражал нападения шведов, в 1611 разорен ими. Восстановлен в 1715 году. В ХIХ веке остров Валаам и монастырь становится местом паломничества всех православных. 1917-1940 остров и монастырь находится на территории Финляндии. С приходом советских войск, монахи покидают монастырь. В 1940 году в монастыре открывают школу юнг, с 1945 г. Дом-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. И только в конце 80-х ХХ в. На остров стали возвращаться монахи. Строятся новые скиты, часовни.

Валаам Храмы Валаама

Природа и храмы - изюминка Валаама

Остров Валаам за день очень трудно осмотреть, особенно если только пешком ходить. Но проблема эта решается, были бы деньги. Есть маршрутки. В среднем, чтобы добраться до какого-нибудь скита, часовни, креста, это удовольствие стоит 25-30 рублей. Можно и на такси разъезжать. Только такси там не машина, а лошадка с повозкой. Но эти так называемые такси - для богатеньких буратин. За проезд на маршрутке (на 10 минут) в точку под названием "Новый Иерусалим" от монастыря с нас хотели взять 600 рублей. Спасибо - не надо! В интернете пишут, что на острове нет магазинов и закусочных. Смело утверждаем: магазин есть! В магазине мы купили на обратную дорогу коньяк - чтобы не замерзнуть. Говорят, что на острове много змей, мы не видели и этот факт подтвердить не можем. В интернете на официальном сайте Валаамского монастыря (www.valaam.ru) вывешены правила посещения острова. Женщины обязаны иметь длинные юбки и платки. Если не взяли, ничего страшного. Там при посещении монастыря это всё выдают совершенно бесплатно. На пристани есть палаточки, где продают разные сувениры. Там же можно приобрести карту острова. Но будьте бдительны, гуляя по острову, особенно по тропкам, - легко сбиться с пути!

В Сортавалу вернулись вечером. В Питер выбирались на поезде, билеты были куплены заранее в Москве. Учтите при планировании то, что поезд ходит не каждый день. Поезд от Сортавалы отходит в 4.18 утра. А в 10 часов утра мы уже были в Питере, на Ладожском вокзале. От метро "Старая деревня" отходит автобус до Кронштадта. Ехать где-то 40 минут, за 25 рублей, часть пути проходит по дамбе.

Краткая справка. Кронштадт (до 1723 Кроншлот) - город военно-морской славы России, находится в Финском заливе. Основан в 1703 г. Петром Великим как крепость для защиты Петербурга с моря. База Балтийского флота.

Кронштадт Главный храм морского города-крепости

Кронштадт - это Питер в миниатюре. Замечательный город. Красивый Морской Собор в центре города! Знаменитые оборонительные форты видели только издалека, подплыть к ним совсем непросто - нужно искать катерочек и выкладывать бабки. К ним проще подступиться зимой, когда Финский залив покроется льдом. В отдельных местах Кронштадта, если основательно побродить по городу, можно отыскать пушечки, гнезда орудий, паровоз начала ХХ века. Внимание: если решились ехать на автобусе, смотрите на номер. Если на номере есть буковка "К", это значит, что автобус коммерческий и с вас безжалостно сдерут семь рублей, не обращая внимания на пенсионки. Еще маленький минус города: мало закусочных, кафешек. В магазине нас удивили цены на некоторые напитки, например, портвяга "777" стоила что-то около 30 рублей, а за 22 рубля можно было упиться бутылкой "Агдама", винищем моей студенческой молодости. Наверное, паленное пойло, решили мы. Рисковать не стали.

В Кронштадте

До Ломоносов можно добраться на пароме за 17 рублей. Ходит паром каждые два часа, плыть около 30-40 минут. Не перепутайте в Кронштадте пристань. Отплывать надо от Зимней пристани, что в Петровском парке. Мы перепутали и истерли ноги в мозоли, бродя по городу в совершенно ином направлении. Паром прибывает в Ломоносов, его ждет автобус, халявный для тех, кто имеет пенсионную корочку. Следующая остановка - вокзал. А там пешочком и минут через пять мы в парке.

Краткая справка. Ломоносова (до 1948 г. Ораниенбаум) осн. в начале XVIII в. Известен своим дворцово-парковым ансамблем 18 века: Большой меньшиковский дворец (1710-1725, барокко), Верхний парк (1756-1762) с Китайским дворцом (1762-1768), Дворец Петра III, павильон "Катальная горка" (1762-1774, рококо).

Увы, дворцы в парке Ораниенбаума находятся в плачевном состоянии: стены обветшали, во многих местах отлетела штукатурка, правда сам парк находится в хорошем состоянии, деревья и газоны подстрижены. Питерцы вполне могли бы привести памятник истории в божеский вид, сделав его визитной карточкой, как Петергоф. Жаль…

Ломоносов Домик Петра Первого

От Ломоносова до Питера добраться не так уж и трудно. Вариантов несколько. Можно электричкой до Балтийского вокзала, можно маршруткой, кажется, есть автобус. Мы выбрали электричку. Час езды, и мы - в Санкт-Петербурге. А через три часа мы спали в поезде Питер-Москва №109…

SHANTRA’04
Фото Шантры

10.08.2004
© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.