Дети, для которых тихий час — не сон, а вся жизнь
Мы каждый день слышим тысячи и тысячи звуков, и многие из них нас раздражают. А если бы их не было? Если бы нас окружала тишина или лишь приглушенные отголоски? Для воспитанников одной из череповецких школ это не фантазия, а реальность.
Подарки к празднику — обычные и особые
«...У меня уже давно нет родителей, и обо мне заботится только моя школа. Я хочу поблагодарить за подарок — слуховой аппарат. Я люблю носить слуховой аппарат, выключаю и снимаю его только ночью. Мой старый аппарат ломался много раз. Когда он был в ремонте, я плохо слышала речь учителей и ребят, многого не понимала, переживала. А теперь у меня будет два аппарата. Ваш подарок я буду носить постоянно, а старый оставлю про запас. Я буду очень беречь новый аппарат».
Автор этого письма — Ольга Пушкова, воспитанница череповецкой школы-интерната для детей с нарушениями слуха. Шестеро учащихся этой школы из числа сирот и оставшихся без попечения родителей получили новые слуховые аппараты известной фирмы «Siemens» — простые в эксплуатации и одновременно очень надежные. А сделало такой подарок ребятам руководство ОАО «Северсталь».
Еще педагоги школы-интерната рассказали нам об одном удивительном человеке, который под Новый год пришел к ним и предложил организовать подарки для малышей. Не политик, не бизнесмен, а просто сотрудник предприятия «Облпромавтоматика» Сергей Беличкин. Ребята вместе с педагогами написали письма Деду Морозу, в которых рассказали о том, какие подарки хотели бы получить. Сергей взял письма и отнес на предприятие, и силами всех сотрудников подарки были приобретены.
— Подарки замечательные, — вспоминая, улыбается Елена Кузнецова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. — Огромные мягкие игрушки, очаровательные куклы, многофункциональные конструкторы. Причем подарки были именные, каждый ребенок получил то, о чем мечтал.
На новогоднем празднике один из учеников, третьеклассник Егор Данилов сказал своей маме:
— Дед Мороз хоть и старый, а не забыл про наши подарки.
Десятилетняя Женя Михеева попросила у Деда Мороза елочку и действительно получила нарядную пушистую красавицу. И это не единственный подарок, который порадовал девочку в этом году.
Дети как дети
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида для детей с нарушениями слуха сегодня 81 обучающийся, в том числе десять детей, являющихся сиротами или оставшихся без попечения родителей. В школу-интернат принимают малышей с трех лет, а средний возраст выпускников 19 — 20 лет. По окончании 11-го класса ученики получают основное общее образование. Среднее (полное) приобретается уже по желанию, для этого нужно окончить 12 и 13-й классы. В этом году таких желающих нет, а вот на следующий год их пятеро.
Эта школа-интернат — единственное в своем роде учреждение в нашей области, здесь учатся дети со всей Вологодчины. Часть ребят (те, кто живет в Череповце, таких примерно треть) после занятий уходят домой. Часть детей уезжают домой на выходные и каникулы. Но некоторые остаются в школе постоянно.
Трудно ли работать с такими детьми? Услышав вопрос, педагоги переглянулись...
— Нет, — ответила Надежда Кузнецова, заместитель директора по воспитательной работе. — При желании даже молодые педагоги осваивают специальные методики обучения и воспитания неслышащих детей.
К слову, весь персонал учреждения (учителя, воспитатели, технические работники и т. д.) насчитывает более ста человек.
Дети здесь встают в семь утра, младшие ложатся спать в 20.00, старшие — в 22.00.
Нас повели в дошкольную группу. Тихий час только что закончился. Воспитательница как раз помогала детям одеваться. Любовь Мошкина тоже удивилась вопросу о том, трудно ли работать с детьми, имеющими проблемы со слухом и в большинстве случаев, как следствие, — с речью.
— Дети как дети, — пожала плечами женщина. — Совершенно обыкновенные. Проблем с ними особых нет, даже когда спать надо укладывать. Книжки им показываю, картинки.
На занятиях и с малышами, и со старшими педагог проговаривает все слова четко и немного замедленно, вместе с тем используя дактилологию (форма речи, при которой слова воспроизводятся с помощью пальцев рук). Не в последнюю очередь благодаря этому многие дети прекрасно умеют читать по губам.
Например, десятиклассница Екатерина Опахина. Не нужно пытаться докричаться, не нужно жестикулировать. Достаточно говорить внятно и не очень быстро. Катя, кстати, поет в своеобразном хоре — в кружке жестовой песни. Из названия понятно, что дети здесь, напевая, используют и слова, и жесты. Но как, наверное, непросто, имея проблемы со слухом, попадать в музыку.
— Они же чувствуют вибрацию, многие частично слышат музыку, — объясняет руководитель клуба Людмила Теконина. — При затруднениях заучивают такты.
Любимое музыкальное произведение Кати — песня «Гадалка» из фильма «Ах, водевиль, водевиль...». Помните — «Ну что сказать, ну что сказать? Устроены так люди...»
Еще один десятиклассник — Максим Кравцов. Бронзовый призер 1-й Всероссийской летней спартакиады по настольному теннису в Москве. И участник Международного фестиваля по настольному теннису «Старая крепость» в Одессе. Теннисом школьник увлекся пять лет назад. О других видах спорта тоже не забывает.
— Занимаюсь волейболом, раньше — баскетболом, плаванием, футболом, легкой атлетикой...
— А ты уже думал, кем станешь после школы?
— Пока нет. Наверно, буду в Петербург поступать, по спорту. Хочу быть тренером. Или стану программистом. В компьютерах тоже хорошо разбираюсь.
Закончив разговаривать с нами, Максим подошел к своим друзьям и стал что-то рассказывать, оживленно жестикулируя. Особенно старательно объяснял что-то девушке в белой кофте.
— Это Валерия, — тихонько шепнула Надежда Константиновна. — Они дружат.
— Просто дружат или дружат именно как юноша с девушкой?
— Как юноша с девушкой.
— А как вообще в школе у мальчиков с девочками отношения складываются?
— Знаете, они все очень трогательно друг к другу относятся. Бережно. Никакой грубости. Заботятся друг о друге, подарки дарят.
— Пожалуй, в том, что у наших ребят несколько ограничен круг общения, есть некоторые плюсы, — задумчиво говорит Лидия Посадская, исполняющая обязанности директора школы-интерната. — Как правило, они не перенимают от общества то дурное, что в нем есть. Как пример: у нас в школе нет ни одного курящего. И практически все дети увлекаются спортом.
Ребята могут найти себе занятия и помимо спорта и музыки: здесь работает несколько кружков, студий секций, например, шахматный кружок, студия цифровой фотографии, биологический кружок, кружок рукоделия и т. д. Для детей устраивают экскурсии — они ходят в череповецкие музеи, ездят в другие города (не так давно группа побывала в Ярославле). Регулярно устраиваются встречи с учащимися других образовательных учреждений.
Есть и такие ребята, чьи родители когда-то учились здесь. А некоторые из бывших учеников сейчас работают в школе. Яркий пример обоих случаев — Алексей Мельник. Его дочка сейчас в дошкольной группе, сам он ведет в школе-интернате шахматный кружок «Белая ладья».
— А кем становятся дети после школы? Куда едут учиться?
— В основном уезжают в Челябинск, Тулу, Владимир, Павловск, — говорит Лидия Александровна. — Некоторые получают образование в Грязовце, Рыбинске. Становятся токарями, малярами, девочки — портнихами, модельерами. Многие из учеников трудоустраиваются сразу после окончания школы, в том числе идут работать на наш завод.
— Вы поддерживаете связь с выпускниками?
— А как же. К тому же сами ребята нашу школу любят и приезжают к нам, когда у них есть возможность.
Школа по праву гордится своими выпускниками. Расскажем о некоторых из них.
Руслан Сейткереев (обучался в школе-интернате с 1990 по 2003 год) — неоднократный победитель и призер первенств и чемпионатов России по футболу среди инвалидов по слуху. В 2009 году в составе российской команды на ХХ Сурдлимпийских играх в Тайване завоевал серебряную медаль. Руслану Сейткерееву присвоено звание заслуженного мастера спорта, он стал лауреатом городской спортивной премии «Путь к Олимпу», а в 2011 году — победителем чемпионата Европы по футболу среди инвалидов по слуху. А начиналось все с городских и областных соревнований, на которых Руслан начал выступать с 10-го класса, притом это были соревнования не только по футболу, но и по волейболу, лыжным гонкам, плаванию.
Сергей Окунев (обучался с 1991 по 2001 год) со второго класса участвовал во всех школьных спортивных соревнованиях, неоднократно становился победителем или призером в различных видах спорта. В 2009 году в составе сборной команды России по футболу стал победителем Сурдлимпийских игр в Тайване. А в 2001 году — серебряным призером чемпионата Европы среди инвалидов по слуху. Также награжден городской спортивной премией «Путь к Олимпу».
Справка.
Краткая история МБОУ «Специальная школа-интернат I вида»
В нашей области школа для глухих детей открылась в 1936 году в Кириллове, в помещениях монастыря. За восемь лет учащиеся получали образование в объеме пяти классов. Педагоги осваивали все новые методики и системы обучения. В 1998 году учреждение перевели в Череповец. С 1991 года школа-интернат является базовым учреждением ЧГУ, здесь проходят практику студенты кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. С 1992 года открылись группы для дошкольников. В 2008-м школа победила в областном конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2009 году школе присвоен статус инновационной площадки при департаменте образования Вологодской области.
Елена Бжания
http://www.35media.ru
Напишите комментарий