DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

33 школа – второй дом для слабослышащих детей

К сожалению, глухота — распространенная проблема. Согласно статистике, каждый 9-ый житель нашей планеты имеет проблемы со слухом. В России порядка 12 миллионов людей страдают от этого недуга, среди которых 5% — слабослышащие дети, не достигшие совершеннолетия. Как им помочь адаптироваться в современном мире?

Сегодня мы расскажем о школе-интернате №33 Выборгского района для слабослышащих детей, где педагоги знают ответ на этот вопрос.

Школа помогает слабослышащим ребятам не только получить образование, но и социализироваться и реализовать себя в обществе. Учебное заведение становится вторым домом для своих учеников и выпускников.

Обучение слабослышащих детей опирается на принцип формирования речевого общения, так как именно общее недоразвитие речи является следствием отсутствия слуха.

Важнейшие факторы, определяющие особенности поведения и эмоционального реагирования ребенка на различные ситуации школьной жизни– качество речевой среды ближайшего социального окружения и модель семейного воспитания.

«Индивидуальный подход к детям в процессе проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы обеспечивается с учетом особенностей развития учеников, а также семейного воспитания и традиций. Личность родителя, педагога, воспитателя – образцы для подражания ребенка. Ребенок копирует модели поведения и эмоционального реагирования взрослых на различных жизненные ситуации. Единство требований родителей и педагогов, терпение и уважительное отношение к ребенку – важнейшие факторы психологического благополучия всех участников образовательного процесса», - отмечает Елена Пинка, директор школы.

Системообразующей доминантой образовательного процесса в школе является коррекционно-развивающая работа.  Это формирование или развитие: произносительных навыков, речевого слуха, развитие речи, расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности обучающихся. Для реализации этих задач соблюдаются единые требования к проведению коррекционной работы на занятиях и во внеурочное время – это не только речь педагогов, но и работа над речью обучающихся. Создание речевой среды – важная составляющая образовательного процесса.

Особое внимание уделяется формированию коммуникативных умений, обучающихся: педагоги создают ситуации общения для развития диалогической и монологической речи и таким образом побуждают детей к самостоятельным высказываниям.

Во время уроков с мальчишками и девчонками проводят речевые зарядки, учитель контролирует правильность произношения поставленных звуков в самостоятельной речи учеников. Педагог также контролирует речевые высказывания детей и развитие речевого слуха на материале уроков.

В зависимости от слуховых и речевых возможностей учащихся: степени снижения слуха, состояния произносительной стороны речи, уровня восприятия речи на слух с кохлеарным имплантом, индивидуальным аппаратом и без аппарата, учителя планируют объем речевого материала, осуществляют вариативность местоположения педагога по отношению к обучающимся, предъявляют знакомый речевой материал. Это – опрос домашнего задания, закрепление материала на слух. Незнакомый – слухозрительно с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Непременным условием успешной реализации слухоречевых возможностей, обучающихся является исправление слуховых, произносительных (звукопроизношение, слитность, выразительность) и речевых ошибок с учетом слуховых возможностей обучающихся, а также исправление аграмматизмов в речи обучающихся.  Аграмматизм – неспособность строить или понимать грамматические конструкции. Аграмматизмы встречаются в устной и письменной речи. Они характерны для начального периода речевого развития, а также для людей с общим недоразвитием речи, двуязычием, нарушением слуха, дисграфией. Приведем несколько примеров. Птицы делают гнездо дерево. Вова пришел дорога. Саша елка нашел белая гриб и положил на корзина. Поэтому то, что для обычных детей норма, для слабослышащих детей дается с большим трудом.

Речевое и общее развитие неслышащих детей – это залог успешной социализации. Педагогический коллектив не только совершенствует свое мастерство, но и осваивает новые технологии.

Ежегодно сотрудники лаборатории слуха и речи НИЦ СПб ГМУ им. И.П. Павлова обследуют состояние слуховой функции школьников. Для аудиологического обследования первоклассников, вновь прибывших детей и выпускников школы используется диагностический Аудиометр. Он воспроизводит звук различной силы и высоты, позволяя определить тот уровень, который воспринимается ребенком. Он обеспечивает высокую точность при диагностике слуха у детей всех возрастов. Результаты аудиометрического обследования и рекомендации врача сурдолога-оториноларинголога помогают организовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных слуховых возможностей ребенка.

В школе-интернате учителя-дефектологи регулярно проводят мониторинг состояния слуха и речи обучающихся: в начале и в конце учебного года, а также по окончанию четверти.

В начале учебного года обследуется состояние речи школьников: голос, речевое дыхание, орфоэпия, интонация, а также проводится обследование слуха речью: уточнение рабочего и резервного расстояния с индивидуальным аппаратом/кохлеарным имплантом и без индивидуального аппарата. При обследовании речи учеников оценивается состояние звукопроизношение, связность речи и по спискам фонетически сбалансированных слов проверяется внятность речи, а также техника чтения.

В конце учебного года осуществляется обследование, где определяется  уровень восприятия речи на слух или слухозрительно с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, а также восприятие знакомого и незнакомого речевого материала. Проводится обследование фонематического слуха с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Когда ученик начинает более четко произносить, те или иные звуки и слова – в этом успех не только ребенка, но и педагогов и родителей.

Немаловажным является и поддержание благоприятного психологического климата. Психолого-педагогическое сопровождение учеников организуется с учетом индивидуальных особенностей развития, а также психологическая помощь и поддержка оказывается родителям и членам педагогического коллектива.

Школьный психолог с помощью методов диагностического наблюдения, беседы, стимулирующей диагностики выявляет особенности развития, адаптации, сформированности навыков, необходимых для выполнения учебной деятельности. Он анализирует тетради, рисунки и поделки, а также дает объективную оценку уровня развития личностных и метапредметных результатов, которые достигают ученики во время освоения образовательной программы. А для изменения и коррекции образовательного маршрута учеников создан психолого-педагогический консилиум.

Особое внимание в школе уделяется соблюдению гигиенических норм и требований к объему учебной нагрузки воспитанников: исключение действия раздражающих посторонних звуков, создание спокойной звуковой обстановки, равномерное освещение учебных помещений. Для профилактики гриппа и ОРВИ в школе есть соляная комната.

Уделяется внимание и рациональной организации урока – это различные виды деятельности, например, тематические физкультминутки.

Приходит на помощь и специальная техника. В школе-интернате с 2011 года используются FM-системы Amigo.

FM-системы «Amigo» - передатчик звукового сигнала с микрофона или записи, а также комплект индивидуальных приемников, работающие на радиопринципе.

Основная особенность приемников – наличие индукционной петли, которая транслирует сигнал с приемника непосредственно в слуховые аппараты/кохлеарные импланты обучающихся, обеспечивая им условия доступности чистого звукового сигнала.

Это позволяет учителю проводить занятие максимально приближенным к условиям обучения слышащих школьников: учитель имеет возможность свободно перемещаться по классу без потери слухового внимания ребят. Чистота звукового сигнала позволяет ученикам воспринимать различные речевые и неречевые звучания, музыку наиболее четко, делает различные звуки доступными для обучающихся, что положительно влияет на весь процесс обучения и формирует интерес к процессу слушания.

FM-системы Amigo могут использоваться в самых разных ситуациях: на уроках, концертах, спортивных соревнованиях, экскурсиях. Мальчишки и девчонки с удовольствием посещают музыкально-ритмические занятия, направленные не только на их всесторонне развитие, но и наиболее полноценную социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Разнообразная, специально организованная и психологически комфортная среда, разнообразный сенсорный опыт с применением современного оборудования и инноваций, качественная речевая среда, доброжелательное окружение, активное вовлечение ребенка в совместную предметную и игровую деятельность – важнейшие условия успешной адаптации и социализации обучающихся с нарушением слуха.

***

Школа интернат 33 Выборгского района открыла свои двери слабослышащим обучающимся 1 сентября 1957 года. В школу принимаются слабослышащие дети со снижением слуха (1 - 4 степени), кохлеарно имплантированные и позднооглохшие дети. На сегодняшний день в школе обучается 235 учеников.


Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга
vybnews.ru

05.10.2021

В Армавире отметили 95-летие Всероссийского общества глухих

  Всероссийскому обществу глухих исполнилось 95 лет. По случаю знаменательной даты члены армавирского отделения собрались на торжественное ...

«Клоуны. Психоделика»: снятый в регионе фильм показали на международном инклюзивном фестивале

В программе Международного фестиваля кино и визуальных искусств «Мир сквозь тишину», посвященного жизни глухих людей, презентовали снятый в ...