DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

«ТЕРРИТОРИЯ ЖЕСТА 2021»: 6 СПЕКТАКЛЕЙ И ПРОЧЕЕ

В Театре мимики и жеста с 2 по 6 ноября прошёл Четвёртый международный фестиваль театральных искусств «Территория жеста 2021». Несмотря на то, что проведение мероприятия выпало как раз на карантинную неделю, введённую по всей территории России в связи с пандемией, участников приехало немало – общим числом 150 человек.

Причём прибыли артисты даже из ближнего и дальнего зарубежья, своим присутствием оправдав статус международного фестиваля. Были артисты из Германии и Словении, Армении и Узбекистана, Беларуси и Казахстана, и из такого малоизведанного региона России, как республика Тыва. И это, не считая ещё конкурсантов из многих других российских регионов, включая даже Якутск.

Заселили всех участников в гостиницу «Вега» отельного комплекса «Измайлово». Это было удобно, так как гостиница предоставляла завтраки, а добираться до ТМЖ, который у станции метро «Первомайская», было совсем недалеко. К слову, привозил и отвозил участников комфортабельный автобус.


А как же противоковидные меры? С этим всё было строго, ведь фестиваль был заявлен как зона covid-free. Охранник, волонтёры и сотрудницы ТМЖ у входа проверяли кью-ар коды у каждого входящего без исключения. После проверки выдавали цветные бумажные браслетики на руку, с которым можно было беспрепятственно проходить в последующие дни фестиваля. Для тех участников, которые по каким-то причинам не были привит, прямо в гостиничном комплексе «Измайлово» проводилось ПЦР-тестирование на ковид. Сдавшие тест участники фестиваля показывали бумажку с отрицательным результатом на входе в ТМЖ, и им также выдавали браслеты, дающие зелёный свет на посещение мероприятий.


Организаторами фестиваля была группа слышащих сотрудников ТМЖ во главе с Алиной Лупооковой, имеющей большой опыт в проведении таких мероприятий. Ведь на её счету это уже четвёртый фестиваль. Иногда Алине приходилось объяснять «слышакам» из оргкомитета особенности и нюансы организации мероприятия в формате «с глухими для глухих», отстаивать свою позицию. Во всяком случае, праздник был проведён на хорошем уровне.


Обеды и ужины для артистов и организаторов проходили на втором этаже ТМЖ в кафе «Антракт». Готовили и раздавали еду армянские повара, которые уже кормили в прошлом году гостей «Территории жеста 2020». К слову, большинство кашеваров «Антракта» очень даже неплохо освоили жесты и артикуляцию губ, поэтому проблем в общении с едоками не было.



Гостям, ожидающим начала выступлений, скучать не приходилось. Благодаря проводимой в дни фестиваля выставке неслышащих художников, оба этажа театрального фойе были превращены в галерею работ глухих мастеров. В разных уголках ТМЖ были устроены стильные зоны для фотосессий, где не преминули сфоткаться на память все участники фестиваля. А для пущего веселья был установлен терминал с фотоокном, делающий моментальные фотографии. Посетители вечно дурачились перед ним в разных позах, но робофотограф бесстрастно фиксировал мгновения.

Как известно, «Территория жеста» – прежде всего фестиваль театральных искусств. Полноценные спектакли привезли с собой всего 6 коллективов из Тувы, Барнаула, Самары, Иркутска, Узбекистана и Беларуси. При подготовке Четвёртого фестиваля оргкомитет постановил допускать к участию только непрофессиональные, любительские труппы. В какой-то мере это было справедливо, так как сценической самодеятельности было бы сложно соревноваться с профессиональными театрами глухих, такими как «Недослов», Театр мимики и жеста, Санкт-Петербургский театр глухих…


Инклюзивный театральный коллектив из Барнаула под руководством 23-летней слышащей режиссёрши решил совершенно по-новому прочитать пьесу Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Вместо достаточно простой истории о влюблённых получилась андеграундная постановка с включением современных технологий – на экране выводилась переписка героев спектакля в мессенджере. Может быть, барнаульское представление было понтяно далеко не каждому зрителю, но жюри решило именно ему вручить главный приз «Лучший спектакль». Как говорится, профессионалам виднее.


Узбекистан привёз яркую и запоминающуюся комедийную постановку «Семейные традиции Узбекистана». В это действие включили импровизацию – задействовали сидящих в зале актёров ТМЖ, которые не были подготовлены и не знали сюжет спектакля. В целом коллектив из Ташкента был очень активным, его участников зрители видели практически в каждой номинации. Ташкентцы искромётно выступили на церемонии закрытия. Совершенно справедливо жюри им вручило приз «Лучший театральный коллектив».



Тувинский коллектив взял всех за душу своим национальным колоритом, замечательными костюмами, традиционными обрядами, а трагичная история о любви у некоторых чувствительных зрительниц вызвала слёзы.


Беларусь привезла спектакль «Скамейка» по мотивам знаменитых рисунков Херлуфа Бидструпа, сделав своего рода микс из пластических сценок и жестовых песен.


Иркутский любительский театр глухих привёз спектакль «Не может быть», который, по сути, повторял знаменитую гайдаевскую комедию.



Красивую театральную историю, классически поставленную и богато костюмированную, показал самодеятельный коллектив Самарского регионального отделения ВОГ. «День рождения инфанты» – вот как назывался спектакль самарцев по мотивам сказки Оскара Уайльда об испанской принцессе и безобразном карлике. Самарские любители сцены всегда славились великолепными эстрадными номерами, которыми блистали на прошлых «Территориях жеста», а вот за настоящий театр взялись впервые. Самарка Екатерина Федосина, сыгравшая Карлика, заслуженно получила награду в специальной номинации «За лучшее перевоплощение».

Очень полезными в плане повышения профессионального уровня участников были мастер-классы от корифеев художественных постановок: Екатерины Мигицко, Владимира Бочарова, Людмилы Сёмушевой, Роберта Фомина… Они разъяснили, что в постановках должны соблюдаться законы драматургии: присутствовать фабула, режиссёрская задумка, кульминация и завершение. Также необходимо обязательно приглашать специалиста, чтоб он мог посмотреть со стороны постановку и внести необходимые корректировки. Полная самодеятельность в этом случае недопустима. Не стоит и забывать о регулярных репетициях – они должны идти не менее года, чтоб выступление было действительно качественным.



Помимо спектаклей в ходе фестиваля прошли конкурсы пантомимы, клоунады, современных и народных танцев, сценических фокусов, а также впервые на «Территории жеста» показали ЖЯ-рассказ (визуальную миниатюру», VV-искусство и ЖЯ-стендап.


Новые номинации фестиваля «Жестовый рассказ», «Визуальная миниатюра» и «Стендап» показали, что артисты вполне справились. Практически никто не нарушал правила, положенные для каждого вида выступлений. Например, в визуальной миниатюре запрещено использовать жестовый язык глухих, допускается только пантомима и общепринятые жесты. А в стендапе обязательно живое общение с залом. Надо отметить, что эти три номинации открывают новые и новые таланты среди неслышащих. Оно не удивительно, ведь многие глухие по ходу жизни сталкиваются с теми или иными интересными ситуациями, ЖЯ владеют многие в совершенстве, а грима, декораций и театральных костюмов данные номинации не требуют.


Московский коллектив «Вместе» (руководитель Елена Митрофанова) засветился на «Территории жеста» в номинациях «Современные танцы», «Жестовый рассказ» и «Стендап». С жестовым рассказом выступала Юлия Балашова, со стендапом – Марина Фомина, а с номером «В танце только девушки» — целая когорта блистательных артисток коллектива «Вместе».


В следующем году фестиваль «Территория жеста» подумывают сделать, как бы сказать, более театральным. Ведь он называется именно фестивалем театральных искусств, а не эстрады. И если тенденцию не изменят, то в 2022 году нас ждут не шесть, а больше спектаклей.

Когда-то в Москве существовал самодеятельный Народный театр глухих, мало чем уступавший профессионалам из Театра мимики и жеста. Сможет ли нынешняя столичная любительская сцена глухих выпустить полноценную театральную постановку? Надо понимать, что создание спектакля достаточно трудоёмкое действие. Необходимо подобрать и адаптировать сценарий, пригласить толкового и креативного режиссёра, пошить костюмы, изготовить декорации, правильный грим тоже играет роль, а также важна работа хореографа, осветителя, звуковика… Поэтому неудивительно, что спектаклей не так уж много было показано на «Территории жеста 2021».

Елена Митрофанова относится к этому вопросу с осторожным оптимизмом: «Если сейчас найти пьесу и режиссёра, начать репетиции уже с января, получить поддержку по изготовлению костюмов и декораций – то в таком случае можно говорить о том, что воговская самодеятельность Москвы выступит на следующей «Территории жеста» со спектаклем».

В целом, учитывая напряжённое ковидное время, можно сказать, что фестиваль удался. Кроме самого конкурса, немаловажным аспектом было общение, обмен опытом. Поистине, дружба народов на фестивале цвела пышным цветом – светлорусые белорусы общались с темноволосыми узбеками, тувинцы, которых внешне ни с кем не спутаешь, общались с армянами, русские с казахами… Ощущение было, что старые добрые советские времена никуда не делись.

 

https://deafmos.ru

 

16.11.2021

НОВЫЕ ВСТРЕЧИ И ПЕРЕГОВОРЫ

12 ноября 2021 года в офисе Московской городской организации ВОГ состоялась встреча председателя МГО ВОГ Александра Бочкова с начальником Территориального ...

Международная конференция DeafSkills

Открыта регистрация на Международную конференцию DeafSkills по проблемам трудоустройства и получения профессионального образования людьми с нарушениями ...