DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Новости
Распечатать

Необычные автомобилисты: реакция и зрение обострены. Машину водят отлично!

Многие, узнав о том, что глухие и слабослышащие водят машину, испытывают шок: "Как такое возможно? Это же опасно!"

А профессиональные водители так просто в панике: дорожная ситуация сейчас стала намного сложнее, люди разучились грамотно ездить, возникает много аварийных случаев.

Порой просто необходимо предупредить об опасности, посигналить, например.

И если за рулем глухой? Он же не отреагирует! Сложившийся стереотип, что глухой за рулем - это обезьяна с гранатой, не удивляет.

Всего лишь 40 лет назад в Советском Союзе слабослышащим было запрещено водить автомобили. Совсем. Те, кто вообще ездил, покоряли дорожные трассы нелегально, без водительских прав. Некоторые особо страстные автолюбители сами собирали свои мотоциклы, автомобили, катера и даже... самолеты! И при этом во многих колхозах и совхозах советского времени было немало глухих и слабослышащих, которые работали трактористами.
Причем числились на хорошем счету. Но запрет оставался запретом.

На "загнивающем" Западе тогда наблюдалась противоположная ситуация: глухие давным-давно на законных основаниях управляли своими автомобилями, работали водителями большегрузных трейлеров, водили самолеты...
Дальше так продолжаться не могло. Лидеры Всероссийского и Московского обществ глухих начали отстаивать право неслышащих на вождение машин: шли переговоры с властями, в первую очередь - с Министерством здравоохранения, вопрос неоднократно поднимался в СМИ.

Трудно сказать, что повлияло на решение чиновников: может быть, настойчивость руководства Общества глухих или убедительный зарубежный опыт и факты, но было решено провести эксперимент и проверить слабослышащих "на вшивость".
Началось тестовое обучение в автошколах...

...Сергей Никитинский, один из слушателей первой московской экспериментальной группы, вспоминает, что они очень переживали за результаты: ведь от них зависело, смогут ли глухие вообще садиться за руль. Но, несмотря на сверхстрогость экзаменаторов, вся группа сдала экзамены на вождение на отлично! За два следующих года после обучения у всех выпускников автошколы не было ни одного прокола на дороге.

Эксперимент расширили: в нем в течение пяти лет в крупных городах и союзных республиках СССР приняли участие более 2 тысяч людей с нарушениями слуха.

В процессе управления автомобилем люди 95 процентов информации получают визуально. Эксперимент показал, что у глухих и слабослышащих это восприятие особенно обострено: они четко реагируют на визуальные сигналы и даже на движения вне поля зрения.
Кроме того, скорость реакции у слабослышащих очень высокая; они также не отвлекаются на разговоры, посторонние шумы, более внимательны на дорогах и намного реже попадают в аварии, чем слышащие.

Заключение экспертной комиссии стало основанием для приказа Минздрава СССР о допуске глухих к вождению личного автотранспорта. Дорога перед слабослышащими и глухими автолюбителями была расчищена. Это была победа!

Позже в действие ввели опознавательный знак «глухой водитель» (желтый круг с тремя черными кружками, расположенными по углам. - "ВМ"). Эта метка при желании прикрепляется к заднему стеклу автомобиля. Но многие предпочитают не пользоваться этим знаком, так как мало того, что его очень сложно найти в свободной продаже, он также служит приманкой для воров и хулиганов на дорогах.

В настоящее время водительские права можно получить разными способами: научиться ездить на машине друзей, знакомых, а затем сдать экстерном в ГИБДД; платить частному инструктору по вождению за обучение; или воспользоваться традиционным и проверенным способом - автошколой.

К сожалению, обычные автошколы неохотно принимают глухих учеников, боясь брать на себя ответственность за их обучение. Поэтому в большинстве случаев приходится искать автошколы, в которых глухие могут обучаться с переводчиком жестового языка. Таких в Москве несколько. Одна из них находится при Политехническом колледже №39 и с 2000 года ведет обучение глухих и слабослышащих автолюбителей. За все это время автошкола подготовила более тысячи слабослышащих водителей.

Занятия в "специальной" группе автошколы ничем не отличаются от обычной: те же лекции по Правилам дорожного движения, практика, а затем экзамен в ГИБДД.

Некоторые из инструкторов вождения даже знают азы жестового языка глухих, и в большинстве своем они стараются найти индивидуальный подход к необычному ученику.

Руководитель автошколы при колледже №39 Валерий Вареник утверждает, что отсутствие слуха у учеников компенсируется такими качествами, как осязание, внимательность, высокая мотивация и упорство в достижении цели. Поэтому слабослышащие выпускники автошколы, как правило, становятся хорошими водителями.

Казалось бы, что вопрос о том, что глухие могут водить, причем не хуже остальных, даже и не стоит и закрыт навсегда.

Но в 2010 году Министерство здравоохранения и социального развития РФ выпустило приказ "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры...", который мимоходом аннулировал узаконенное право глухих на вождение автомашин.

И снова, как и четыре десятилетия назад, руководители Всероссийского общества глухих ведут непростые переговоры. В настоящее время удалось приостановить дискриминационное распоряжение и на подписании находится новый проект приказа Минздрава, по которому - есть надежда! - глухим людям снова будет возвращена с трудом завоеванная возможность водить автомобиль...


Зоя СКУРАТОВА
Печатается с разрешения редакции газеты "Вечерняя Москва"

21.05.2013

Быть ли Базоеву членом ЦП ВОГ?

Ушел в историю внеочередной XXV съезд ВОГ, на котором были приняты дополнения и изменения в Устав ВОГ - основной закон жизни общества глухих. Об этом ещё будут ...

Цыплят по осени не досчитаться

"ГореВОГу - нет!" не в первый раз обращается к молодёжной теме. Оно и понятно: как бы избито и пафосно не звучало, но именно нынешним молодым принадлежит ...