Общество глухих

Не могу молчать


Председатель Башкирского регионального отделения ВОГ,
автор статьи Геннадий Шаталов

Скажу сразу, что слух я потерял в возрасте десяти с половиной лет, и вот уже более шестидесяти лет полностью не слышу. Разговорная речь, приобретённая в детстве, сохранилась благодаря тому, что я следовал настойчивой просьбе матери: как можно чаще петь голосом те песни, которые я слышал в детстве. Будучи слышащим, я успел окончить четыре класса массовой средней школы, а когда оглох, в эту школу меня не приняли.

Жестовым языком овладел после того, как в 14 лет меня направили в школу для позднооглохших детей, которая находилась в посёлке Кошарово в 4 километрах от города Вышний Волочек Калининской (ныне Тверской) области. В этой школе учились не только позднооглохшие дети, но и слабослышащие и полностью глухие. Все мы не чурались друг друга, от них я и обучился «разговаривать руками».

Русский жестовый язык (РЖЯ) по научному теперь называют - «калькирующий». В школе многие преподаватели владели РЖЯ, благодаря чему я отлично их понимал и хорошо учился. Окончил школу с Похвальной грамотой, что позволило мне поступить без экзаменов во Владимирский авиамеханический техникум. В группе глухих студентов лекции нам переводила сурдопереводчик - Полина Семёновна Елисеева - бывшая блокадница Ленинграда.

Техникум окончил с «красным» дипломом и по распределению попал в город Уфу, где меня приняли на работу в конструкторское бюро моторостроительного завода. Затем без отрыва от производства я учился в Уфимском авиационном институте в группе со слышащими. К тому времени я был женат и имел слышащего сына.

Диплом защитил на «отлично». Позже в Уфу приехала корреспондент журнала «В едином строю» Тамара Тукузова, которая написала очерк обо мне. Мой сын с гордостью рассказывал ей, что когда я учился в институте, слышащие студенты приходили ко мне, глухому, домой с просьбами о помощи. Я никому не отказывал.

Почему об этом я пишу сейчас? Всем, читающим журнал «ВЕС» и сайт ВОГ, известно, что Госдума РФ утвердила «Конвенцию о правах инвалидов», а президент РФ (уже бывший) Д. Медведев её подписал. Следовательно, РЖЯ получит статус государственного языка! Только какой - «калькирующий» или «билингвизм»???

В марте этого года в Москве прошёл первый конкурс мастеров жестового рассказа. Теперь в Интернете можно посмотреть вживую их выступления.

Как преподнёс Виктор Паленный конкурс сторителлеров?..

Меня насторожило то, что этот конкурс пропагандирует не «калькирующий» РЖЯ, а именно «билингвизм». Даже такой умный и уважаемый мной человек, как Виктор Паленный, горячо пропагандирует «билингвизм» - «как язык субкультуры глухих людей». Я с ним категорически не согласен.

Мне кажется, что Виктор в своём выступлении сам себе противоречит! Почему он достиг в Обществе больших высот и уважения? А потому, что он в совершенстве овладел «великим и могучим русским письменным языком»!!! Не будь этого, не быть ему главным редактором журнала «ВЕС».

А сейчас он что пропагандирует? «...Американцы опережают Россию на 20-30 лет. Они начали борьбу за признание ЖЯ. Они дали культуру глухих. А у нас была попытка постановкой спектакля в ТМЖ «А у нас во дворе». Ранее ТМЖ ставил «классику». Это культура слышащих, а культура глухих - другая», - утверждает Виктор.

Я считаю, что не может быть отдельной культуры глухих. Культура слышащих - это культура народа, к которому и мы, глухие, принадлежим. Нас, полностью глухих, всего 0,1 % от проживающих на Земле людей. Как правильно заметила в своей статье Татьяна Перевалова («ВЕС», №4 за 2012): «Глухим необходимо не только уметь накарябать пару слов по-русски, но и обладать определённым культурным минимумом для общения со слышащим миром». А то, что пропагандирует конкурс сторителлеров, это примитив, а не культура. Это, по моему, то же, что зекам разговаривать по «фене».

Нас, глухих, вообще перестанут уважать в обществе слышащих, если мы скатимся до уровня «первобытных». Да, «калькирующий» РЖЯ труднее, но давайте посмотрим на факты: вот в Уфе глухой человек, не могущий «накарябать пару слов по-русски», сдавал экзамен на получение водительского удостоверения в группе с переводчиком. Переводчик заметила, что он не пишет ответов на экзаменационный билет. Подошла и спрашивает: «Что не пишешь»? На что получила ответ на «билингвизме»: «Я (указывает пальцем на себя) тебе (указывает пальцем на переводчика) заплатил (соответствующий жест). Ты (пальцем указывает на переводчика) и пиши (пальцем как бы пишет на бумаге)». Вот вам и культура глухих!

Я видел вживую спектакль ТМЖ «А у нас во дворе», видел и экранные «байки» Камышева. Главные герои - и Геннадий Митрофанов и Камышев - это люди с высшим образованием, отлично владеющие «калькирующим» РЖЯ. Они проговаривают губами то, что передают жестами, только иногда позволяют себе небольшую вольность вставлять «жаргонные» жесты глухих.

Мне довелось, не помню где, прочесть письма глухих выпускников дореволюционной школы Арнольда. Я был восхищён: какой слог, какая грамотность и стиль изложения, не говоря уже о каллиграфическом почерке!!! А ведь тогда в этой школе преподавали и на РЖЯ, отсюда и прочные знания.

Мне пришлось много общаться с глухими моего поколения. В глаза бросается большая разница в грамотности глухих старшего (моего) поколения и нынешних выпускников спецшкол для глухих. Раньше больше было глухих, умеющих грамотно письменно изложить суть просьбы, могущих самостоятельно написать простейшее заявление. Нынешним молодым людям это многим не под силу. Даже в заявлении на материальную помощь, списывая с образца, они умудряются вместо слова «председателю» написать «предателю».

А сейчас в спецшколах для глухих запрещено преподавание на РЖЯ, делается упор на овладение глухими разговорной речью. Но многие выпускники спецшкол для глухих не владеют ни разговорной речью, ни письменным русским языком в необходимом объёме. Почему так? Я читал воочию инструкцию для врачебной комиссии (ВТЭК-МСЭК), которая устанавливает группы инвалидности. В инструкции указано: «...если глухой человек владеет разговорной речью, то он не может считаться инвалидом...». То есть пенсия по инвалидности ему не полагается! Неужели глухие ребята знают про эту инструкцию и специально не желают осваивать разговорную речь, чтобы не лишиться пенсии? Конечно, нет! Просто без жестов сложно объяснить глухому учебный материал, значение незнакомых слов.

Недавно посмотрел в интернете, как проводился конкурс глухих иллюзионистов в Финляндии. Там все ведущие программы не проговаривают жесты губами, как у нас. Неужели Виктор Паленный хочет, чтобы и у нас в России так же было?

Я много путешествовал по миру, был в США, Англии, Испании, Турции, Германии... и воочию убедился, что выходцы из бывшего СССР, проживающие ныне в этих странах и в совершенстве овладевшие РЖЯ, на котором в своё время переводили программу «Время» по ТВ - Н. Квятковская, Т.Котельская, М. Гурина, Е. Ильина и другие, после освоения ими государственного языка страны пребывания, становятся преподавателями для глухих той страны.

Теперь, когда Конвенция по правам инвалидов утверждена, какой язык глухих будет признан государственным?

«Калькирующий» РЖЯ, диски с которым, благодаря бывшему редактору журнала «ВЕС» В. Куксину, массово распространены в Обществе глухих, или бессловесный «билингвизм», который показали на конкурсе «мастера жестового рассказа»?

Если за первый вариант - я «ЗА»!

Давайте поспорим. В споре рождается истина. Ведь нам жить не среди своих, а в среде слышащих людей, которых 99,9 % населения Земли!!!

Геннадий Шаталов
http://www.voginfo.ru/

29 июня 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 03.07.2012 13:14
Правильный и грамотный -- это калькирующий РЖЯ!
Пользователь
Гость 03.07.2012 16:26
Я тоже исключительно ЗА -«Калькирующий» РЖЯ! А Виктор Паленный уже даже и не может разговаривать на «Калькирующем» РЖЯ как это было у него после школы №30, которую он имел счастье закончить, деградация на лицо!
Пользователь
Гость 03.07.2012 18:13
Браво! Лет 10 назад или чуть меньше в Москве был семинар для переводчиков, там выступал Виктор Паленый. Нас переводчиков шокировала фраза "Нам не нужены ваши красивые грмотные жесты". Тогда ещё очень эмоционально выступала на эти слова преподаватель из МРЦ Татьяна Сирота. Ну не нужны так не нужны. То что мы имеем сейчас среди неслышащей молодёжи это не язык-это сленг. А зачем сленг признавать государственным. А то что глухие старшего возраста на голову выше по грамотности нынешней молодёжи-это правда. И разговаривают они правильно и красиво. И печально становится от мысли, что со старшим поколением уйдёт Русский Жестовый Язык. И будем мы разговаривать как Американцы - махать руками словно зарядку делать.
Пользователь
Гость 04.07.2012 21:47
Ответ для "Гость 03.07.2012 18:13".
Никто из нас, из глухих, слабослышащих, переводчиков никогда не придет к единому мнению и не ответит однозначно какой же должен быть ЖЯ? А почему? Да потому, что мало кто занимается исследованием и если это есть, то практически не достать материалы. Они не для широких масс, в вузах вообще их не преподают или ну, самый минимум, который сводится к обучению дактиля и ХВА (на жестовом переводе: хватит). А, вам, уважаемая гостья, хочу сказать, как переводчику,вы трактовали абсолютно не то о чем говорил Паленный. Именно "красивыми грамотными жестами" легче всего говорить и обучиться,а вот перевести "речь" глухого, так на такое не многие способны. А разве это не часть вашей профессиональной работы? Или надо глухому подстраиваться под переводчика? Вот о чем говорил Паленный надо в совершенстве знать язык на котором говорят глухие, а не на котором работаете вы, переводчики.
Пользователь
Гость 04.07.2012 23:55
Идиотизм какой-то, если не дурдом. Я в шоке.
Пользователь
Гость 05.07.2012 00:02
Короче, из глухих делаем слабослышащих и учим их русскому языку. Вполне вероятно, что сами переводчики способствуют безграмотности глухих. А почему бы и нет?

"надо в совершенстве знать язык на котором говорят глухие, а не на котором работаете вы, переводчики."

Вот вам и результат, почему глухие не владеют грамотой.
Пользователь
Гость 05.07.2012 12:35
Гостю 21:47. А Вы на этом семинаре были? А давайте мы переводчики обратный перевод будем переводить так есть. Например "Почему красивый нет".
Пользователь
Гость 05.07.2012 13:39
Гость 05.07.2012 12:35
Это уже естественная морфология ЖЯ, отсюда и следствие полной безграмотности глухих по русскому языку.
Пользователь
Гость 06.07.2012 19:20
Раньше таких, которые говорили на "билингвизме" называли малограмотными. Дожили, нас призывают быть малограмотными.Извините уважаемый гость 21:47 не легче всего научиться красивым и грамотным жестам. Их просто нет красивых и грамотных.Есть то КАК мы говорим.
Пользователь
Гость 08.07.2012 02:54
Мои уши и руки вянут, читая всю эту дискуссию. Если не лень - сходите vkontakty - да, да в группу ЦОГиЖЯ. Никогда не забуду восхитительный шедевр Сироты на той самой конференции ПЖЯ. Эти слова не устаю цитировать, как типичный случай патерналистского подхода и полного отсутствия знания о структуре, грамматике,правилах РЖЯ. Слова такие: \"Нельзя опускаться до уровня глухих, мы, переводчики, должны подтягивать глухих до своего уровня\"! Очень хорошо помню достойные ответы Паленного и Чаушьяна. Не могу сказать, когда еще посмотрю вашу дискуссию - что-то неинтересно тут.
Пользователь
Гость 08.07.2012 09:09
Она не говорила "Мы переводчики" и "Должны подтягивать до своего уровня". Татьяна Сирота не переводчик, она преподаватель. Татьяна Сирота интеллигентный человек и никогда не позволит себе таких высказываний, унижающих достоинство глухих.
Пользователь
Гость 18.07.2012 18:28
Если Шаталов на склоне своих лет так высказался об ествественном языке глухих, отрицая его, значит зря прожил свою жизнь, зря трудился на "благо глухих". Зря. Что вызывает жалость у меня. :(
Пользователь
Гость 19.07.2012 12:08
Молодец Шаталов, который высказал о культуре жестового языка. А то что допустили (редакция ВЕС совместно с Театром мимики и жеста)на "первом" конкурсе, у некоторых рассказчиков был жаргон!Просто стыдно!
Пользователь
Гость 21.07.2012 20:38
Хорош тот язык,который понятен собеседнику.Почему глухие больше предпочитают переводчиков из семьи глухих?Да потому,что они могут переводить и на калькирующем,и на билингвистическом-смотрят какой яык глухой лучше поймёт.Не вижу ничего плохого,если человеку предпочтительнее билингвизм!Многие когда общаются,даже совмешают и тот и этот язык.Я сама могу общаться и на калькирующем,и на билингвистическом.
Пользователь
Гость 21.07.2012 20:53
Почему-то многие считают,что раз слабослышащий,значит грамотный!Как-то раз справляла свой день рождения,пригласила глухих и слабослышащих друзей.Ко мне в это время зашла поздравить слышащая сестра,села со мной за стол.Смотрю на неё,а у неё глаза вытаращены.Думаю,наверное салаты пересолила или ещё что.Минут через 20 стала собираться уходить,я у неё в коридоре спрашиваю что было не так?А она мне говорит:хорошо,что не слышишь,эти слабослышащие так не грамотно говорят,да ещё орут,лучше бы как глухие общались,позора бы меньше было!А вы пишете"глухих делаем слабослышащими и учим их русскому языку".Да слабослышащих самих надо усиленно учить русскому языку!!!(я это для гостя 05.07.2012)
Пользователь
Гость 26.03.2013 18:56
Жестовый язык-самый древний на Земле.Он существует примерно 2,5-3,0 млн лет.А звуковой язык появился сравнительно недавно примерно не более 50 тысяч лет тому назад.Значит,ЖЯ-праязык звукового языка и надо его уважать исторически.ЖЯ-достояние всех народов и всех времён.ЖЯ глухих России-наша гордость!Он должен быть достоин государственного и общественного внимания и должен всячески поощряться повседневно.
Пользователь
Гость 26.03.2013 19:42
Не согласен с последним мнением, что жестовый язык -это самый древный на Земле. Это переходит в области пропаганды и агитации в пользу ЖЯ. Действительно, ЖЯ необходим для инвалидов по слуху как единственный метод общения, то есть для тех инвалидов, которые не могут и не имеют возможности вести устную речь. Но вы забываете самое главное, дорогой, что многие инвалиды по слуху родились в слышащих семьях. К сожалению,мы наблюдаем печальную картину, когда глухие не могут написать на своем родном русском языке. В области истории человеческой цивилизации- откуда у вас данные, что звуковая речь появилась где-то 50 тысяч лет тому назад. Ваша фраза - "ЖЯ -достояние всех народов и всех времен". Вы когда последний раз ходили медицинское обследование?
Пользователь
Гость 26.03.2013 20:47
Хотел бы гостью 26.03.17:56. Добавить еще информацию для размышления. Вы указали в топике, что жестовый язык существует примерно 2,5-3,0 млн. лет. Но вы забываете одну существенную деталь: это период когда надо было все время выживать, глухие мартышки погибли если бы они увлеклись передавать информацию на жестовом языке.
Пользователь
Гость 26.03.2013 21:13
В северной Ирландии утвердили ЖЯ,как второй государственный язык.МЫ НА ОСНОВЕ на ЖЕСТИКУЛЯЦИИ ЯЗЫКА ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ В СРЕДЕ СЛЫШАЩИХ ЛЮДЕЙ...ОНИ БЫСТРО ВОСПРИНИМЮТ В ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯЯХ В РАБОТЕ.
Пользователь
Гость 26.03.2013 21:20
Я лично работаю в нормальном обществе крупной компании за пять лет можно завоевать авторитет,когда будут меня знать....в связи правильного алгоритма мышления....
Пользователь
Гость 27.03.2013 06:53
"В северной Ирландии утвердили ЖЯ, как второй государственный язык"- очень интересная информация. А вы нам законодательные документы здесь покажите о принятии в Ирландии ЖЯ, опишите весь этот процесс. И главное на каком умственном стадии находятся сами глухие данной территории (умеют ли они писать на родном языке,какое у них обучение, где обучают, какие у них специальности и т.д.) А эта ваша фраза похоже на крик "говорящей мартышки"
Пользователь
Гость 27.03.2013 07:31
"Говорящие мартышки" быстрее выживают в нашей среде,которые усвоили требование слышащих в понимании.Автор статьи просто в...
Пользователь
Гость 27.03.2013 09:08
Теперь понял!Виктор Паленный,кто ВЫ на самом деле...,как Березовский разрушает частичку от общего мира.
Пользователь
Гость 27.03.2013 14:53
А вот и не угадали. Мартышки выживают, потому что они быстро размножаются и и среда их обитания не доступна человеку,это она их положительная сторона, другая их положительная сторона, уважаемый, вы указали абсолютно верно, они умеют приспосабливаться к любой следе, ведь ведь сам человек разумный появился, к сожалению, на много позже нашим мартышек. Но они передавали в случае опасности звуковые сигналы, а не передавали с помощью жестов. Я ,к великому счастью, не Паленный...
Пользователь
Гость 27.03.2013 14:56
А вообще-то мартышки в Азии считаются деликатесом, уважаемый "Автор статьи просто в...".
Пользователь
Гость 27.03.2013 17:46
Читайте внимательно следующее:
Статья 68 Конституции Российской Федерации:
"1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык."
Все.Точка. Идите все по домам.
Пользователь
Гость 28.03.2013 09:28
Инвалиду по слуху- прямой русский язык,а остальным авторам статьи в...!
Пользователь
Гость 28.03.2013 10:15
На сегодняшний день необходимо поднять вопрос о назначении на должность главного редактора журнала "ВЕС" уважаемого всеми нами В. Куксина. Уваажаемый и дорогой В.Куксин приглашаем вас на эту должность. Все ждут вашего согласия.
Пользователь
Гость 30.03.2013 14:43
Светлые силы Космоса высадились во всех странах планеты!
Белые силы космоса освобождают людей Земли от паразитической системы!!!
Космические Силы переселяют паразитов, имеющих человеческое обличие на другие планеты!
Границы Славяно-Арийской Империи возвращаются!!!Государствам предлагается принять добровольно программу уничтожения от паразитической системы в той форме, как она проводится и будет продолжена до полного возрождения разумной цивилизации Земли!!!

Иерарх объединения Белых цивилизаций Космоса.
30 марта 2013года 3 часа утра

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь