Общество глухих

Дорога в мир звуков

Это — Дом, в котором живут, учатся, обретают себя ребятишки, имеющие проблемы со слухом, и который в официальных документах называется РГОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов”.

Я НЕ СЛУЧАЙНО написала слово “дом” с заглавной буквы. Потому что для 117 ребятишек в возрасте от 4 до 14 лет это действительно Дом, где о них по-настоящему заботятся, помогают выстоять в беде, радуются их успехам и просто любят. Ведь это так важно для маленького человека — знать, что он не обуза, он любим, что никто на него не закричит, не ударит, не будет дразнить обидными словами. Может, поэтому большинство ребят с неохотой уезжают домой.

Из 117 воспитанников только у 20 процентов есть мама, папа и нормальные домашние условия. Трое — полные сироты, семеро имеют опекунов. Остальные — из неполных, а часть — из так называемых проблемных семей. Как, например Вероника, которая в “нагрузку” к проблеме со слухом поступила в школу с дополнительным диагнозом — ДЦП. Сегодня она ходит самостоятельно, в том числе благодаря усилиям бабушки. Или Сережа, который в свои 13 лет (а именно в таком возрасте его привезли в школу, забрав у родителей — алкоголиков) не умел ни читать, ни писать. Сегодня он — выпускник, гордость коллектива. У мальчишки оказались поистине золотые руки. А теперь представьте, что было бы с этими ребятами, не попади они сюда, в теплый Дом!..

Здесь все дышит любовью и заботой. Начиная от уютных, чистеньких спален с плотными, темными портьерами на окнах. “А как же иначе? — объясняет директор школы Лариса Васильевна Тыльченко, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Республики Хакасия, награжденная в 1998 году орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени. — Сейчас дети в летнем пришкольном лагере. Это спальня малышей, им же после обеда обязательно поспать нужно. Зима придет — повесим светлые шторы. А вообще надо многое поменять: шторы, картины на стенах, тумбочки, это же дети, им надоедает однообразие”. Здесь никто ничего не портит и не пачкает, ребята знают, что это их дом.

— Недаром говорят, что слепой отгорожен от вещей, а глухой — от людей, — говорит Лариса Васильевна. — И главное в нашей методике — индивидуальный, личностный подход к каждому ребенку. Это ведь только беда у детей одна, а так они все разные. Поэтому учебные программы не определяют, кто лучше — Саша или Маша. Нам важно другое: насколько Саша сегодняшний лучше Саши вчерашнего и каких успехов можно ждать от Саши завтрашнего. Такая система наглядно показывает, как развивается интеллект ребенка, как он продвигается в своем развитии.

Поступают они к нам с разной степенью болезни, хотя больше половины, как говорят врачи, “тотально глухие”. И все равно это не окончательный приговор. Только в этом году десятерым нашим воспитанникам сделали в клинике Санкт-Петербурга кохлеарную имплантацию. Еще несколько человек готовится к подобной операции. И тут надо сказать огромное спасибо нашей республиканской власти: министерству здравоохранения и министерству труда и социальной защиты. Именно они “пробили” через минздрав России выделение средств. А деньги немалые: миллион рублей стоит непосредственно сама операция, более 400 тысяч — имплантат. Но вы представьте, какое это чудо, когда ребенок из окружающей его постоянной тишины вдруг попадает в мир звуков…

В этой школе работают 80 человек. Наряду с учителями начальных классов и обычными предметниками с ребятами занимаются сурдопедагоги, дефектологи, логопеды, слуховики, речевики. И учебные классы здесь тоже не совсем обычные. В слуховом кабинете кроме мебели и огромного плазменного телевизора стоит пианино. А на стеллажах — арфа и клавесин, барабан и маракасы, набор колокольчиков (от солидного, размером с литровую банку до крохотного), игрушки-пищалки. Для обучения тех ребят, у кого проблемы со слухом серьезны, используются специальные аппараты “Соло”, “Эхо” и другие. В фонотеке — диски, на которых записана 1000 (тысяча!) отличных друг от друга звуков. Каждому звуку соответствует отдельная картинка, которая тут же транслируется с компьютеров на монитор телевизора.

— Знаете, — продолжает Лариса Васильевна, — иногда кажется, что природа, лишив наших ребятишек возможности слышать, щедро наделила их другими дарованиями. Только это дарование нужно увидеть и развить. Чтобы ребенок, уходя от нас в самостоятельную жизнь, имел, как говорят, дело в руках, чтобы он был профессионально востребован.

...В компьютерном классе, которому, кстати, могут позавидовать даже элитарные школы, группа девчонок под руководством молодой учительницы (в этой школе вообще много молодых) работает над составлением … портфолио. На каждого ребенка. Вносятся его данные, какие успехи, какие награды. В будущем оно обязательно пригодится.

Оборудование для этого класса поступило по президентской программе. А еще несколько компьютеров предназначены исключительно для малышей. Пусть играют и одновременно учатся. Кстати, эти машины школе подарила республиканская прокуратура по инициативе Николая Николаевича Макеева. Шкафы с “подсветкой” в кабинете физики тоже подарок: от Хакасского регионального отделения партии “Единая Россия”.

В школьный спортзал, кстати, оборудованный фирменными “Кетлерами”, шустро вбегает стайка ребят. И вдруг я слышу нормальную, бойкую речь. В ответ на мой недоуменный взгляд Лариса Васильевна улыбается:

— А это тоже наши, из школьного лагеря “Багульник”, шестой сезон работаем. Уже на второе лето стали приходить родители из близлежащих домов: “Возьмите ребенка!” Теперь с каждым годом желающих все больше, даже приходится отказывать. И ни разу не было случая, чтобы кто-то кого-то обидел или унизил. А наши уж тем более понимают, что они здесь хозяева, а приходящие — гости. Дружат, носятся вместе, играют. Вот, скажем, отмечаем день рождения тех “своих”, кто родился в июне. Что же, мы не пригласим всех к столу? Я считаю, что такое общение на равных просто необходимо. Нельзя маленькому человеку замыкаться в своем безмолвии.

В заключение прошу Ларису Васильевну рассказать о двухмиллионном гранте, полученном в этом году от Российского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как выяснилось, для школы эта награда — далеко не первая (и уверена — не последняя!). Ведь еще в 2007 году педколлектив занял первое место на международном конкурсе программ развития, за нее и был присужден первый грант. “Там вообще не знали, что такое Хакасия”. На эти деньги полностью оборудовали вербатональный класс. Потом было еще несколько грантов, один из них дал возможность приобрести самое современное оборудование для столовой. За программу “Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с нарушением слуха в Республике Хакасия, как условие их успешной социализации” получили президентский грант. Сумма в три миллиона позволила закупить суваговское оборудование — комплект звукоусилительной аппаратуры со всеми дидактическими материалами и методическими разработками. Все это происходит при поддержке министерства образования и науки Хакасии.

А деньги, полученные за грант от вышеупомянутого фонда, полностью потрачены на отдых детей. Что удивительно — в числе победителей школа оказалась единственным стационарным учреждением подобного типа. В результате 38 ребятишек будут отдыхать в санатории “Туманный”, 40 — в оздоровительном комплексе “Тесь” и десять воспитанников уехали в детский санаторий в Анапу.

— Да, дети у нас “дорогие”, — говорит директор. — Но, согласитесь, если есть хотя бы малейший шанс поменять ситуацию, его нужно использовать. Наука же не стоит на месте. А пока стараемся делать все, чтобы ребенок не чувствовал свою обреченность и не потерял себя в будущем. О чем мечтаю? О новом здании, типовом, просторном, со всеми удобствами, со всем оборудованием, которым должны быть обеспечены слабослышащие дети.

Марина ЮРЬЕВА

http://www.gazeta19.ru/

29 июня 2011 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь