Разработаны предложения для улучшения положения детей-инвалидов в Архангельской области
2 марта в конференц-зале гостиницы «Беломорская» состоялся круглый стол и принята резолюция по итогам заявленной темы: «Инклюзивное образование в Архангельской области – возможности и препятствия». Так же была создана инициативная экспертная группа, которая займется разработкой нормативно-правовых актов для более эффективного образования детей-инвалидов в Архангельске и Архангельской области.
В работе Круглого стола приняли участие работники сферы образования и социальной защиты, руководители и активисты общественных организаций инвалидов.
Участники Круглого стола констатировали, что инклюзивное (включающее), а также интегрированное образование пока не стало обычной практикой на территории Архангельска и Архангельской области. Для этого есть ряд причин как объективного, так и субъективного характера.
Причины субъективного характера выявлены в ходе социологического исследования «О причинах трудностей получения образования детьми, имеющих инвалидность в массовых школах города Архангельска» проведенного в рамках первого этапа микропроекта «Продвижение инклюзивных школ в Архангельске» в ноябре-декабре 2006 года.
Они связаны с инфраструктурной неготовностью референтных групп принять новый подход к общественному образованию.
Администраторы в условиях несформулированного общественного заказа на другие по целям образовательные услуги затрудняются работать в жестких нормативных рамках. Для педагогов основные проблемы связаны с системой постановки целей в образовательной сфере и нехваткой методической подготовки при работе с детьми с особыми возможностями.
Родители детей с особыми возможностями опасаются неготовности школ к адекватному приему своих детей в школьных коллективах и зданиях. В свою очередь, родители большинства детей психологически не готовы к работе в условиях инклюзивного образования.
Специалисты и эксперты систем здравоохранения и образования не склонны рекомендовать обучение детей-инвалидов большинству семей в числе наиболее вероятного варианта.
Для разных групп детей в условиях общеобразовательной школы требуется специальная методическая подготовка преподавателей и помощников
Основной возможной преградой на пути к инклюзивному образованию большинство опрошенных экспертов признали негибкую систему подушевого нормативного финансирования
К причинам объективного характера можно отнести недостаточное нормативно-правовое обеспечение школьной интеграции. В законодательстве Российской Федерации имеются нормы, закрепляющие принципы равенства прав граждан при получении образования и общедоступности образования (статьи 19, 43 Конституции РФ, статьи 2, 3, 5 Закона РФ «Об образовании»). В то же время в механизме реализации права на образование отсутствуют необходимые нормы, обеспечивающие:
- запрет дискриминации (необоснованных ограничений по состоянию здоровья) при поступлении ребенка в образовательное учреждение общего типа (неспециализированное образовательное учреждение по месту жительства семьи);
- право на получение образования в специальных условиях (предусматривающих адаптивность системы образования к возможностям обучающихся, такое право вытекает из положений п.6 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»);
- экономические и организационно-правовые гарантии получения специального образования в условиях любого образовательного учреждения (а не только специального).
В отсутствие нормативно-правовой регламентации процесса принятия решения о специальном образовании (п.10 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» предполагает его существование) неизбежны ограничения возможностей при выборе формы получения образования и образовательного учреждения.
Об этом свидетельствуют данные мониторинга соблюдения прав детей-инвалидов на образование, проведенного в декабре 2006 года в рамках проекта «Мониторинг соблюдения прав детей-инвалидов на образование», Согласно полученным данным родителям только каждого пятого ребенка предлагалось прохождение обучения в общеобразовательной школе, у 60% родителей не было реального выбора альтернативы предлагаемой форме образования, в 46% случаев выбранная форма обучения была однозначно рекомендована специалистами. 67% родителей указали на неприспособленность обычных учебных заведений для обучения детей с ограниченными возможностями.
Для решения проблем, выявленных в результате исследований, участники круглого стола предложили:
1) Департаменту образования администрации области в целях реализации Концепции государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Архангельской области создать рабочую группу по разработке нормативно-правовых актов: закона о специальном образовании в Архангельской области и закона о нормативах финансирования образования детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных школах области.
2) Сформировать инициативную группу экспертов для подготовки предложений по внесение изменений в законодательство об образовании, направленных на предотвращение дискриминации в отношении детей-инвалидов в сфере образования, в составе: Мякшина Н.А. (Союз общественных объединений инвалидов), Трескин В.Г. (центр социально- политических исследований «Стига»), Шинкарева Е.Ю. (Архангельское региональное отделение ВОГ), Соловьева Л.Г. (департамент образования администрации области), Мостолыгина В.Н. (департамент образования мэрии Архангельска), Пантюхина Н.В. (департамент образования мэрии Архангельска), Петровская Т.А. (школы №5), Богданова О.К. (реабилитационный центр для детей), Слепцова Н.Г. (организация родителей «Благодея»), Седовина Т.Н. (организация родителей «Забота»).
3) Администрации области и мэрии города Архангельска разработать и заключить соглашение о передаче полномочий и необходимого финансирования по обучении глухих детей в начальной школе на базе дошкольного учреждений (бывшая школа-интернат №3).
4) Администрации области и мэрии города Архангельска разработать и заключить соглашение о передаче полномочий и необходимого финансирования по организации дошкольного воспитания детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения.
5) Управлению социальной защиты населения администрации области для подготовки целевой программы по реабилитации инвалидов на 2008 год предусмотреть необходимые средства для курсовой подготовки специалистов-педагогов, обучающих детей-инвалидов с сенсорными нарушениями, в образовательных центрах Москвы и Санкт-Петербурга.
Подготовка Круглого стола и издание «Общественного доклада о положении детей-инвалидов в городе Архангельске» осуществлено Архангельским региональным отделением общественной организации Всероссийского общества глухих в рамках социальных проектов: «Организации инвалидов: продвижение инклюзивных школ в России», при финансовой поддержке Агентства Международного Развития США (USAIDRussia) через РООИ «Перспектива» (Москва) и «Мониторинг соблюдения прав
Николай Мякшин, председатель Союза
03.03.2007