DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  ДН-Репортаж
Распечатать

Фестиваль "Территория жеста": спектакль «Земля» (Национальный гастрольный театр (Riksteatern’s Tyst Teater), г. Стокгольм, Швеция)

Пожалуй, шведский Tyst Teater (Тихий театр) – один из старейших профессиональных театров глухих в мире, если не считать российского театра Мимики и Жеста. «Тихий театр» возник в 1970 году, в тот момент, когда в Стокгольме набрали первую группу неслышащих студентов в театральную школу. Уже семь лет спустя он вошёл в состав Национального театра Швеции (Riksteatern’s). То есть, постановки глухих шведов стали котироваться в обществе наряду со спектаклями крупнейшего театра страны. Это то же самое, если бы, скажем, «Ленком» или МХАТ предложили театру Мимики и Жеста объединиться на равных правах в один концерн!

Всего в штате Национального театра Швеции трудятся около 20 неслышащих человек – актёров и режиссёров. В репертуаре «Тихого театра» – и пьесы Шекспира, и «Питер Пэн», и классика шведской литературы, в том числе – само собой! – и «Карлсон», и «Пеппи Длинныйчулок». На «Территорию жеста» была привезена новая постановка «Земля» в жанре популярного сейчас у глухих Visual Vernacular (VV). Этот термин можно перевести примерно, как «визуальное искусство».


Исполнять номер приехали двое шведов – Амина Уахид и Эйс Махбаз в сопровождении режиссёра Минди Драпс. Все трое – глухие сотрудники «Тихого театра». Номер «Земля» был придуман этой тройкой, они вместе разрабатывали идею и подачу выступления. Как известно, скандинавские страны – самые экологически сознательные государства, и их жители серьёзно беспокоятся по поводу возможных грядущих катастроф, связанных с гибелью природы. Неудивительно, что номер «Земля» призывает людей одуматься и положить конец самоуничтожению.


Что такое VV? Это нельзя назвать традиционной пантомимой, но также невозможно отнести к жестовому языку. Визуальное искусство – это когда актёр может превратить любую часть своего тела, любую эмоцию лица, любое движение в зримый убедительный образ – хоть деталь космолёта, хоть растущее дерево, хоть движение рыб среди кораллов… И эта смена образов порождает своего рода кино – не менее увлекательное и приковывающее внимание, чем настоящий фильм.

Сюжет «Земли» начинается с того, что на планету Земля прилетают инопланетяне. Вот стремительно несётся сквозь атмосферу планеты космический челнок со сосредоточенным пилотом за рулём и раструбами двигателя, полыхающими огнём.

Скорость сбрасывается, челнок замедляет ход и плавно опускается на землю.

Инопланетяне выходят на поверхность неведомой им планеты и в ужасе озираются вокруг: до горизонта только выжженная пустыня, холодная, пустая и безжизненная. Пришельцы находят какие-то обломки, обрывки, куски предметов и по ним узнают историю Земли.

Когда-то на Земле росли деревья, но человечество хищнически их вырубило для своих нужд, не заглядывая в будущее.

Вот с такими дебильными улыбками успеха бизнесмены заключают контракты, рабочие получают деньги за убитые леса, люди вселяются в новые и новые дома, не думая о том, что ждёт их завтра.

Таким же образом человечество уничтожает животных. Зрителей пробирал мороз по коже, когда два VV-мастера наглядно показывали, — извините за подробности — как убивали живых существ, как их подвешивали на крюках, как хлещет кровь из шестерён гигантских перерабатывающих машин мясокомбината. Зрелище не для слабонервных!

И снова тупая радость гомо сапиенсов, пожирающих гамбургеры один за другим. Шведы тонко и жёстко показали потребительскую, жадную, нерассуждающую сущность человечества, готового истребить всё и вся для своего минутного удовольствия.

Когда-то море было живым, в нём резвились рыбы, росли красочные кораллы, величественно плыли медузы…

Руки шведских актёров превращались то в бросаемые в воду пластиковые стаканчики, то в разливы нефти, то в струи ядовитых отходов. И вот замирает морская жизнь, и сами артисты мёртвыми рыбами медленно всплывают на поверхность.

Чистая любовь к природе и бережное к ней отношение неотделимы от чистоты и бережности во взаимоотношениях людей. Когда рождается новый человечек – это такое счастье. Увы, быстротечное. Потому что, едва ребенок вырастает, его забирают политики…

Правитель надевает корону, вздевает меч и гонит массы в битву. От железных клинков до авиабомб и ракет – люди упорно используют всё, что могут изобрести, для того, чтобы стереть друг друга с лица земли. Так или иначе наступил логический конец, и звёздные гости застали только пустоту и смерть.

Узнав горькую историю Земли, инопланетяне потерянно бродят по пустыне и вдруг находят цветок. Один-единственный на всю планету, на которой раньше бурлила жизнь. Восторгу пришельцев нет предела. Они бережно упаковывают растение и уносят в свой звездолёт, который устремляется ввысь.

Зал долго аплодировал шведам, а те тоже радовались: ведь, оказывается, они впервые показали этот номер. То есть на «Территории жеста» состоялась премьера одного из лучших образцов Visual Vernacular – визуального искусства глухих. Видя восторг российской публики, Амина и Эйс преисполнились уверенности в том, что это их выступление будет иметь успех во всём мире. Без сомнения, номер «Земля» повлияет на сознание увидевших его, причём, пожалуй, сильнее, чем на слушающих речи другой шведки — Греты Тунберг.

festival2019.tmig.su

15.11.2019

Фестиваль "Территория жеста": представление «Репка», «Через тонкое и толстое», «Балет», «Ромео и Джульетта» (Фанаты тишины (Fanaticii Tacerii), г. Бухарест, Румыния)

Театральный коллектив из Румынии «Фанаты тишины» не первый год на творческой сцене. Театр был создан более 30 лет назад. Зрители Румынии, Турции, сайт знакомства без регистрации с девушками бесплатно ...

Фестиваль "Территория жеста": «2080: Кто убил жестовый язык?» (Эрван Сифра, г. Париж, Франция)

Эрван Сифра – глухой, родился в семье, которая с самого раннего детства учила ребенка читать, и Эрван вырос прекрасно знающим французский язык. Эрван сайт знакомств с женщинами для серьезных отношений ...