Фотовыставка Ярослава Пичугина
«Рецепт хорошего фотопейзажа довольно прост - нужно взять как можно больше любви к природе, смешать с поэзией, живописью, музыкой, посмотреть на это глазами ребёнка - и сфотографировать», - так считает известный фотомастер Александр Киценко.
У Ярослава Пичугина всё это есть (хотя он не слышит с 17 лет, но музыкальная память вряд ли исчезла), и не случайно в его творчестве так много прекрасных пейзажей. На его первой персональной фотовыставке, открывшейся 7 февраля в московском СКЦ «Надежда», пейзажи составляли львиную долю экспозиции. «От России до Эллады» - название выставки вмещает далеко не всю географию снимков Ярослава, ведь его путешествия и фотографии включают также и Францию, и Италию, и Грецию...
Венеция. Мостик между домами.
И всё-таки именно родная российская природа наиболее выразительна в этих фотопейзажах. Любовь к природе - далеко не полное определение. Ярослав умеет одухотворить природу, потому что видит в ней гораздо большее, чем красивый ландшафт. Это особое видение, которое дано немногим, присутствует у Пичугина-фотографа, как мне кажется, благодаря поэзии. Стихи он пишет с юности, а художественной фотографией по-настоящему заразился лет пять назад, после приобретения зеркальной камеры «Сони» (хотя кратковременное увлечение фотоделом у него было и в студенческие годы).
И два этих увлечения счастливо соединились, породив целую галерею «фотостихов», как сам Ярослав называет, находят развитие в стихотворных строках, и визуальный образ дополняется поэтическим. Эффектно этот сплав двух искусств смотрится в Интернете, где Пичугин делится своими творческими находками с участниками социальной сети «Мой мир». Зрители сначала рассматривают фотообраз, затем читают стихи под фотографией, и соотносят свои мысли и ассоциации с поэтическим образом, вновь возвращаясь к снимку. Тут даже не двойное, а пожалуй, тройное воздействие на понимающего ценителя искусства.
Своеобразным камертоном к выставке стал автопортрет Ярослава с поэтическим комментарием:
Жив ещё, похоже, вроде,
и своё храню в себе,
потерявшись на природе,
по частям в её судьбе.
Отразился весь в "зеркалке",
и стою просторов меж,
словно некий новый сталкер,
осознавший свой рубеж.
Те 60 работ, что представлены на выставке - только крошечная верхушка айсберга, созданного Пичугиным: тысячи снимков, более сотни стихов к ним можно посмотреть на личной
Но не только пейзажи представлены на выставке и в Интернете: мы видим удачные портреты друзей и художников (не случайно именно Пичугин ведёт рубрику о художниках в журнале «ВЕС»), прекрасные фотосерии из птичьей и беличьей жизни, макрофотографии (бабочки, стрекозы, цветы), интересные сценки из жанра «остановись, мгновенье», схваченные на улицах Афин, Парижа, Венеции, Генуи, Милана...
Отражения - отдельная глава в фототворчестве Пичугина. В реке, озере, ручье, городской луже Ярослав вылавливает новые образы и смыслы, как в работе «Дерево Мировое»:
Не в раю, но быть может, в саду,
где гуляли некогда двое,
но, конечно, первым в ряду -
это Дерево Мировое!
Словно Китеж поднялся из вод,
все пространство-осень освоя,
здесь листвы начинает исход -
это Дерево Мировое!
Одно из самых запоминающихся фотостихов Ярослава: лучи утреннего солнышка, пробивающиеся сквозь туманный лес («На оси осени»):
Вся тишина отмыта,
как блюдце от пятна,
а впрочем, не до быта,
ведь тишина - одна.
Встает рассветной ранью
над всей Россией лес,
и не рукой, а дланью
несешь луча отвес...
На открытии выставки в КЦ «Надежда». Выступает Ярослав Пичугин.
Справа - Геннадий Митрофанов, который помог организовать эту выставку
Елена Митрофанова, руководитель народного коллектива "Вместе!" при СКЦ "Надежда"
Зрители на выставке
Ярослав - вместе с друзьями-фотографами Татьяной Мельниковой (слева) и Татьяной Осокиной
Василий Скрипов
voginfo.ru
11.02.2012