DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

День 3. Мастер-класс по жестовой песне

Ни дня без мастер-класса! Такой девиз, очевидно, взял себе Шестой Международный фестиваль театрального искусства «Территория жеста». И вот утром третьего дня фестивальной программы в фойе Театра мимики и жеста состоялся очередной мастер-класс, на этот раз – по жестовой песне. 

Вёл занятие Максим Тиунов – актёр и режиссёр ТМЖ, а также преподаватель жестовой речи и жестовой песни в РГСАИ. Начитанный и эрудированный, Тиунов блестяще владеет педагогическим и ораторским мастерством, умея разговаривать с публикой на равных, включая её в диалог, заставляя то смеяться, то задумываться.

И начал Тиунов «аб ово». То есть «с яйца», как говорили древние римляне. То есть – «с самого начала», а именно с того, как ЖЯ-певец выходит на сцену. Жестовая песня включает в себя не только жесты, но и пластику тела, и манеру походки. И если ты исполняешь героическую песню, а выходишь на сцену вяло и развинченно, то у зрителя это вызывает диссонанс. Умение владеть телом прибавляет много очков исполнителю песни, поэтому пластические навыки важны – вплоть до умения непринуждённо сделать кувырок!

В качестве «подопытных кроликов» для наглядности Тиунов вызвал двух своих учениц, которые исполняли песню Анжелики Варум «Румба». Девочкам пришлось нелегко. Только они затягивали «Долгий вечер покидает нас. Шум затих, свет погас, и взлетает в тишине ночной…», как педагог прерывал всё это и начинал докапываться:

«Ноги – это воля артиста, а руки – это чувства артиста» – сформулировал Максим Тиунов, и провёл со всеми своего рода массовый тренинг по выработке правильной походки. Всем любителям ЖЯ-песни стало ясно, что само выступление начинается с первой секунды выхода на театральные подмостки, а отнюдь не с первых слов куплета. Правильная, соответствующая теме песни, подача себя в первый же момент – помогает актёру настроиться на нужный лад, а зрителю воспринимать концертный номер. 

– Где синхронность движения в танцевальном моменте?

– Этот куплет – кульминация, вы не показали, что это кульминация!

– Песня о чём? «Будь со мной»? То есть вы обращаетесь к мужчине с требованием, чтобы он был с вами. Верно? Не вижу требовательности в жестах и выражении лица…

– Вас двое. То есть вы – женщины соперницы, которые борются за одного мужчину. Должна быть видна борьба и стремление к победе! Жест резче, взгляд призывнее!

Слушающий народ проникался тем, что жестовая песня – это настоящий театр, исполнитель играет определённую роль и должен соответствовать этой роли во всём. И вживаться в образ требуется в полную силу, по системе Станиславского. Жестовая песня – это не встал столбом и помахал ручками, радуясь самому себе.  Это настоящий спектакль.

Особенно всё всем ясно стало на следующем этапе мастер-класса, когда ученицей Тиунова на короткое время стала актриса из Воронежа (коллектив воронежских неслышащих эстрадников прибыл на фестиваль, чтобы выступить в заключительном гала-концерте). Тиунов начал вносить поправки сразу в первые моменты перед собственно песней. По ходу дела простой выход актрисы на сцену превращался в полноценную мизансцену и яркий психологический портрет. Зритель сразу начинал чувствовать, что да, петь будут не про что-то сентиментальное или возвышенное, а про совсем другое.

Это «другое» было песней Мамаши Мортон из мюзикла «Чикаго». Матрона Мортон  – типаж мощной дамы, надзирательницы женской тюрьмы, любящей деньги, власть и мужчин. 

– Походка от бедра! – вещал Тиунов. – Жесты мощнее и шире! Ты же стоишь в длинном тюремном коридоре, тебя должны видеть все! Поэтому не надо вяло под носом шевелить руками. А где артикуляция? Ты командирша, ты королева, ты всех держишь в страхе и умеешь давить! Значит, рот широко открываем, чётко, доходчиво! Ярче показываем, что в любой момент ты готова впасть в гнев и уничтожить всех непослушных! Вот этот жест «деньги плати» покажи резче. А теперь я предлагаю вот так развернуться спиной к зрителям, хлопнуть себя по задней нижней части и агрессивно улыбнуться! Ты же женщина-вамп, смертельно опасная и привлекательная!

И на глазах наблюдателей осуществлялось волшебное преображение. Ведь когда певица начала петь в первый раз, то это просто вышла женщина с намерением «щас спою». А после тиуновской огранки перед зрителями предстала в натуре Мамаша Мортон, свирепая надзирательница, сгусток угрозы и победной самоуверенности: «Будешь доброй к Маме – Мама всё вернёт!»

Тиунов отметил следующий момент: в актёрском мастерстве нет общих технических правил и приёмов, которые подойдут всем. Психофизиология актёра у каждого своя, поэтому, вырабатывая технику подачи себя зрителю, необходимо исходить из того, какая у исполнителя манера двигаться, какие у него особенности мимики лица, какая манера жестовой речи. Поэтому одна и та же роль у разных артистов (так же, как и одна и та же ЖЯ-песня у разных исполнителей) выходит по-разному. Успех имеют лишь те выступления, где тщательно отработана любая мелочь – от первого шага по сцене до последнего движения в конце номера.

Мастер-класс получился весьма познавательным и интересным – даже для тех, кто и не собирался никогда пробовать себя в роли ЖЯ-певца.

Текст: Михаил Веселов
Фото: Андрей Богатырев
Видео: Антон Лагутин
festival2023.tmig.su

03.11.2023

День 3. Театральный коллектив забайкальского РОО ВОГ (Чита)

СПЕКТАКЛЬ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СКАМЕЙКИ»Театральный любительский коллектив при Забайкальском региональном правлении ВОГ (город Чита) привозил на ...

День 2. Самарский молодежный экспериментальный театр

СПЕКТАКЛЬ «РЕСПУБЛИКА ШКИД»Так сложилось, что программа спектаклей второго дня фестиваля «Территория жеста» оказалась вся посвящена советской ...