DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Более 30 000 произведений живописи хочет оставить после себя художница с инвалидностью по слуху ФОТО

 

    
Более 30 000 произведений живописи хочет оставить после себя художница с инвалидностью по слуху Анара АБЖАНОВА. Недавно она отметила 20-летие творческой деятельности: за ее плечами десятки персональных выставок, масса наград с международных конкурсов, признание в стране и за ее пределами.

Мировое признание

У Анары – блестящее профессиональное художественное образование. С 12 лет она училась у лучших мастеров: в студии изобразительного искусства для глухих детей под руководством самого Алексея Уткина – известного казахстанского мастера, сотрудничала с Галией и Балхией Кусаиновыми, в студенческую бытность – в мастерских Нуржана СаутбековаМалика ДуйсенбаеваОмирбека Жубаниязова, также успела отточить навыки у народного художника Канафии Тельжанова.

Абжанова окончила с красным дипломом Академию искусств им. Т. Жургенова. Учеба ей давалась нелегко, в отличие от слышащих сверстников.

Однако трудолюбие и оптимизм уже в студенческие годы сделали Анару одной из самых титулованных учащихся. Один из своих первых призов она получила на Международном фестивале молодежного творчества “Шабыт” (2008) – Гран-при. Дальше, набирая обороты, Абжанова становится государственным стипендиатом в области культуры Президента РК (2014, 2016, 2018), лауреатом премии “Алтын Адам” (2018) в номинации “Художник”. Обладательницей премии им. Пабло Пикассо (Италия), женской премии, посвященной Софонисбе Ангвиссоле, официальному портретисту королевской семьи Ренессанса (Испания), лауреатом Европейской биеннале Europa Arte (2014), премии Сандро Боттичелли (2015), премии “Леонардо да Винчи – универсальный художник” и многих других призов, премий и дипломов. Сегодня она добилась признания на глобальной арт-сцене, является членом Союза художников Казахстана.

Анара предпочитает работать в стилях реализма и импрессионизма. В своем творчестве часто обращается к казахстанской природе: у нее есть серия работ на тему тюльпанов, ирисов, нарциссов, фиалок, а также цветущих яблонь, урюка, вишни, которые она называет "казахской сакурой". Однако тюльпаны – это особенная глава, художница поднималась в горы, чтобы увидеть своими глазами цветущие растения – так появились картины с изображением тюльпанов-эндемиков Колпаковского и Регеля.

“Я хочу, чтобы о красоте Казахстана узнал весь мир, стремлюсь привлечь внимание к родной природе и считаю это миссией своего творчества. Хочу, чтобы мои соотечественники ценили то, что им дано, а наши гости из-за рубежа, увидев мои работы, приезжали сюда и возвращались вновь и вновь. Наша родина – подлинное произведение искусства, которое пробуждает желание жить, творить и совершенствоваться”, – сказала однажды Анара.

Зимний Алматы глазами художницы
Зимний Алматы глазами художницы

Другое большое направление, в котором Абжанова работает, – город и его архитектура. Безусловной любовью к Алматы, в котором она родилась и выросла, буквально наполнена каждая ее картина. Она мастерски передает атмосферу старого центра, а судя по темпу, с которым уничтожаются знаковые исторические здания города, скоро они останутся только в воспоминаниях жителей и живописцев – таких как Анара. Интересно, что зима – ее любимое время года, к которому она возвращается вновь и вновь. Вот и сейчас идет активная работа – подготовка сразу к 2 крупным выставкам.

Город среди гор

– Расскажите, как продвигается создание серий картин “80 оттенков синего” и “80 оттенков белого”? Кстати, почему фигурирует цифра 80?

– По поводу серии “80 оттенков зимы” (белого и синего цветов) вначале я думала назвать ее “50 оттенков синего”, про наш город Алматы. Под этим названием успешно прошла моя выставка в государственной галерее “Almaty Gallery” в феврале прошлого года, там было представлено более 60 живописных работ. Просто я не знала в то время про скандальную книгу “50 оттенков серого” про секс. Конечно, я была в шоке… Позже решила обратиться к нумерологу, которого мне рекомендовали. И оказалось, что мое личное число – 8. Цифра 8 олицетворяет богатство оттенков зимнего пейзажа нашей страны, как Алматы, так и Нур-Султана.

Сейчас я занимаюсь одновременно новой серией под названием “80 оттенков белого” – про белую зиму нашего любимого города. Потом будет персональная выставка в выставочном зале в филиале Музея искусств им. А. Кастеева, которую запланировала на декабрь 2022 года. Надеюсь, что у всех будет возможность посетить ее. А в 2023 году планирую открыть свою выставку “80 оттенков синего” – про зиму Нур-Султана, уже в столице. Хочу, чтобы моя живопись была узнаваемой. Моя цель – превратить ее в национальный (казахский) бренд живописи, который бы поднял культуру до нового уровня.

– Вы – коренная алматинка, насколько хорошо знакомы с городом?

– Я родилась в старой Алма-Ате в 1986 году, до сих пор скромно живу с семьей в частном доме. С юности много рисовала окрестности, не знала, что меня ждет авторская серия городского пейзажа: верненская, советская и современная архитектура в масляной живописи, которой сейчас я занимаюсь. В новой серии будут пешеходные улицы, достопримечательности старой столицы. Недавно я прогулялась с гидом по верненским улочкам, впервые вживую увидела красоту каждого здания, чтобы перенести ее на будущий холст картины. Было очень интересно, но жаль, что многие одноэтажные и двухэтажные дома уничтожены, они – шедевры мировой архитектуры, на мой взгляд.

Зимний Алматы глазами художницы
Зимний Алматы глазами художницы
 

Я была не очень хорошо знакома с городом, но восполняю этот пробел, изучаю историю Верного, Алма-Аты и Алматы – города среди гор, чтобы передать красоту каждой улицы в “золотом квадрате” старого города. Недавно на одной заказной картине изобразила фонтан, советские дома по улице Фурманова; один из них недавно горел, это шокировало меня.

– Писали, что ваши картины были в Лувре. Что с теми работами сейчас? И где еще вы бы хотели увидеть свои работы?

- Да, в 2014 году 20 моих картин, посвященных природе нашей страны, были выставлены в Карусели Лувра (Карусель дю Лувр – торговая галерея под музеем Лувра, в ней также находятся выставочные центры). Сейчас эти работы – в частных коллекциях. Что касается моих последних – по белым и синим оттенкам зимнего пейзажа Алматы, конечно, хотелось бы увидеть их в престижных выставочных залах. Также хотелось бы попросить помощи в выпуске каталога по теме живописи в честь 30-летия Независимости РК.

30 000 картин – не предел

– Как-то вы озвучили, что хотели бы оставить после себя 30 000 картин. Насколько приблизились к цели?

– Да, я хотела бы расширить каждую свою авторскую серию и набрать в общей сложности более 30 000 произведений живописи. Для меня не существует невозможного. Каждый день смотрю на эту цель, знаю, чего хочу. Надеюсь, что Вселенная даст мне возможность реализовать свои идеи.

– У вас в творчестве много цветочной темы: цветение яблонь, урюка, тюльпанов…

– Когда цветут яблоня, тюльпаны, которые сами произрастают в казахской степи… Это меня вдохновляет. Когда я читала статью Елбасы “Семь граней Великой степи”, поймала такие названия, как “тюльпан Регеля” и “яблоня Сиверса”. Стала искать информацию в Интернете, а затем, несмотря на 7-месячную беременность, смело отправилась за редкими тюльпанами в горы. В следующем году хочу создать произведения цветочной живописи – казахские тюльпаны как посвящение 8 Марта и Наурызу.

– Кто приобретает ваши картины? Наверняка среди них много поклонников нашего города и казахстанской природы?

– Да, есть поколение людей – поклонников старой Алма-Аты. Чиновники предпочитают картины с природой, также мои картины покупают иностранные гости.

Бизнес и творчество

– Скажите, пожалуйста, нарушение слуха у вас врожденное или приобретенное? Влияет ли эта особенность на качество вашей жизни, на творчество?

– Нарушение слуха – приобретенное, я родилась 7-месячной, здоровой малышкой, но получила много уколов на фоне простуды и начала терять слух... Помню момент, когда мне было 2–3 года, я впервые пошла в детский сад для детей с нарушением слуха, не знала жестового языка, который является родным для глухонемых. Было непросто. И только в начальных классах школы я впервые услышала звуки благодаря слуховому аппарату. Конечно, без слухового аппарата бывают трудности. Но сегодня эта особенность не влияет на мое творчество, не мешает мне достигать поставленной в жизни цели.

– Можно ли в наши дни прожить только за счет искусства? Приходится ли вам еще где-то работать?

– За счет творчества жить можно, но, скажем так, – скромно. Продав более 10 своих лучших картин, я смогла расплатиться с долгами. Сейчас обучаюсь тому, чтобы изменить свое мышление, прохожу онлайн-курсы. Как художница с более чем 20-летним стажем, а теперь еще и начинающая предпринимательница, планирую совмещать бизнес с творчеством. Интуиция подсказывает мне заниматься арт-бизнесом, который обязательно улучшит мое материальное положение. Самое главное – продолжать работать над собой, над своими картинами.


Марина Хегай
caravan.kz

03.02.2022

Состоялось рабочее совещание по проблемам инвалидов по слуху

По инициативе Президента ВОГ Станислава Иванова Председатель Комиссии при Президенте РФ Александра Левицкая провела совещание с участием руководителей ...

Детей с нарушением слуха обучили информационной безопасности в Алтайском крае

 Что такое геолокация, как могут украсть данные и деньги с карты через общественный Wi-Fi, зачем нужна двухфакторная аутентификация, для чего проводятся ...