DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Учиться слышать, учиться говорить

Первое учебное заведение для детей с недостатками слуха создано в Луганске в 1930 году.

Слезами горю не помочь

СЕГОДНЯ в восемнадцати классах здесь обучаются 153 ребенка в возрасте от трех до семнадцати лет.
— Педагогический коллектив составляют 70 человек, — рассказывает заместитель директора по учебной части Татьяна Николаевна Овчинникова. – Однако, кроме педагогических работников – учителей и воспитателей, — у нас заняты повара, медики, технический персонал, потому что здесь живут дети, и им нужен соответствующий уход: накормить, обеспечить чистую одежду, домашний уют в жилой зоне, следить за здоровьем.

— Дети живут в интернате постоянно?
— Местные после занятий уходят домой, а из городов и поселков области уезжают на выходные. Мы придерживаемся принципа, что ребенок должен общаться в семье, в обществе. Адаптировать маленького неслышащего человека в социум – это совместный труд педагогов и родителей, иначе должного результата не будет.
Оказывается, только 25 процентов людей с нарушением слуха рождаются с наследственной глухотой, остальные приобретают ее после перенесенных болезней (менингиты, отиты), механических травм.
— Конечно, родители испытывают шок, когда выясняется, что их малыш не слышит, — продолжает Татьяна Николаевна. – Поэтому мы работаем и с родителями: выводим их из стрессового состояния, объясняем, что если они будут только плакать и надеяться на специалистов, ребенок утратит возможность получить как можно больше от процесса обучения.

Актеры, танцоры, певцы

В КАБИНЕТ завуча заходит улыбчивая женщина.
— Художественный руководитель дома культуры Луганского филиала Украинского общества глухих Татьяна Лукаш, — представляет ее Татьяна Николаевна. – Недавно презентовала короткометражный фильм «Цена хлеба»; название красноречивое, согласитесь. В сценах практически все актеры — наши выпускники или ученики школы.

— Ваши дети играют в кино?
— А еще танцуют, поют, занимаются спортом. Мы даем возможность каждому ребенку заниматься, если он хочет. Кстати, третий год принимаем участие в республиканских спортивных соревнованиях среди инвалидов, которые проходят в «Артеке». У наших детей огромное собрание медалей и грамот за спортивные достижения, а Сергей Мазуро – наша гордость, легкоатлет, трехкратный чемпион мира, участник дефлимпийских игр (для глухих спортсменов).
В танцевальном классе просматриваем видеосъемку новогоднего утренника — китайский танец с веерами, веселая песенка-поздравление. Гибкость, точность движений, нежная пластика кистей рук и пальцев, передающих текст.
— Сложно поверить, что артисты не слышат музыку, верно? – спрашивает Татьяна Николаевна. – Наши педагоги учат чувствовать ее красоту, понимать.

Печальные стереотипы

– Татьяна Николаевна, какие языки изучают школьники?
— В учебной программе долгое время были только русский и украинский. Однако мы решили, что это не совсем правильно, и пошли на эксперимент. Договорились с руководством Восточноукраинского университета имени Владимира Даля, и сейчас десять учеников на базе филологического факультета довольно успешно овладевают английским.

— А какое будущее у ваших выпускников?
— К сожалению, в большинстве случаев им доступно только профессионально-техническое образование, рабочие специальности. Считаем: несправедливо. Потому что есть действительно способные, талантливые дети. Так, два года назад четыре выпускника поступили в университет, чтобы получить специальность «профессиональное образование и компьютерные технологии». Это стало возможным благодаря тому, что руководство вуза добилось введения ставки сурдопереводчика. В Луганском национальном педагогическом университете имени Тараса Шевченко наши выпускники учатся на факультетах физвоспитания и «Здоровье человека». Однако отсутствие сурдопереводчика в этом вузе вынуждает наших детей выбирать университет имени Даля.

— Такое отношение к организации обучения в вузах слабо­слышащих людей, скорее всего, связано со стереотипами общества?
— Стереотипы общества напрямую связаны со стереотипами, установленными государством. В нашей стране, и не только в нашей, глухие люди почему-то считаются инвалидами. А вот, к примеру, в Голландии они полноценные граждане. Если в Украине слабослышащие получают социальную помощь от государства, то в Голландии – социальное сопровождение: хочешь стать политиком, ученым – с тобой будут заниматься специалисты.

— Где готовят преподавателей для таких учебных заведений, как ваша школа?
— В Национальном педагогическом университете имени Михаила Драгоманова в Киеве. И это еще одна наша проблема, которая может вскоре возникнуть, — дефицит молодых учителей. В коллективе много пенсионеров: уйдут они завтра – заменить некем. Правда, в Луганском педуниверситете действуют курсы сурдопереводчиков, возможно, это спасет ситуацию. Однако надо понимать, что учитель – профильный специалист, и только знание дактильной азбуки не гарантирует его умения научить ребенка письму, алгебре, физике.

Луганск
Наталия МАКСИМЕЦ

06.02.2013

В Архангельской области прошла зимняя Спартакиада среди глухих спортсменов

Город Коряжма принимал участников IV зимней Спартакиады среди глухих спортсменов. Спортивные состязания проходили по лыжным гонкам, бег на коньках, ...

Телефон доверия для глухих заработал в Новосибирске

Инвалиды по слуху из Новосибирска, а также из других городов России и даже из-за рубежа могут воспользоваться уникальным «телефоном доверия», который с ...