DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Памяти мастера

13 июня  у себя дома в Саратове скоропостижно скончался талантливый неслышащий художник и артист Михаил Диков. В последние годы он редко выставлялся как художник. А больше проявил себя как артист и сторителлер. Друзья записали несколько последних роликов с его рассказами на жестовом языке. Была в его игре какая-то хорошая шекспировская основа и закваска. Он мог мгновенно перевоплотиться в задуманный образ и сыграть здесь и сейчас. А раньше ему приходилось ставить на сцене, как режиссеру, отрывки из «Гамлета» и пушкинских «Маленьких трагедий». Он и сам играл в этих постановках.

М. Диков

Игровое начало было характерно для Михаила и в изобразительном искусстве, где он выбрал для себя псевдоним «М. Витте». Диков получил хорошее художественное образование, окончив художественно-оформительское отделение Ленинградского восстановительного центра. Интересно, что в ЛВЦ он попал в сильную группу вместе с В. Сидоренко, И. Солдатенковым,  А. Микляевым и рано ушедшим из жизни С. Корнеевым – имена этих художников сейчас хорошо известны. Но и в таком «звездном» составе Диков лидировал. И не случайно, что после окончания альма-матер он поступил в Императорскую Академию художеств, как он сам называл Институт живописи им. И.Е. Репина. Во многих работах, исполненных в те перестроечные годы, была заявлена тема религиозного обновления России. Но у художника причудливо сочетался серьезный подход к живописному ремеслу и игровой настрой, ироничное отношение к предмету, которое давали стимул творчеству. Его «коронные» работы тех лет – акварельные и графические миниатюры, выполненные в стиле «религиозного примитива».

Пушкин в полете

22 июля в редакции журнала «ВЕС» на сороковины по Михаилу Дикову собрались неслышащие московские художники, которые хорошо знали ушедшего Мастера. Ко Дню памяти была организована также мини-выставка его графических и акварельных миниатюр, которая разместилась в коридоре  УСПиР, где обычно и выставляются наши художники и фотографы. На ее открытии о Дикове очень тепло говорили Юрий Чернуха, Александр Мартьянов, Михаил Горюнов и Татьяна Танковская. Вспоминали юмористические случаи из жизни, розыгрыши, которые любил Диков. Артист Геннадий Митрофанов вспомнил о невероятном случае знакомства, когда Диков просто с ходу нарисовал его карандашный портрет.

Московские художники и редакция журнала «ВЕС» на открытии Посмертной выставки М. Дикова, 22 июля 2020 г.

Несколько слов о самой выставке – она собиралась импровизационно, «с бору по сосенке», и включила два с половиной десятка графических листов… Его друзья принесли по две-три работы, подарки от Михаила. В целом вернисаж отражает основные направления творческих поисков художника, здесь он предстает мастером иронично-психологического портрета, обращенного в прошлое России. Вот император Павел I, одной рукой держит подзорную трубу, а другой разглаживает красную перевязь. Кстати, это единственное цветовое пятно на черно-белом графическом листе. И этот бьющий в глаза красный цвет как бы намекает на его скорую трагическую гибель … Интересны также портреты императоров Александра I и Николая II. Есть миниатюры изображающие святых – апостола Петра, архангела Гавриила. Подводя итоги встречи, Юрий Чернуха сказал, что основные работы Михаила Дикова остались в Саратове и он вместе с саратовскими художниками через год подготовит большую ретроспективную выставку его графических и акварельных работ и это будет лучшей памятью о Мастере.

Художники-саратовцы на выставке В. Борисова-Мусатова. М. Диков – первый справа, 2004 г.

Об этом и о творческой судьбе Михаила мы поговорили с Юрой Чернухой на следующий день после открытия вернисажа.

Выступает Юрий Чернуха

– Многих удивила неожиданная смерть Михаила Дикова. Ты в это время был в Саратове, и все происходило у тебя на глазах, расскажи немного подробнее…

– Смерть Миши была полной неожиданностью для всех в Саратове. Сразу, как узнал о его смерти, хотя вначале и не поверил, днем 14 июня поехал домой к Мише, но выяснилось, что утром его уже увезли в морг. Где и какой морг, соседи не знали, только к вечеру нашли его. А на следующий день через полицию вышли на его сводную сестру, ей почти 70 лет, с трудом ходит и мне пришлось взять на себя все хлопоты. Вначале денег на похороны не хватало. Но глухие стихийно начали собирать деньги, и я срочно открыл отдельный счёт – объявив всем его номер. Скорость поступлений средств была поразительной и это «разрулило» ситуацию.

Свежий ветер с Тибета

Подчеркну инициативу молодых глухих Саратова – Лары, Кристины, Вадима и других, которые собрали более 19 тыс. рублей и передали мне. И я хочу через сайт ВОГ – выразить им, и всем кто откликнулся и перечислил свои средства, большую благодарность. Это говорит об огромной любви и уважения к Мише среди глухих России. Проводить его в последний путь пришли многие неслышащие саратовцы.

Собранной суммы хватило, чтобы достойно похоронить Мишу, и еще остались средства, чтобы поставить памятник.

Отречение апостола Петра

– А как Диков проявил себя в школе, ведь он преподавал «изо» для глухих детей много лет?

– После окончания Академии художеств Диков вернулся в Саратов и стал воспитателем в школе глухих в Энгельсе, где вёл изокружок. Вспоминаю, что он даже водил своих учеников на спектакли и балет. Мне запомнился такой эпизод: из школы сбежала глухая девочка… Конечно, администрация школы подала заявку в полицию на розыск и успокоилась – не успокоился Миша, который оповестил всех знакомых глухих в городе, и 3-й день со своими друзьями нашел девочку в заброшенном доме. В другой раз он почти чудом вытащил  глухого ученика с льдины. Благодаря этим и другим похожим случаям у него среди учеников был непререкаемый авторитет.

Император Николай II в храме (фрагмент)

– Была ли у него какая-то заказная работа, и что он сделал из художественных работ в последнее время?

– Увы, нет! Миша, был хорошим организатором неординарных выставок глухих художников в Питере и Саратове, но так и не смог себя утвердить в среде слышащих ценителей. Его работы в основном недорого покупали сами неслышащие, а многое он просто раздарил. В последние пару лет он рисовал очень мало.

Император Павел I

 – Может что-то вспомнишь из студенческих лет ЛВЦ, где ты впервые с ним познакомился… Каким он тебе тогда показался?

– С Мишей Диковым познакомился курьезным образом. Когда поступил на 1-й курс художественно-оформительского отделения, я абсолютно не знал жестового языка.

Я сидел в столовой после моего первого разноса в учительской из-за внешнего вида. Настроение у меня было весьма пасмурным, и быстро портилось от нового для меня в жеста студентов – проходя мимо, они стучали по столу. Мне тогда это казалось издевкой. Один прошёл – постучал, второй – постучал, на третьего (это был Миша Диков) я набросился, постучав по голове, мол сам дурак!.. А Диков расплылся в улыбке и вполне сносным голосом объяснил, что стук по столу означает «приятного аппетита» а вот мой жест «дурак» неправильный – надо вот так – он комично вытянул подбородок и постучал снизу двумя пальцами. Я был обескуражен! Позже попав в его студенческую комнату – увидел крамольные по тем временам портреты Александра I и других Романовых и убедился, что не все глухие – «серые» (как мне тогда думалось). Собственно с этого и началась наша дружба. Она только укрепилась когда его студенческая группа (Корнеев, Солдатенков, Вихарев, Микляев и другие) в полном составе поддержали меня от возможного отчисления из ЛВЦ из-за моего творчества, как несоответствующего учебной программе.

Архангел Гавриил

– А теперь расскажи об организации арт-группы «Мiр России», у истоков которой стояли Михаил Диков, Михаил Горюнов и Сергей Иванов. Ведь именно эта группа дала импульс к созданию Культурного центра «Гефест»… С чего тогда все началось?

– Настоящим мотором «Мiра России» был именно Диков, идею такой группы он обдумывал ещё со времён ЛВЦ. Этим он «заразил» не только М. Горюнова, С. Иванова (сооснователей группы), но и меня, А. Светлова, И. Солдатенкова, и Г. Фадина (создавшего не без влияния Дикова несколько картин, посвященных Романовым). Собственно, эти художники и составили костяк «Мiра России». Идейно мы были близки российскому Серебряному веку. У нас был ряд выставок в Питере, Саратове, в Пярну (Эстония) и Риге (Латвия).

И. Солдатенков, М. Диков, Г. Фадин, А. Аверьянов, С. Иванов, Ю. Чернуха  в Пярну (Эстония), конец 80-х

И после 1-й Международной выставки глухих художников в Москве в 1991 году, Наталья и Алексей Софроновы привлекли нас в КЦ «Гефест». Именно с того времени и ведет отсчет почти 25-летняя история Культурного центра.

Н. Софронова открывает выставку «Гефеста» в Доме журналиста, 1994 г.

 – Как планируется отметить годовщину смерти Дикова? Ты говорил о большой персональной художественной выставке, о памятнике Мастеру…

– После похорон у меня на счету осталось около 60 тыс. рублей, на эти деньги с ребятами через год в Саратове поставим памятник Мише и его маме на их общей могиле. Будем готовить и персональную выставку Дикова к годовщине его смерти. Уже этой осенью я буду Саратове и начну переговоры о месте ее проведения, вариантов много – почти все саратовские музеи помнят Михаила.

Беседовал Ярослав Пичугин

https://voginfo.ru

31.07.2020

YouTube удалит функцию зрительских субтитров, оставив глухих и иностранцев без поддержки сообщества

28 сентября YouTube намерена отключить функцию редактирования субтитров сообществом зрителей. Объясняется, что эта возможность редко используется по ...

Банк России развивает доступность финансовых услуг для инвалидов

27 июня в дистанционном формате состоялось заседание рабочей группы по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения. От ...