ДН-Репортаж

Театр Мимики и Жеста: Бенефис Роберта Фомина: "Мой путь"

- Когда, когда это будет?
- Во сколько, во сколько это будет?
- Билеты в театре Мимики и Жеста на это уже продают?
- Что, бронировать можно на сайте театра? Дайте ссылку!
- Я ж тебе говорила, дорогой, застолби билеты! А ты: успею-успею! Нет больше билетов! Что ты мне говоришь? Что не может быть такого, что ещё целый месяц впереди? Нет, не купить уже билетов! Потому что это Роберт Фомин! Понимать надо! Вот Петя, муж моей подруги Люды, понимает! он уже месяц назад забронировал! А ты?

Вот такие разговоры с начала осени там и сям вели неслышащие москвичи, да и не только москвичи, в ожидании эстрадного шоу, которое готовилось в театре Мимики и Жеста в честь юбилея популярнейшего актёра и режиссёра ТМЖ - Роберта Фомина.

Ожидаемое событие грянуло 27 октября. Давно не видел театр Мимики и Жеста такого наплыва посетителей. У окошка кассы народ толпился уже за пару часов до третьего звонка, спешно выкупая забронированные билеты. Специально "на Роберта" прибыли зрители из различных регионов России, в том числе из Сочи и Хабаровска. А теперь прикиньте, где Сочи, где Хабаровск, а где - театр Мимики и Жеста? Вот что значит популярность…

Бенефис Роберта Фомина проходил в формате сценической автобиографии. Роберт и его коллеги выстроили своего рода таймлайн-шоу, где нашлось место ностальгии и мечтам, грусти и смеху, философии и бытовым неурядицам и - любви к Мельпомене, которая считается, напомним, музой театрального искусства. С помощью презентационного экрана публика как бы перелистывала семейный альбом, наблюдая за белорусским мальцом, шедшим от деревенской околицы к вершинам успеха.

Поскольку юбилейный концерт Роберта Фомина назывался "Мой путь", то, естественно, наилучшим образом к первому номеру программы подходила песня с голосом Иосифа Кобзона:
Я шёл, боль затая.
Смеялся я и горько плакал.
Промчалась жизнь моя -
Это был мой путь.
?

Не сворачивать с пути - это непросто! Но ведь под лежачий камень, как известно, вода не течёт. Рано или поздно упорство будет вознаграждено (ну, при наличии хоть какого-то таланта). Такую мысль доносил Фомин в шлягере Филиппа Киркорова:

Я не зря говорил: "Держись!"
И меня научила жизнь
Песни петь, и за это ей
Я теперь говорю "Спасибо!"

Озвучка речей и "артикуляционное суфлёрство" песенных номеров - задача диктора-переводчика Людмилы Левиной, а ритм танцевальных движений - за хореографом Юлией Чекмасовой.

Пожалуй, впервые за всю свою сценическую жизнь Роберт Фомин подвёрг себя такой добровольной нагрузке. Он ведь и режиссировал большинство моментов концерта, и вёл конферанс, и сам играл чуть ли не в каждом номере. И так три часа! Так или иначе, но в паузах между громом музыки и мелодиями песен артист рассказывал зрителям о себе. Делился и исповедовался.

Недавно Роберт с друзьями ездил на малую родину, устроив своего рода экскурсию по родным местам для товарищей. Один из них, женского пола, так проникся, что сочинил эссе о городе Несвиже. Эссе было записано в столбик, названо стихами, и, несмотря на речевые огрехи, получилось весьма трогательным. Его душевно продекламировала артистка театра Мимики и Жеста Алёна Молоснова:

Находится Несвиж в Беларуси.
Там, где озёра, поля и аисты.
В то время там правил
Род Радзивиллов…

Внимательно слушали гости рассказ Роберта о жизни своей глухой матери:

-…Лесник подобрал глухую девочку в лесу, порасспрашивал людей и привёл её в дом к родителям. Те заохали: "Коров должна была пасти, а тут пропала, мы её искали-искали!". "А почему она не учится в школе?" - строго спросил лесник. "Да как же ей учиться, она же глухонемая!" - ответил отец. "Экий ты отсталый, - возразил лесник, - ведь есть же школы для таких детей. Ближайшая в городе Новогрудок!" Отец не хотел новой заботы, но лесник пригрозил, что обратится к властям, если ребёнка лишат права на образование. Отцу пришлось посадить дочь в телегу и пару дней добираться до Новогрудка, где сразу отправился в школу для глухих: "Вот моя дочь, берите её в первый класс!" Директор школы воззрился на 10-летнюю девочку: "Какой первый класс? Вон она какая выросла. Поздно уже ей учиться. Не возьму!" Тогда отец подвёл директора к телеге и откинул полог. Директор увидел шматы сала, говяжью ногу, хлебные караваи, овощи - аж слюни потекли! Время-то было какое? Послевоенное, голодное! 47-48 годы! И директор согласился. Вот так моя мама стала учиться…

Для комфорта тех зрителей, которые сидели в дальних рядах амфитеатра был запущен проектор, и на большом экране отражалось крупным планом всё происходящее на подмостках. Так что ещё неизвестно, кому больше повезло - взявшим первые ряды в партере или оказавшимся вдалеке от сцены.

Ностальгические нотки завершились песней под фонограмму Стаса Пьехи "Город детства". И все увидели двух Робертов: нынешнего знаменитого актёра и тогдашнего несвижского пацана, роль которого сыграл юный артист Бронислав Скачков. Дуэт старого да малого умилил всех!

- Где-то есть город, тихий, как сон.
Пылью тягучей по грудь занесён.
В медленной речке вода, как стекло…
Где-то есть город, в котором тепло.
Наше далёкое детство там прошло...

Затем Роберт ударился в воспоминания о своей второй малой родине, где он состоялся именно как артист. Зигзагом судьбы когда-то Фомина занесло в столицу Алтайского края горд Барнаул, и именно там мечта стать спортсменом-профессионалом заменилась на страсть к театру, что и определило в дальнейшем планиду героя. Алтаю Роберт посвятил яркое попурри с отрывками тех песен, с которыми он блистал на барнаульской воговской сцене.

Думал ли Роберт Фомин, зажигая в Барнауле песней "Казанова" под голос Валерия Леонтьева, что повторит этот номер не где-нибудь, а на сцене самого театра Мимики и Жеста?

- В ноль часов двери лет распахнутся вдруг
Я войду, разорву ваш привычный круг
Уведу, украду чудо грешных рук.
Казанова!

Пожалуй, немало женщин в зрительном зале не отказались бы от того, чтобы их "соблазнял снова и снова Казанова!" Так думали и в далёком Барнауле, так теперь мечтают и в Москве!

Кстати, про Москву. По ходу концерта начались воспоминания о том, как завоёвывалась столица, как шла учёба в Институте искусств, как появлялись новые друзья… С сокурсницей из РГСАИ и коллегой по сцене ТМЖ Светланой Вакуленко был исполнен дуэт "Две звезды", озвученный Аллой Пугачёвой и Владимиром Кузьминым:

- В небе полночном, в небе весеннем
Падали две звезды.
Падали звезды с мягким свеченьем
В утренние сады.

Далее Фомин закончил институт и обосновался в театре Мимики и Жеста, которому верно служит уже 18 лет! А что было в первые годы его творческой деятельности на сцене ТМЖ? О, знаменитейшая уморительнейшая сценка "Дося"! Это, можно сказать, ещё непревзойдённая вершина творчества пары Роберт Фомин-Сергей Родин. Актёрам, должно быть, досадно: сколько разных миниатюр показывал этот дуэт на сцене театра Мимики и Жеста, но вот глас народа требует "Досю" и ещё раз "Досю"!

За месяц до фоминского бенефиса в соцсетях театра был запущен опрос: какую сценку вы хотите увидеть на вечере Фомина? С большим отрывом в опросе выиграл именно конфликт телерекламщика с простой русской бабой, которая, в конце концов, простыми словами (точнее простыми жестами) доказала, что простое хозяйственное мыло гораздо круче стирального порошка "Дося".

Кажется, "Дося" снова разлетится по интернету…

Мультимедийные технологии позволяют вытворять на сцене такое, что эстрада ХХ века и представить себе не могла. Разве бы раньше могли так наглядно изобразить видеотелефонный диалог под песню "Мобильная связь" от дуэта Дмитрий Капитонов-Елена Коган? И пара Роберт Фомин-Елена Бирюкова смотрелась отнюдь не хуже оригинала.

- Ты сeгoдня с утрa слёзнo мнe oбeщaл,
Пo xoзяйству рeшить всe зaбoты.
A тeбя дoмa нeт, гдe ты брoдишь, нaxaл?
Ты дaвнo мoг вeрнуться с рaбoты.
- Нo я жe в прoбкe стoю, нeлeгкo сaмoму
Прoяви xoть нeмнoгo учaстьe,
И, кaк тoлькo смoгу, я стрeлoй пoлeчу
Нa пoдмoгу тeбe, мoё счaстьe!

Елена Бирюкова ещё недавно была примадонной театра Мимики и Жеста, но убыла за границу, и смогла выступить лишь вот таким виртуальным образом. Таким же виртуальным манером Бирюкова поздравила Роберта с юбилеем, да не одна, а в компании своей новой бельгийской родни.

Одним из самых запоминающихся номеров концерта стала танцевально-песенная композиция "Чемоданчик", где Фомин в паре с Сергеем Семененко просто порвали зал:
- А ну-ка убери, а ну-ка убери,
А ну-ка убери свой чемоданчик.
- А я не уберу свой чемоданчик.
А я не уберу свой чемоданчик!

Номер завершился выходом кондуктора, который вытащил из пресловутого чемоданчика ещё один чемоданчик. Фомин пришёл в недоумение: на репетициях такого не было!

Оказалось, коллектив театра Мимики и Жеста - от осветителей и монтёров до дикторов и актёров - скинулся и приобрёл в подарок юбиляру раритетный патефон, зная любовь Фомина к старым виниловым пластинкам. Прибор был со смехом и шутками вручён ошарашенному и растроганному бенефицианту.

Перешли к делам семейным. Марина Фомина - не только супруга Роберта, но и костюмерша, и актриса театра Мимики и Жеста. Роберт ей петь не стал, а продекламировал стихотворение, которое нашёл в интернете:

…Своею половиной называть
Тебя несправедливо, я считаю,
Ты - целый мир, который не объять,
Тебя своей Вселенной называю.

Естественным образом тема любимой супруги перешла в рассказ о детях. У Роберта сын и дочь, о чём он и рассказывает в одноимённой песне с голосом певца-эмигранта советских времён Леонида Портного:

- Пусть у вас достанет сил идти по жизни легко,
Пусть вам дарит этот мир свою любовь и тепло.
Станете вы взрослей в памяти детских дней.
Будет в душе моей вечность жива…

Какой же юбилей без гостей? А в друзьях у Роберта - тоже медийные лица общества глухих. На сцене театра Мимики и Жеста зажигали звёзды иных регионов, которые у себя на родинах считаются звёздами ЖЯ-эстрады не меньше, чем сам Фомин в Москве. Получилось так, что московский зритель, благодаря бенефису Роберта, увидел лучшие номера нестоличных ЖЯ-певцов. С задорной песней "Другая логика" выступили супруги Савушкины Андрей и Анна из Нижнего Новгорода. Попела-пострадала одесситка Евгения Волошина с "белоэмигрантским" романсом "Чёрная моль".

Проникновенно исполнил "А мне бы встать" главный ЖЯ-певец Алтайского края Владимир Белов, а Лариса Овчиник из Краснодарского края немало повеселила шуточным "Письмом любимому". Корова тоже, если что, из Краснодарского края, точнее - из города Мостовой.

Самым неблизким другом героя - в географическом смысле! – оказалась Ольга Свионтковская, прибывшая из Хабаровска. Дуэт Свионтковская-Фомин лепсовской песней "Бай-бай" зарядил и без того восторженный зал дополнительной энергией! На заметку: Роберт задумал провести своё юбилейное эстрадное шоу ещё год назад. И это доказывается таким фактом: Свионтковская и Фомин ещё в 2017 году пересеклись на Сурдлимпиаде в турецком Самсуне, там и договорились выступить вместе на сцене театра Мимики и Жеста!

Когда дизайнер Гавриил Агуф вывел на сцену своих моделей в модерновых нарядах, то невесть откуда вылезла непонятная тётка в ещё более непонятном прикиде. Зритель не сразу сообразил, что так началась сценка "Возьмите меня!"

Раз-два - дурацкая одежда слетает, и одна из ярчайших ЖЯ-актрис Санкт-Петербурга Людмила Герман исполняет своеобразный пластический номер, доказывая, что ради Роберта готова на всё.

Как положено, гости-звёзды стали одаривать юбиляра. "Какой я был худоооой!" - воскликнул Роберт при виде подарка Евгении Волошиной.

Зрители, глядя на всё это, решили, что концерт закончен и можно вручать подарки. На сцену к Фомину побежал и стар, и млад с презентами наперевес. Вручение грозило затянуться, но паломничество удалось прервать, и концерт "Мой путь" продолжился.

- А что будет со мной лет через 15? - задумался Фомин, и - артист же - так живо представил себе это, что моментально состарился и чуть не упал немощным старичком. Но был поддержан коллегами и продолжил петь дальше "Когда мне будет 65" под фонограмму Олега Газманова.

Когда задумываешься о возрасте, то волей-неволей ощущаешь ход времени - как крутятся шестерёнки дней, как сыплется песок минут, как моментально испаряются капельки секунд… Об этом песня от поп-рок-группы "Братья Гримм":

- Старинные часы ещё идут.
Старинные часы - свидетели и судьи.
Когда я в дом входил, они слагали гимны
Звонили мне во все колокола…
?

Роберт не железный, ему надо выдохнуть за кулисами… Народ ничего не потерял - Сергей Родин неподражаем:

- Сначала она минут пять лупила меня по морде. Потом она снимала с меня застёгнутый пиджак и рубашку через ноги, а застёгнутые брюки - через голову. Потом она четыре раза протащила меня лицом по ковру, и я вдыхал, как пылесос. Так вот откуда на флюорографии пыль в лёгких и мелкий мусор!

Фомин не только поёт и играет, но и танцует. Танцевальную композицию под музыку Бруно Марса поставила слышащий хореограф театра Мимики и Жеста Юлия Чекмасова, которая и сама выступила в составе группы, и цветы от юбиляра получила.

Финал юбилейного вечера: песня "Я выбрал этот путь". Исполняют Роберт Фомин и голос Филиппа Киркорова:

- Я выбрал этот путь, чтобы сцене присягнуть,
Ей служить честно.
Выбрал этот путь, чтобы вас не обмануть.
Ни одной песней.
За семью ветрами, за семью морями,
Сердцем буду с вами, где бы ни был я!

Пошла вторая очередь поздравлений от друзей. Именной стул режиссёра - весьма импозантный подарок! Торт с горящими свечами вынёс ещё один иногородний друг Роберта - глава глухих города Твери Светлана Ибрагимова. Эксклюзивный торт действительно везли из Твери, поскольку дочь Ибрагимовой - кондитер и специалист по таким сладким сюрпризам.

- "Я корнями всеми врос в любимый театр Мимики и Жеста!" - признавался Роберт Фомин зрителям. И те, в свою очередь, желали любимому артисту, чтоб эти корни врастали и дальше.

Роберт Фомин выбрал верную дорогу, и великолепное юбилейное эстрадное шоу "Мой путь" - наилучшее тому подтверждение!

05 ноября 2018 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь