Общество глухих

Валерий Рухледев выступил на выездном заседании Совета по делам инвалидов

28 мая президент Всероссийского общества глухих Валерий Рухледев выступил на выездном заседании Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совет проходил в здании государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 44». Были обсуждены проблемы и перспективы инклюзивного образования детей-инвалидов школьного возраста.

В заседании приняли участие Председатель СФ ФС РФ Валентина Матвиенко, сенаторы Валерий Рязанcкий и Валентина Петренко, представители Правительства Москвы, Президент ОООИ ВОГ Валерий Рухледев, руководители различных общественных организаций и эксперты от научного сообщества.

По итогам заседания были приняты Рекомендации, которые лягут в основу изменений и дополнений в действующее законодательство в сфере образования.

Предлагаем вашему вниманию текст выступления Валерия Рухледева, где президент ВОГ затрагивает проблемы и перспективы инклюзивного образования детей-инвалидов школьного возраста.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены Совета!


Как мы знаем, Конвенция ООН о правах инвалидов и законодательство Российской Федерации закрепляют право инвалидов, в том числе детей-инвалидов на получение образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

В сфере образования инвалидов по слуху наиболее важными являются положения Конвенции о том, что государства-участники должны:

- содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

- обеспечивать, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию;

- принимать надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе инвалидов, владеющих жестовым языком, а также для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Всероссийское общество глухих, с одной стороны приветствует развитие инклюзивного образования, но с другой стороны считает, что без создания соответствующих условий в общеобразовательных школах, без наличия и подготовки соответствующих кадров, пропагандировать обучение детей с недостатками слуха в массовых школах преждевременно.

В этом направлении необходима большая подготовительная работа. Работать с классом, где есть ребенок, имеющий специальные образовательные потребности, должен педагог, который прошел курсы повышения квалификации и имеет консультативную поддержку со стороны специалистов в данной области. В условиях инклюзивного обучения для ребенка-инвалида необходимо разрабатывать индивидуальную учебную программу, индивидуальный учебный план, а при необходимости, его должны сопровождать квалифицированный воспитатель или социальный педагог, в том числе со знанием русского жестового языка. Такое станет возможным, если, следуя мировому опыту, в каждом районе, на каждой территории будут созданы образовательные ресурсные центры, предоставляющие услуги соответствующих специалистов для педагогического персонала образовательных учреждений, детских садов и школ и для детей-инвалидов, которые обучаются в школах данной территории.

Также необходима подготовка специалистов по организации инклюзивного обучения на базе среднего и высшего профессионального образования, что влечет за собой необходимость изменений в тарифно-квалификационном справочнике, либо необходимость углубления программ подготовки специалистов (бакалавров, магистров), так как в настоящий момент в типовых штатных расписаниях образовательных учреждений не предусмотрены ставки специалистов в сфере инклюзивного образования - социальных педагогов, тьюторов и иных специалистов.

Нормы об инклюзивном образовании, прописанные в законодательстве, не будут работать без четкого механизма их реализации, созданного на уровне субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в каждом конкретном случае вопрос инклюзивного образования может решаться в индивидуальном порядке. Если ребенок с нарушением слуха хорошо подготовлен, имеет навыки общения, то по желанию родителей он может обучаться в массовой школе - но только при наличии в ней специальных условий.

С другой стороны, мы глубоко убеждены в том, что как форма обучения, специальные коррекционные школы, уже имеющие профессиональные кадры, современное оборудование и большой практический опыт, должны остаться и развиваться. Должны совершенствоваться методики получения образования детьми с нарушениями слуха, поддерживаться новые направления, в том числе билингвистическое обучение с равноправным использованием русского языка и русского жестового языка. У родителей и детей-инвалидов должно быть право выбора - в какой школе, и в какой форме получать образование, в зависимости от индивидуальных особенностей и интересов ребенка.

Выражаем надежду на то, что реализация норм Конвенции о правах инвалидов и процесс совершенствования действующего законодательства, будут не только способствовать широкому обсуждению вопросов доступа людей с инвалидностью к образованию, но и практической реализации права инвалидов на образование с учетом их потребностей.

Спасибо за внимание!

Для справки

В настоящее время в России насчитывается 175 специальных (коррекционных) школ I и II вида для глухих и слабослышащих детей. В них обучается свыше 15 000 человек. Практически все школы функционируют не менее 50 лет, а некоторые отметили 70-ти- и 80-тилетие своей деятельности. За этот срок специальными школами накоплен богатый опыт работы с детьми. Постоянно совершенствуются методы учебно-воспитательной и слухоречевой работы с учащимися.

В области профессионального образования, в различных регионах Российской Федерации, прием на обучение лиц с нарушением слуха осуществляют 11 ВУЗов и 22 средних специальных учебных заведения.

ВОГинфо.ру
http://www.voginfo.ru/


31 мая 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 14.06.2012 10:36
В них обучается свыше 15 000 человек. А шо так много?

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь