DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Как сурдопереводчик решает проблемы глухих

«Ничего не слышит и не понимает»

Помочь купить продукты и лекарства, сообщить о ДТП и даже объяснить, как правильно вести себя при родах. Оператор-сурдопереводчик Наталия Демидова держит связь с теми, кто общается только на языке жестов. Она работает в региональной диспетчерской службе для инвалидов по слуху.

Цифра:

В Иркутской области проживают около 5 тыс. инвалидов по слуху

Переводит информацию

С раннего утра и до позднего вечера здесь не умолкает телефон. Сейчас, например, Наталия разговаривает с доктором одной из иркутских больниц. Абсолютно глухой женщине сделали операцию и сегодня ее выписывают. Но лечение нужно продолжать. Сурдопереводчик по скайпу сначала внимательно слушает врача, а после передает его рекомендации пациентке.

– Прийти на осмотр вам нужно 3 марта в 14.00, – жестикулирует оператор. – А до осмотра принимайте вот эти таблетки. Три раза в день после еды, все понятно?

Едва закончились одни переговоры, тут же раздается следующий звонок. На линии спортсмены. В выходные состоятся соревнования по лыжным гонкам, и инвалиды по слуху тоже хотят участвовать. Оператор связывается с организаторами, выясняет, сколько человек должно быть в команде, какова дистанция для мужчин и женщин, а после «переводит» информацию.

От родов до похорон

– Работы много, нагрузка огромная, – признается Наталия. – И консилиумы проводила, и с нотариусами общалась. А недавно произошло ДТП, позвонил глухой молодой человек, попросил срочно связаться с сотрудниками ГИБДД. Он ехал, создал некомфортную ситуацию на дороге, но постарался быстро перестроиться в другой ряд. Водитель второй машины решил подрезать «обидчика», начал сигналить. Глухой, естественно, никаких сигналов не услышал, произошла авария. Помогла провести допрос. В итоге стороны договорились, и слышащий заплатил глухому, потому что его признали виновным.

Разбираться в экстренных ситуациях Наталии приходится не только днем, но и ночью. Однажды, рассказывает, глухую девушку повезли в роддом. А у нее в машине скорой помощи начались схватки. К счастью, она успела набрать номер региональной службы.

– Я ее успокаивала, объясняла, как нужно правильно дышать и тужиться. Роженица оказалась совсем молоденькой. Ничего не слышит и не понимает, испугалась, начала плакать. К счастью, все закончилось благополучно. Родила здорового мальчика. Я ее поздравила первой! – рассказывает сурдопереводчик.

А вот другой случай оказался печальным. Ночью позвонила семья глухих. У их отца случился сердечный приступ. Наталия вызвала реанимационную бригаду.

– Человек умер на моих глазах, – со слезами вспоминает она. –Дежурный врач скорой помощи говорит: «Пожалуйста, передайте семье, что человеку остались считанные минуты». И мне это надо было сказать жене и детям. Я объяснила. Им дали время «поговорить», попрощаться. А после мне пришлось помогать организовывать похороны.

Читать по губам мешает маска

Наталия Демидова сама из семьи глухих и прекрасно понимает, насколько трудно приходится людям, которые ничего не слышат. Ей с детства доводилось общаться с отцом и матерью на языке жестов. Случалось, помогать друзьям родителей, а порой и совсем незнакомым инвалидам по слуху. Старалась никому не отказывать, но из-за занятости на работе, выкраивать лишнюю минутку было проблематично. Создание диспетчерской службы для глухих она посчитала знаком свыше. Теперь инвалиды могут позвонить ей в любое время, она на связи 24 часа в сутки. Дома своя семья, но для нее чужих проблем не существует.

– Работаю с 9 до 6 часов вечера, а с прошлого года добавилась еще и суббота, – рассказывает Наталия. – Звонков из-за пандемии прибавилось. Слабослышащие столкнулись с еще большими трудностями, чем обычные люди. И это не только одиночество в самоизоляции. Понять, что говорит человек в маске, невозможно. Глухие ведь привыкли читать по губам. И потом: как, например, им записаться на прием к врачу, заказать продукты или слуховой аппарат, не выходя из дома? Я связываюсь с регистратурой, магазинами, аптеками, фирмами, торгующими медоборудованием, записываю их к специалистам. Глухой приходит на прием к врачу – я тоже с ним на связи. У нас полное сопровождение. Недавно, например, была прямая линия с губернатором. Подключилось около тысячи человек, все смотрели, а я им переводила.

Комментарий: 

Алексей МАКАРОВ, замминистра социального развития Иркутской области:

– Диспетчерская служба для инвалидов по слуху была создана в 2016 году при поддержке областного правительства. Мы приобрели оборудование: компьютер, наушники, программный комплекс по региональной программе «Доступная среда». А региональное отделение глухих взяло на себя обязательство по трудоустройству сурдопереводчика и содержанию помещения. Задача службы – связать неслышащего человека с нужной организацией. Фонд социального страхования, медико-социальная экспертиза, детские сады, школы, полиция, больницы, центры занятости – взаимодействовать приходится со всеми. За время работы сюда поступило более 20,6 тыс. обращений, а в базе данных зарегистрировано 1500 инвалидов по слуху. Мы также оказываем поддержку по обучению навыкам жестового языка. За три года курсы сурдопереводчиков прошли 94 человека.

Запишите телефон

Региональная диспетчерская служба

Иркутск, ул. Клары Цеткин, 13а, тел. 8 (395-2) 387-621, 89501035421, эл. почта: vogirkutsk@mail.ru, Skype: dsvog 38

Диспетчерские центры России можно посмотреть по тут.

04.03.2021

Создали приложение для детей с нарушением слуха на кыргызском языке

Впервые в Кыргызстане для детей с нарушением слуха разработано мобильное приложение «ДИЛГИР» на кыргызском языке.Разработчики отмечают, что данное ...

Координационный совет ОНФ по делам инвалидов обсудил выполнение поручений Президента и вопросы реабилитации людей с проблемами слуха

Эксперты ОНФ с участием представителей общественности, а также федеральных органов исполнительной власти обсудили ход реализации поручений президента ...