DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

«Вирус может лишить всех слуха». Глухой коуч по финансовой грамотности рассказал о жизни в тишине ВИДЕО

Алексей Соколов / личная страница в соцсетях

Слышащий человек не способен понять «3D-язык», а новый вирус может лишить слуха абсолютно всех. Об этом и многом другом журналисту «АиФ-Новосибирск» рассказал глухой с рождения житель Новосибирска Алексей Соколов. Не каждый человек без особенностей так успешно адаптируется в жизни, как он. Мужчина запустил свою школу по финансовой грамотности и бизнесу, выиграл несколько грантов и ведёт популярный блог в Инстаграм для неслышащих людей.

Мешает медицинская маска

- Расскажите кратко о себе и своей семье. Кто слышащий, а кто нет?

- Я женат, есть дочка, ей 4,5 года. Все глухие, как и наши родители. Так что это наследственность. У меня ещё есть старшая сестра, она тоже не слышит.

Моя жена – настоящая красавица. Трижды выиграла конкурс «мисс»: в лагере, в школе, и в состязаниях «Тихая красота» в Новосибирске два года назад. Работает у Елены Сухиной в проекте «Мода равных возможностей», дважды участвовала в фестивале «Таврида» в Крыму.

Фото: личная страница в соцсетях/ Алексей Соколов

- Пользуетесь ли вы слуховым аппаратом? Можете ли что-то слышать?

- В школе у меня был старый слуховой аппарат, но распознавать звуки он не помогал. И от него часто болела голова. Современные аппараты стали качественней. Однако глухим ими пользоваться всё равно тяжело. С их помощью мы различаем только высокий и низкий шум.

Если слышащие родители длительное время водят глухого ребёнка к логопеду, то у него есть шанс научиться говорить и слышать. Но на это уйдёт очень много денег, ресурсов и времени, а ребёнок будет лишён детства. В итоге, когда вырастет, он всё равно для совместной жизни найдёт себе глухого партнёра и будет жить по сути в мире неслышащих людей.

Для глухих есть много развлечений и мероприятий, благодаря национальному жестовому языку. Это не субкультура, а именно национальность. У нас есть свои истории, обычаи, язык, менталитет, поведение.

- Читаете ли вы по губам? Если да, то насколько практичен этот навык?

- Не всегда читаю по губам: я не приучен к этому, потому что родители глухие. Есть люди, которые хорошо это умеют. Помешать понять слова могут усы, неправильная форма рта, жевание резинки, а теперь ещё и медицинская маска.

Работал преподавателем

- С какими сложностями вы столкнулись при обучении в школе? Труднее ли глухому учиться?

- В школе на уроках глухому всегда скучно, даже несмотря на то, что она коррекционная. Ученики могут только с доски переписывать, так как по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты. - Прим. авт.) на уроке запрещено использовать жестовый язык. А по губам не все читают хорошо.

Спасибо ФГОС – глухие дети отстают в образовании по сравнению со слышащими сверстниками. В институте занятия проводили с переводчиками. Благодаря этому я смог получить знания. Но их всё равно мало.

- Где вы получили образование? Где работали и чем занимались до того, как основали школу по финансовой грамотности и бизнесу?  

- У меня среднее специальное образование, полученное при НГТУ. Работал токарем, преподавателем по информатике в институте, работником торгового зала в «Ашане», монтажником окон, был индивидуальным предпринимателем. Сейчас я самозанятый.

Когда работал монтажником окон, познакомился с глухим напарником, и он посоветовал почитать разные книги. Я выбрал для начала «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки и увлёкся бизнесом. Позже участвовал в конкурсе «Парад идей» с проектом по финансовой грамотности для глухих. Выиграл грант. Затем получил второй грант – за проект «Жестовый код» (QR-коды на выставках, при сканировании которых открывается видео с информацией о предмете искусства на жестовом языке, - прим. авт.) третий – «9 кадров» - за короткометражный фильм «Жизнь – сложная штука». Всё это не совсем бизнес: я делаю свои проекты для глухих людей.

- Какие профессии не может выбрать глухой, а какие может?

- Для начала глухие люди не могут поступить в любой университет, потому что далеко не везде есть переводчики. Это огромная проблема нашей страны. В Америки её решили.   

Запрета на профессии для глухих нет. Но почти никто не хочет нас брать на работу. И конечно, мы не можем трудиться в месте, где без слуха не выполнить свои обязанности, например, в колл-центре.

Таких курсов больше нет

- Расскажите, почему вы открыли школу по финансовой грамотности. Что она из себя представляет? Кто ваши ученики?

- Я фанат финансовой грамотности, и многие мои друзья просили поделиться знаниями в этой области. Так постепенно я и создал школу, а если точнее – онлайн-курс. Он состоит из четырёх модулей и по 6-10 уроков и длится около 70 дней. Ученики - глухие люди разного возраста со всей России, а также из бывших стран СНГ (Украина, Казахстан, Молдавия). Есть представители диаспор в разных странах мира (Англия, Италия, Германия). Уроки я веду на жестовом языке.

Фото: личная страница в соцсетях/ Алексей Соколов

Мой курс уникален в своём роде - единственный по всей России. В стране около 200 тысяч глухих людей, владеющих жестовыми языками.

- Это только онлайн-курс или есть и площадка для занятий? Встречаетесь ли вы с учениками лично?

- Хотелось бы открыть и площадку, но пока не буду в связи с коронавирусом. При должном стремлении к обучению очные занятия были бы весьма эффективны. Но многие ленятся и придумывают тысячи отговорок. А те, кто действительно хочет заниматься, разбросаны по всему миру. В будущем я планирую организовывать встречи с учениками раз в год.

- В чём вы видите свою главную миссию?

- Дать глухим людям возможность развиваться, повышать финансовую грамотность, строить карьеру, открывать бизнес, инвестировать.  

- Почему вы начали вести свой блог?

- Пять лет назад я стал снимать видео на жестовом языке. Рассказывал разные притчи, всем очень понравилось. Сначала выкладывал в ВК, а потом меня попросили публиковать ролики и на YouTube. Три года назад начал, по многочисленным просьбам подписчиков, переходить в Инстаграм.

«Голая женщина» и «Убийца из тюрьмы»

- У вас в интернете много видео с интригующими названиями типа «Голая женщина» или «Убийца из тюрьмы». Людям, не знающим жестового языка, не понять, о чём речь, а так хочется. Можете хотя бы вкратце рассказать?

- Историю «Голая женщина» я прочитал в интернете и рассказал на жестовом языке. Таксист прибыл на вызов, и к нему в машину сел клиент с кошкой. Водитель спрашивает: «Куда ехать?». Клиент: «Не знаю. Хорошо бы подальше от города. Я хочу отпустить питомца в лес, потому что меняю место жительства».

Таксист увидел, что это кошка породы сфинкс и решил забрать её себе. Клиент очень обрадовался, дал ему лоток, миску, корм и немного денег. Когда водитель привел кошку домой, жена сказала: «Ты привёл голую женщину». Имеется в виду, без шерсти.

«Убийца из тюрьмы» - моя реальная история из летнего лагеря в Искитиме. Мы – глухие дети 8-12-ти лет - любили убегать с территории лагеря в лес и там собирать ягоды. Воспитателям это не понравились. Они собрали нас на утренней линейке и заявили: дескать, поступила новость о маньяке, сбежавшем из тюрьмы, он любит убивать детей и теперь якобы бродит где-то вблизи лагеря.

Дети так испугались, что везде ходили вместе и боялись убегать с территории. Вечером мы с другом не могли уснуть, потому что хотели в туалет - а он стоял в двадцати метрах от домика. В итоге мы набрались смелости и пошли. На обратном пути заметили, что ветки кустарника подозрительно шевелятся – наверное, от ветра. Мы сильно испугались и побежали.

Другие дети боялись так сильно, что вообще не пошли в туалет. Наутро почти у всех кровати были мокрые. Воспитатели, напугавшие детей, получили выговор. Их заставили стирать постельное бельё.

Фото: личная страница в соцсетях/ Алексей Соколов

Язык, которого не поймёт слышащий

- Что раздражает глухого в мире слышащих?

- Недопонимание. Люди не хотят старательно вникать в проблемы глухих. Он даже не знают, как к нам относиться.

- Какие вопросы нельзя задавать глухому?

- «Ты слышишь?».

- Чего не хватает вам для доступности среды в Новосибирске?

- Передвигаться самостоятельно помогает телефон и новые технологии. Для меня более реальная проблема – нехватка доступной информации и запрет на жестовый язык в школах.

- Вы бы хотели, чтобы все люди говорили на жестовом языке? 

- Мы, глухие люди, мечтаем об этом. Коронавирус сумел повредить на время людям обоняние и ощущение вкуса. Значит, со временем может появиться какой-то вирус, который уничтожит слух. Это вполне реально. Поэтому я рекомендую всем учить жестовый язык.

- Что слышащий никогда не сможет понять?

- Вы никогда не поймёте Маусинг - это составная часть русского жестового языка. Глухие могут писать так: «я см вьвь в иг мя ми о "-"». Если перевести, получится: «Я интересно смотрю Инстаграм и мягко обходился от негатива». Объяснить значение фразы вам будет сложно, потому что наш язык работает по-другому. Это как с английским: I am fine – дословно по-русски «я есть хорошо». Только с маусингом ещё сложнее. Большинство языков предполагают линейную словесную передачу информации. Наш язык одновременно может передать жесты, чувства и темп времени. Это язык в 3D. А ещё на разных руках можно одновременно рассказать два слова.

Многие путают жестовый язык с языком жестов. Второе – термин, который используется в психологии. Также есть люди, которые называют глухих глухонемыми. Мы можем говорить, хоть и плохо. И у нас есть жестовый язык.

Также слышащие никогда не смогут понять, почему глухие – это другая национальность. Мы чувствуем себя иностранцами в своей стране.


Алёна Иванова
nsk.aif.ru

27.09.2021

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТИСНЕНИЮ МИНИАТЮР

Давно мечтаете делать необычные рисунки на коже, но негде учиться? Мы поможем вам! 3 октября в 12:00 у нас в магазине в Москве состоится мастер-класс по по ...

«Дети-инвалиды не могут получить помощь на месте»: общественники написали чиновникам открытое письмо

Получить сурдологическую помощь за пределами столиц крайне проблематично и дорого.В начале сентября в Москве состоялся двадцатый съезд ...