Общество глухих

На радостях назвали ансамбль «Радостью»...

Первым среди многочисленных самодеятельных коллективов Мурманской области звания «Заслуженный коллектив народного творчества» удостоился ансамбль танца «Радость» областного Дворца культуры им. Кирова. Приказ об этом, подписанный министром культуры России Александром Авдеевым, на днях поступил в Мурманск.


Язык жестов

Лариса Феоктистова, мать-основательница «Радости», создала в Мурманске за более чем 40 лет работы на ниве хореографии не один танцевальный коллектив. Хотя за полярный круг попала с берегов Волги случайно - в молодости выскочила замуж за курсанта-судоводителя нашей средней мореходки.

- Я с детства занимаюсь хореографией, начинала еще в студии Дома пионеров города Димитровграда Ульяновской области, а первым моим педагогом была настоящая московская балерина Тамара Макарова, которая попала на периферию тоже случайно и тоже выйдя замуж, - смеется Феоктистова.

В середине 50-х в городке Димитровграде создавался секретный, а ныне широко известный НИИ атомных реакторов. Ну и понаехали секретные столичные физики вместе с женами, в том числе балеринами.

Неудивительно, что после такой серьезной школы танцев девочка легко поступила на отделение хореографии культпросветучилища в Куйбышеве. И, между прочим, дисциплину «композиция танца» (то есть «сочинения танцев») здесь преподавала главный балетмейстер Куйбышевского театры оперы и балета Наталья Данилова, о которой с придыханием говорили:

- Это та самая Данилова, одноклассница великой Галины Улановой по Ленинградскому хореографическому училищу…

Наука сочинения танцев очень пригодилась выпускнице в Мурманске, ведь многие знаменитые теперь композиции «Радости» изобрела именно Лариса Феоктистова. Но не будем забегать вперед.

В столице Заполярья девушка по наивности попыталась было устроиться в главный областной очаг самодеятельного творчества - в «Кировку». Но ее в 1967 году быстро привели в чувство:

- У нас тут такие зубры преподают хореографию, а у вас, милочка, никакого опыта!

- Ну я и решила попытать счастья в клубе общества глухонемых на Театральном бульваре, - говорит мне Лариса Федоровна.

- Как? Неужели глухие тоже танцуют?

- Еще как! У них очень развито чувство ритма, они с него не сбиваются даже если не слышат музыку, танцевать любят до самозабвения… Первым испытанием для нашего ансамбля стал всесоюзный фестиваль обществ глухих в Ленинграде в 1969 году. Стали мы думать, что повезем? Я сходила в краеведческий музей, вдохновилась местным колоритом и поставила «Танец северных оленей». Он занял на фестивале 1-е место, и это была моя первая награда как руководителя танцевального коллектива. С тех славных времен я немного понимаю язык жестов…


Увидеть хореографа - и в море

- Но мне очень хотелось работать с детьми, чтобы начать с нуля и довести если не до совершенства, то уж точно до ума! - продолжает Лариса Федоровна.

Десять лет хореограф внедряла сценический танец в ДК железнодорожников на улице Октябрьской. Ставка худрука там была, а детского танцевального коллектива поначалу не было. Пошла по окрестным детсадам и школам, набрала группу.

Первый успех пришел в 1971 году, когда неизвестному в городе ансамблю доверили выступить на сборном концерте на Центральном стадионе в честь Дня рыбака, причем сразу вслед за мегазвездой советской эстрады Клавдией Шульженко. Но хитом стал танец на железнодорожную тематику - «Голубой вагон» на музыку Владимира Шаинского из культового мультфильма «Чебурашка».

- Мы со своим «Вагоном» взяли первое место на смотре художественной самодеятельности Октябрьской железной дороги, и мне с дочкой профком Мурманского отделения в качестве премии выделил однокомнатную квартиру, - вспоминает Феоктистова.

- А муж?

- Ну вы как маленький! Не сошлись характерами и давно разбежались… Спасибо ему, что хоть в Мурманск меня перетащил!

Кстати, партию дежурного по станции в композиции «Голубой вагон» танцевал первоклассник Андрюша Чебанный, ставший впоследствии моряком дальнего плавания.

- И вот в 1996 году, когда я в Питере оформляла в американском консульстве визы на выезд «Радости» на концерты в Сент-Луис, я случайно встретила возмужавшего Андрея, - говорит Феоктистова.- Он обрадовался: «Надо же! Зайти на денек в питерский порт, чтобы через столько лет увидеть родного хореографа и снова уйти в море!»


Мистика-оптимистика

- А кто, Лариса Федоровна, придумал такое оптимистическое название ансамблю?

- Я частенько вспоминаю эту историю, попахивающую мистикой…

В 1978 году уже известный хореограф Феоктистова опять ринулась осваивать танцевальную целину, на этот раз в Доме культуры моряков в старинном здании с белыми медведями напротив плавательного бассейна. И опять начала с нуля, с набора окрестных детишек. А уже в 1980 году безымянный детский ансамбль завоевал почетное звание «Образцовый самодеятельный коллектив».

- Ну и на радостях мы и назвали себя «Радостью». Ведь ансамбль, как и корабль, должен иметь имя собственное, не так ли? Тем более что в тот год вся страна бредила песней «Пора-пора-порадуемся на своем веку».

- А в чем же мистика, Лариса Федоровна?

- Думаю в том, что как только родилось название «Радость», меня как постановщика танцев прямо-таки прорвало. Дети в наш ансамбль пошли косяком, и композицию «Улица Мира» мне пришлось ставить уже на сто персон. Представляете, сто маленьких танцовщиков на сцене!

В 1996 году Дом культуры моряков административно вошел в качестве филиала в состав областного Дворца культуры имени Кирова. Сколько раз до этого легендарный директор «Кировки» Тамара Переверзева прижимала хореографа конкурирующей фирмы к стенке за кулисами и говорила драматическим шепотом: «Переходи ко мне, создам все условия!» А до осуществления своей мечты «царица Тамара», к сожалению, не дожила…

- Когда наш детский коллектив разросся до двухсот человек, я почувствовала, что одна такую ораву уже не потяну, надо набирать балетмейстеров со стороны, - вздыхает Лариса Феоктистова.

Сегодня в «Радости» 300 участников. Это целый комбинат хореографии, где обучение юных мурманчан начинают с пяти лет, а пляшут они потом порой до тридцати в основном составе.

- Да что далеко за примерами ходить? - восклицает заслуженный работник культуры России Феоктистова. - Наша педагог-хореограф Наталья Русакова пришла в ансамбль в пятилетнем возрасте и оттанцевала в нем четверть века! Закончила отделение хореографии Мурманского педуниверситета и сейчас у нас на вес золота: знает весь наш репертуар от самых истоков, ведь весь его сама перетанцевала.


Пятилетка качества

А репертуар ого-го! Его знают в Италии, Финляндии, Франции, Швеции, США, Бельгии, Чехии, Сербии, Норвегии, Украине и Беларуси.

9 мая 1995 года ансамбль «Радость» своей композицией «Ветры войны» участвовал в открытии мемориала на Поклонной горе в Москве. Любопытно, что первые две части этой легендарной танцевальной сюиты поставила сама Лариса Федоровна, а третью заключительную - ее нынешний супруг, балетмейстер Евгений Кораблев, перешедший в «Радость» из ансамбля песни и пляски Северного флота.

В том, что детский ансамбль танца «Радость» удостоен сегодня звания «Заслуженный коллектив народного творчества», велика заслуга и педагогов-хореографов Любови Пьяновой, Светланы Талызиной, Дмитрия Смирнова, Нани Кокон, Евгении Оболенской.

- Но расслабляться не стоит! - усмехается Лариса Феоктистова. - Ведь по статусу этого звания через пять лет нам придется его подтверждать. Так что впереди у нас поистине пятилетка качества…

Ближайший концерт «Радости» намечен на 26 февраля, когда в ДК имени Кирова будет проходить областной фестиваль «Душа России». У зрителя есть возможность опять на всю катушку пора-пора-порадоваться.

http://www.mvestnik.ru

16 февраля 2011 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь