DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

День 2. Творческая студия «Чуднные» (Нижний Новгород)

СПЕКТАКЛЬ «ЧУДНАЯ БАБА»

Нынешнему поколению полезно знать, что пьесу «Чудная баба» Нина Садур написала в 1981 году, на закате брежневского застоя. Тогда в государственной практике было обычным делом направлять городских служащих и прочих бюджетников на пару недель в деревни – помогать колхозникам убирать картошку. Отказаться было нельзя. Эти ежегодные мероприятия так и называлось – «поехать на картошку». Вот и одна из главных героинь пьесы Лидия Петровна приезжает на картошку…

Перипетии «Чудной бабы» является отражением экзистенциальных переживаний мятущейся человеческой души, задыхающейся в привычном и банальном распорядке бытовой жизни. И блуждающая по просторам картофельных полей то ли юродивая, то ли ведьма – Чудная Баба – может быть как мистическим порождением хаоса, так и всего-навсего результатом шизофренического раздвоения личности. Глюк или демон? Прямого ответа в пьесе не даётся.

Главная героиня пускается в споры с Чудной Бабой, конфликтует с ней. Но Чудная Баба неумолимо доказывает, что весь окружающий Лидию Сергеевну мир – лишь пустышка, декорация, что ничего на самом деле реально не существует. Вместе с этим призрачным существом простая советская служащая оказывается свидетелем разрушения прежней Земли и появления новорождённой реальности.

Что Чудная Баба не человек, зритель уже не сомневается. Но может, это всё-таки обычная шиза? Или нет? Чем дальше, тем чуднее! Есть символизм в том, что театр «ЧудННые» рассказывает историю о Чудной Бабе. Стоит отдать должное неслышащму режиссёру, выпускнице актёрского факультете РГСАИ и актрисе Театра мимики и жеста Анне Балушевой, что она взялась ставить эту непростую для массового восприятия метафизическую пьесу.

Когда Лидия Сергеевна возвращается в город и выходит на работу, её сослуживцы понимают, что с ней что-то не то. В конструкторском бюро начинают волноваться, пытаться поговорить с Лидией, предлагают отдыхать, лечиться и прочее. 

Реквизитом сцены служит лишь стол, который присутствовал и на картофельном поле в момент встречи главной героини с Чудной Бабой. Минимализм декораций в окружающем тёмном пространстве только подчёркивает уверенность Лидии Сергеевны, что ведьма права, что всё вокруг – эфемерное и не настоящее.

Коллеги разными способами пытаются доказать, что они живые, но чем усерднее их попытки, тем больше они уже сами сомневаются в реальности своего существования. Таким образом, мистика и бытовая реальность переплетаются, указывая пограничное эмоционально-психологическое состояние  Лидии, отчаявшейся найти смысл жизни.

– Я одна, только я лежу в сырой, глубокой земле, а мир цветет, счастливый, счастливый, живой! Прощайте, милые! Живите долго, богато, любите, рожайте, работайте и отдыхайте! Прощайте! – таковы последние слова главной героини, уходящей со сцены. Она сошла с ума, и придумала всё это? Нет, не так всё просто: в последний момент все коллеги Лидии Сергеевны вдруг выключаются, словно сломанные механические куклы, и появляется Чудная Баба. И что произошло на самом деле – решать зрителю.

Текст: Михаил Веселов
Фото: Андрей Богатырев
Видео: Антон Лагутин

03.11.2023

День 2. Самарский молодежный экспериментальный театр

СПЕКТАКЛЬ «РЕСПУБЛИКА ШКИД»Так сложилось, что программа спектаклей второго дня фестиваля «Территория жеста» оказалась вся посвящена советской ...

День 2. Театр неслышащих актеров «Свой голос» (Новосибирск)

СПЕКТАКЛЬ «МОЙ ЗЯТЬ УКРАЛ МАШИНУ ДРОВ»Рассказы Василия Шукшина – кинематографичные, полные действия и эмоций – являются кладезем для создания ...